09:54
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 февраля 2018

Портрет Федора Лощенкова

«Я любил  город  и с любовью занимался  его обликом. Каждый день до или после работы я объезжал какой-нибудь район города, смотрел, в каком он состоянии. Если улицы грязные, захламленные, то, приезжая в обком, вызывал к себе ответственного начальника и начинал разговор, и поэтому город блистал чистотой» – это цитата из выступления первого секретаря Ярославского обкома КПСС Федора Лощенкова, сопровождающая его фото.  Теперь же зал советского периода Музея истории города украсил еще и  портрет Лощенкова кисти  Марка Марковича.

Друзья решили

Художник-монументалист, график и плакатист Марк Маркович вписал изображение в фон, выполненный в духе советского авангарда 20-х годов, с символами объектов, появившихся во время работы Федора Лощенкова в Ярославской области. Портрет заказали друзья Федора Ивановича, а деньги на его создание выделил Ярославский обком КПРФ. Презентацию приурочили к 103-летию со дня рождения Федора Ивановича Лощенкова, возглавлявшего Ярославскую область четверть века – с 1961 по 1986 год.

Федор Лощенков родился в Смоленской губернии в 1915 году. Окончил железнодорожный техникум, служил в армии командиром танка, а затем учился в Московском авиационном институте. В годы войны служил в действующей армии инженером-конструктором по ремонту самолетов. Окончил высшую партийную школу, и с 1946 года началась его партийная карьера. Сначала в течение 15 лет он занимал руководящие посты в Новосибирской области, а в 1961 году был направлен в Ярославскую область. К слову, предшественника Лощенкова освободили с должности за то, что он не обеспечил рост посевов кукурузы на ярославских полях. К счастью, область вскоре вернулась к выращиванию клевера.

Не любил галстуки

Знавшие Лощенкова люди утверждают, что он не любил заздравных речей и поздравлений и 6 февраля, в свой день рождения, нередко уезжал из города. Не любил он и галстуки, поэтому на портрете изображен без этого предмета мужского гардероба.
 
Право открытия портрета было предоставлено Тимофею Прокопьевичу Колпакову, бывшему секретарю обкома партии по сельскому хозяйству, и Степану Бландинскому, внуку Лощенкова.

Примечательно, что автор портрета лично знал Лощенкова. В начале 70-х годов он пришел к нему согласовывать посвященную полету Терешковой скульптурную композицию. Она впоследствии украсила улицу, носящую имя первой женщины-космонавта. И Федор Иванович дал добро. К художникам он относился замечательно, часто бывал на вернисажах. Даже давал тогдашнему главному архитектору города рекомендации проектировать жилые дома так, чтобы в них были мансарды для тружеников кисти. Именно по его инициативе все члены Союза художников к 80-м годам прошлого века были обеспечены мастерскими, появился Дом художника на улице Лисицына, 5. При Лощенкове Ярославль неоднократно побеждал в конкурсах на звание самого благоустроенного города на Волге. Почетный гражданин Ярославской области Владимир Андреевич Ковалев отметил, что Лощенкова знала вся страна, это был человек-эпоха. Нашей области очень повезло, что из Новосибирска он был направлен на работу в Ярославль. При нем были дисциплина и управляемость.

В бронзе ваять?!

На открытии кроме слов благодарности звучали и стихи. Один, посвященный памяти «советского светлого человека», сочинил ветеран Вооруженных сил Михаил Васильевич Козка. Вышла ода не хуже державинской. Особенно запомнились последние строки: «Таких надо в бронзе ваять!».

Идея с памятником всерьез обсуждалась, но уже вряд ли найдет воплощение. Фигура Лощенкова, который возглавлял Ярославскую область целых 25 лет, то есть столько же, сколько 12 его предшественников вместе взятых, была все-таки неоднозначной. Взять хотя бы отношение к памятникам культуры. Его непрофессиональное вмешательство в дела градостроительства и архитектуры нанесло городу невосполнимый ущерб. Например, при строительстве ТЮЗа было принято решение создать в городе еще одну площадь – площадь Юности. Для этого был уничтожен целый квартал зданий исторической застройки XIX века по улице Свободы. При строительстве нового здания областного комитета партии, теперь называемого «белым домом», был снесен квартал зданий XIX века по улице Крестьянской, ныне Андропова, и только чудом уцелела часовня Александра Невского. Точнее, часовню отстояли люди: крепко взявшись за руки, окружили ее, не подпуская бульдозеры. И так трое суток, пока первый секретарь обкома партии не сдался: махнул рукой и велел технику убрать. А на площади Волкова снесли старинные постройки – бывшую гостиницу Кокуева и примыкающий к ней Лобановский магазин. Зато на набережной Волги и Которосли возвели целый ряд стилизованных беседок.

Успехи в промышленности

А вот успехи в промышленности были налицо. Ярославская областная партийная организация стала инициатором целого ряда всесоюзных «починов» и инициатив. Сохранялись и весьма высокие масштабы жилищного строительства. К середине 80-х годов жилой фонд Ярославля, например, составил 9 миллионов квадратных метров жилья, то есть вырос за 25 лет в два раза. Был взят курс на строительство крупных жилых комплексов. В области продолжалось интенсивное строительство культурно-бытовых объектов. Были воздвигнуты ТЮЗ, Дворец культуры «Нефтяник», Дворец пионеров в Северном жилом районе, детская железная дорога, кинотеатры «Октябрь» и «Волга», комплекс речного вокзала. Первый секретарь обкома договорился строить этот объект на паях. Одну треть средств выделило Министерство торговли, которое использовало потом площади вокзала в качестве торговых помещений. Одну треть выделило «Госкино» и получило возможность разместить в здании кинотеатр «Парус». И только одну треть из 10 миллионов выделил городской бюджет. Эти несомненные достижения дали повод Федору Лощенкову позже говорить, что никакого «застоя» в Ярославской области не было. За 25 лет «удалось увеличить объем промышленного производства более чем в три раза». Вот вам и застой. Может, он где-то и был, но не в Ярославской области.
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать