12:35
воскресенье,
28 апреля 2024 г.
11.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 января 2014

Дети Леонида Трефолева и их судьбы

Леонид Трефолев – ярославский поэт некрасовской школы, историк-краевед и общественный деятель. Эти разные стороны его жизни и творчества хорошо известны любителям ярославской старины. Но о его семье по-прежнему известно очень мало.

У Леонида Николаевича было четверо детей: Владимир, Всеволод, Надежда и Ольга. О Всеволоде не удалось найти никаких документов. А Владимир, Надежда и Ольга жили вместе, одной семьей, по адресу: ул. Крестьянская (бывш. Екатерининская), д. 7, кв. 4. Это сведения на 1930 год.
Сестры не работали, были уже на пенсии. Старшая из них, Надежда Леонидовна (в 1930 году ей было 68 лет), более других Трефолевых известна яроcлавской общественности. Когда-то окончила Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге, училась вместе с сестрой Ленина Анной Ильиничной Елизаровой-Ульяновой. В 1935 году во время широко отмечаемого в Ярославле 30-летия со дня кончины поэта в местной прессе, в частности, в газете «Северный рабочий», упоминалось, что они были не только сокурсницами, но и подругами. До революции, а точнее, до 1914 года, Надежда Леонидовна работала заведующей книжным складом Ярославского земства, после революции – в коммунальном отделе, в 1927 году вышла на пенсию. В квартире у нее часто собиралась ярославская интеллигенция, в основном любители музицирования. Надежда Леонидовна неплохо играла на пианино.
В 1935 году в юбилейные дни, связанные с именем Л.H. Трефолева, Надежда Леонидовна много выступала перед школьниками с рассказами об отце, давала интервью журналистам. Весь свой семейный фотоархив она передала в дар Ярославскому краеведческому музею, ныне Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Тогда же дочери Трефолева по решению Ярославского облисполкома была назначена персональная пенсия – 200 рублей в месяц.
Но жилось Надежде Леонидовне Трефолевой, как и многим представителям ее сословия, в ту пору не слишком сладко. Еще в 1930 – 1931 годах она вместе с братом Владимиром Леонидовичем попала под следствие якобы за незаконное хранение оружия. Органами ОГПУ с нее была взята подписка о невыезде. А Владимир Леонидович находился под следствием пять месяцев, после чего его отпустили: не подтвердились подозрения. Ему также вменялось в вину участие в белогвардейском мятеже в Ярославле в 1918 году, на что он отвечал: «Был на стороне мятежников, но никакого участия в мятеже не принимал».
Судьба Владимира Леонидовича очень трагична. Родился он в 1873 году. Окончил Ярославскую классическую гимназию. До Октябрьской революции работал корректором газеты «Вестник» Ярославского губернского земства, давал частные уроки на дому, увлекался фотографией. После революции он – служащий в различных советских учреждениях, работал счетоводом, конторщиком на ярославских предприятиях: это Урочский вагоноремонтный завод, машиностроительный завод. С 23 апреля 1935 года Владимир Трефолев трудился на Ярославском автомобильном заводе картотетчиком и помощником бухгалтера по материальной части. Поступив на автозавод, он сразу же попал в один из многочисленных списков социально чуждых элементов, которые сотрудники заводского отдела кадров составляли ежегодно.
Политическая неблагонадежность Bладимира Леонидовича Трефолева словно шла за ним по пятам. В архиве Ярославского моторного завода сохранились учетная карточка на него, где отмечается, что B.Л. Трефолев – сын литератора, и трудовая книжка Трефолева (в 30-х годах трудовые книжки назывались «трудовыми списками»). Там четко указан перерыв по службе Трефолева с 23 декабря 1930 года по 13 мая 1931 года и причина этого «перерыва» – находился под следствием по ст. 58 УК РСФСР. Последняя запись в трудовой книжке от 1 марта 1937 года гласит, что Трефолева перевели на должность счетовода. А в учетной карточке записи обрываются сообщением от 23 марта 1938 года: «уволен за невыход на работу более 2 месяцев».
В.Л. Трефолев не мог выйти на работу, он был расстрелян 3 марта 1938 года. Его арестовали 3 января того же года и предъявили обвинение в том, что он будто бы являлся агентом германо-латвийской разведки. Надежда Леонидовна Трефолева, к счастью, не дожила до этих страшных дней. На следствии, продолжавшемся всего два месяца, Владимир Леонидович упомянет, что она уже умерла (точную дату смерти Н.Л. Трефолевой установить так и не удалось). Среди членов семьи Владимир Леонидович будет называть только одну сестру – Ольгу, подчеркивая, что она инвалид, что ей 64 года. Ему было 65.
Реабилитируют В.Л. Трефолева 11 октября 1957 года. Имя его увековечено в первом томе книги «Не предать забвению», посвященной памяти жертв политических репрессий 30 – 50-х годов XX столетия по Ярославской области.
Изабелла Баршевская
Фотокопии из сборника «Материалы Трефолевских чтений»

11 лет назад историк-краевед Изабелла Игоревна Баршевская, изучив ряд документов фондов специального хранения Ярославского областного архива, публикации в ярославской периодике, относящиеся к 1935 году, материалы музея и архива Ярославского моторного завода, нашла весьма неожиданные сведения, касающиеся детей нашего великого земляка. В то время она уже писала об этом, но мы хотим напомнить читателям о трагедии детей Леонида Николаевича Трефолева в надежде, что, возможно, кто-нибудь дополнит исследования Изабеллы Игоревны Баршевской новыми данными.

Автор: Изабелла Баршевская

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать