23 сентября 2020
Загадки Волгостроя
Слово «Волгострой» я впервые услышала в конце 70-х, когда наш дом был признан аварийным. «Напрасно радуетесь: вот дадут квартиры на Волгострое, и до города не добраться!» – ворчали бабушки на лавочке у подъезда. Дом не расселили, а загадочный Волгострой еще долго представлялся мне далекой, манящей тайнами terra incognita.Большая река – большие планы
Столетие назад активно развивающейся советской промышленности нужна была электроэнергия. Ярославль превращался в один из крупнейших промышленных центров, начиналось строительство новых заводов и фабрик. В 1932 году появился грандиозный проект «Большая Волга»: по заданию Центрального Комитета партии чуть выше города на великой русской реке должны были появиться плотины. Система водохранилищ могла поднять воду, чтобы обеспечить судоходство для больших грузовых судов и дать электроэнергию. Именно в Ярославле должна была начаться стройка века, именно у нас должны были появиться первая на Волге плотина и гидроэлектростанция.Уже весной 1932 года начались поиски места для будущего строительства. Три варианта размещения плотины и ГЭС отмели, остановившись на четвертом. Кажется, учтено было все: особенности грунта, зона затопления и наличие острова, который отделит шлюзы для кораблей. С сентября закипела работа. Гидроэлектростанция мощностью 144 000 киловатт строилась к северу от города. Плотина должна была подняться, соединив Норское и Дудкинский остров, а суда проходили бы через шлюзы между островом и деревней Дудкино, уютно разместившейся на левом берегу Волги. Само Дудкино, как и множество других деревенек, подлежало принудительному расселению.
На место предстоящего строительства прибыли рабочие: была объявлена мобилизация комсомольцев, приехали квалифицированные инженеры. К концу 1932 года на стройке трудились четыре тысячи человек. А с 1935-го к работам стали привлекать заключенных.
В районе масштабного строительства были проложены дороги, от станции Филино протянута железнодорожная ветка, ведь стройка растянулась на 12 километров вдоль Волги. Выросли десятки бараков для рабочих и их семей. Строительство набирало обороты, но инженеры все еще проводили расчеты.
Неофициальный топоним
С каждым днем становилось понятнее: из-за подъема воды кроме десятков селений будут затоплены нефтеперерабатывающий завод в Константиновском и некоторые промышленные предприятия Рыбинска. Экономические потери могут быть огромными: даже Тутаев, расположенный на высоких берегах, может попросту сползти в воду.Пока инженеры думали, на строительстве гидроузла было завершено 60% строительных работ. В рабочем поселке кроме жилых одно- и двухэтажных домов построили пять бань, шесть столовых, семь магазинов, больницу и аптеку, детский сад и три школы. Для организации полноценного досуга рабочих и инженеров – дом отдыха, кинотеатр и два клуба. Однако осенью 1935 года строительство пришлось свернуть и перенести в Рыбинск.
Напоминанием о стройке века остался неофициальный топоним – «Волгострой». По этой местности не водят экскурсий, здесь не увидишь туристов, щелкающих затворами фотоаппаратов. Но некоторые объекты, напоминающие о грандиозных намерениях 30-х годов прошлого столетия, сохранились.
И хлеб, и зрелища
Одним из первых объектов Волгостроя была пекарня: тысячи рабочих нуждались в свежем хлебе. Сейчас это хлебозавод № 4, который находится недалеко от завода «Резинотехника». От хлебозавода в сторону Волги идет асфальтовая дорога, рядом с ней тянется железнодорожная ветка. По ней в 1933 году перевозили грузы, ходил «рабочий трамвай». По путям можно дойти почти до Дудкинского острова: дело в том, что остров с некоторых пор разделен пополам. Верхняя его часть осталась небольшим островком, а нижняя насыпью соединена с берегом. Получился полуостров, который используют для проведения учений железнодорожные войска. Три года назад правый и левый берег Волги соединил понтонный мост, по нему прошли воинские эшелоны, в воздухе гудели самолеты, на Волге рвались снаряды – зрелище страшное! За ходом учений с Дудкинского «полуострова» наблюдали министр обороны России Сергей Шойгу и госсекретарь Союзного государства Гигорий Рапота.Деревня Дудкино вопреки грандиозным планам 1930-х годов не исчезла с лица земли. Почти на километр протянулась она вдоль берега Волги, и старые деревянные домики радуют глаз ставенками и резными наличниками.
Таинственный остров
Дудкинским островом издавна владели жители Норского. Когда-то они получили его в подарок от Екатерины II. Остров окутывают легенды. В начале 20-го столетия был записан рассказ жителя Норского посада Николая Курочкина: «Когда французы бежали из Москвы, кучки басурман, голодные и холодные, заходили в Норское. Тогда норяне жарко топили бани, раскрывали печи с угаром и на ночь закрывали туда французов. К утру, батюшка, они все и передохнут. Хоронили их на верхнем конце Дудкинского острова, а дрова для бань казенные выдавали».Верхний конец острова и по сей день остался островом, доступным лишь рыбакам да путешествующим на лодке. С 1812 года хранит он свою недобрую тайну.
Дорога из булыжника
Об огромном значении строительства гидроузла в Ярославле свидетельствуют дороги, построенные в те далекие годы. Если выйти с автобуса на остановке 6-ая Овражная и пройти к Волге около семисот метров, под ногами вместо асфальта неожиданно окажется старая мостовая. Правда, только местами, там, где асфальт не выдержал испытания временем. А вот булыжники, обработанные каменотесами почти сто лет назад, не боятся перепадов температуры и других погодных неурядиц. Пожалуй, дорога, вымощенная камнями почти правильной прямоугольной формы, может простоять еще не одно столетие.Две из одиннадцати
Даже коренные ярославцы удивляются, когда узнают, что в нашем городе 11 улиц именуются набережными. Сначала вспоминают Волжскую набережную – любимое место прогулок горожан и туристов, потом – Которосльную и Тверицкую. Найти на карте все одиннадцать – задача не из легких, а увидеть их своими глазами и пройти своими ногами способны только увлеченные любители-краеведы.Две из одиннадцати ярославских набережных находятся как раз на территории Волгостроя. Первая так и называется – Волгостроевская набережная. Провинциально тихая улочка тянется вдоль Волги от Воздвиженского бора до устья маленькой речки Медведицы. Вторая набережная – Нововоздвиженская, пролегает она немного севернее, выше по течению Волги. Между ними находятся исправительно-трудовая колония и памятник природы – Воздвиженский бор. Сейчас бор считается эталоном лесов регионального значения и отнесен к особо охраняемым природным территориям. Однако старшее поколение местных жителей нередко называет его парком. В 30-х годах здесь были проложены дорожки, разбиты клумбы, действовал клуб и кинозал на полтысячи мест для рабочих Волгостроя. В наше время о былом парке напоминает только круглая бетонная площадка, наверное, здесь воскресными вечерами устраивались танцы.
Первая жертва
За бором спряталось село Воздвиженье. От улицы Колышкина оно отделено огромным пустырем и руинами хлебобазы № 61. И Дудкино, и Воздвиженье находятся в городской черте, но мало кто из жителей других районов Ярославля там бывал. В Воздвиженье, почти на самом берегу Волги, можно увидеть руины церкви Воздвижения Креста Господня с приделом Николая Мирликийского. Построен храм был в 1799 году на средства прихожан, а в 1931-м был закрыт, он стал одной из первых жертв большой стройки – Волгостроя. Колокольню взорвали, а кирпичи использовали для печей в рабочих бараках. Здание храма заняли под ясли, детский сад и поликлинику, затем там располагался молокозавод, а в 90-х годах церковь забросили, она начала разрушаться. Теперь с плывущих по Волге теплоходов Воздвиженскую церковь и не разглядеть, а когда-то она была украшением левого волжского берега.Закрома Родины
На территории Волгостроя в 1938 году было построено огромное зернохранилище. В народе его называли просто элеватором, по документам – «Хлебная база № 61». В годы Великой Отечественной войны хлебобаза играла важную роль в снабжении фронта. Она занимала большую площадь, ведь там были не только зернохранилища, но и лаборатория для оценки качества зерна, зерноочистительное и сушильное оборудование. Поначалу зерно подвозили по железнодорожной ветке из Твериц, но в 1969 году построили эстакаду и транспортер от Волги, и зерно стали забирать прямо с речных барж. Через год были оборудованы причал для швартовки и зернопроводы. Эстакада с транспортерами и четырьмя пересыпными башнями тянулась почти на километр. Увы, в 90-х годах прошлого столетия важный стратегический объект был приватизирован и постепенно заброшен, хотя администрация хлебобазы работала вплоть до признания ее банкротом – до 2004 года. Содержимое закромов родины было вывезено в неизвестном направлении, а сами элеваторы сейчас находятся в плачевном состоянии.
Автор: Ирина Штольба
Городские новости, №81
Городские новости, №81
Другие новости раздела «Из истории»
Из истории
28 октября 2020
Ярославцы выпустили познавательный ролик ко Дню народного единства
Свежий номер
Из истории
25 июля 2018
Защитник Отечества и ярославский воевода
Свежий номер
Из истории
08 февраля 2017
Губернский город Ярославль
Из истории
21 ноября 2013
Красное знамя для юных артистов
Свежий номер
Из истории
02 октября 2019
Капли датского короля пейте, кавалеры!
Свежий номер
Из истории
16 ноября 2016
Николай Оболенский, последний губернатор царской России
Комментарии