14:06
вторник,
19 марта 2024 г.
-2.26
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 июля 2016

Пять поколений купцов Сорокиных в Ярославле

Пять поколений купцов Сорокиных к концу XIX века создали в Ярославле самый  современный для своего времени свинцово-­белильный завод с двигателями иностранного производства и всероссийской известностью выпускаемой  продукции. Сорокины были  не только успешными купцами, промышленниками, но и активными горожанами: они  участвовали в выборах в Городскую думу, служили в судах, занимались благотворительностью и играли заметную роль в жизни города, а  Филипп Семенович Сорокин  в 1808 – 1811 годах был городским головой, о чем подробно  рассказывалось  в спецпроекте «Муниципальная среда»  в «ГН» № 27  от 8 апреля  2015 года.
1 / 3

Семейная история

Первые сведения о Сорокиных в Ярославле относятся к середине XVIII столетия. Они жили в приходе церкви Св. Симеона Столпника, если говорить сегодняшними мерками, это в районе памятника Ленину на Красной площади. Семен Федорович Сорокин имел несколько лавок в москательном ряду в Москве. И, очевидно, накопленный в торговле капитал он решил вложить в собственное производство.

В 1786 году Семен Сорокин создал свой свинцово-белильный завод на участке, где в Волгу впадал Пятницкий ручей, отсюда и название – Пятницкий спуск. Позднее Сорокин приобрел у наследников купца Климентия Оловянишникова расположенный поблизости кожевенный завод на Железной улице, ныне район улицы Кооперативной. Процесс производства свинцовых белил требовал, чтобы свинцовые чушки для окисления на несколько месяцев обкладывались навозом. Еще быстрее процесс превращения свинца в окись шел при обкладывании свинцовых чушек «отдубиной» – гниющими отходами кожевенного производства. Если свинец окислялся дольше, то получались не белила, а свинцовый сурик оранжевого цвета. Не случайно свинцово-белильный и кожевенный заводы Сорокиных находились поблизости друг от друга.

Наиболее заметным представителем семьи был Филипп Семенович Сорокин – городской голова Ярославля. Семейный бизнес продолжали его сыновья Николай и Иван, а затем их сыновья. Филипп Сорокин расширил отцовское дело: он купил у вдовы купца Михаила Викулина Матрены кожевенный завод в районе Железной и Петропавловской улиц Ярославля. Состояние семьи росло, и к началу XIX века Сорокины стали купцами 1-й гильдии. Всего в городе на то время было почти 400 купцов, и только 5 из них относились к 1-й гильдии. Причем семья Сорокиных, объявившая капитал в 50 тысяч рублей, стояла на первом месте по размерам своего состояния. В 30-е годы XIX века купцов 1-й гильдии в Ярославле уже не числилось, а Сорокины с капиталом в 20 тысяч рублей входили во 2-ю гильдию.

В то время из-за резкого сокращения спроса на юфть (кожу) кожевенный завод постепенно сдавал свои позиции. Особенности производства вели к медленной оборачиваемости капитала и вызывали постоянные жалобы жителей соседних домов на «дурной запах» и «опасность от пожару». В результате с 1850 года Николай и Иван Сорокины полностью свернули кожевенное дело и сосредоточились на высокодоходном свинцово-белильном производстве.

Всероссийская известность

Продукция свинцово-белильного завода Сорокиных неоднократно выставлялась на региональных и российских выставках. Так, на первой Ярославской выставке 1837 года были представлены белила шести ярославских заводов, и продукция завода Сорокиных выделялась своей выгодной ценой. Лучшие белила других заводов стоили более 14 рублей за пуд, а у Сорокиных – 12 рублей. Белила первого сорта предназначались для окраски в белый цвет, а второго – для окраски крыш, полов и вообще для окраски в темные цвета. Белила второго сорта давали значительную прибыль изготовителям, но зачастую не удовлетворяли покупателей, поскольку краска оказывалась нестойкой.

В середине XIX века продукция местных свинцово-белильных заводов сбывалась на Нижегородской и Ростовской ярмарках, в Москве и Казани. Ярославские предприятия производили более половины всех белил в Российской империи, и это производство наряду с текстильным и табачным определяло рыночную специализацию губернии. Братья Николай и Иван Сорокины производили большую часть белил в Ярославле. В 60-х годах XIX века произошло разделение семейного бизнеса между Николаем Филипповичем и его племянниками Алексеем Ивановичем и Геннадием Ивановичем. Николай Филиппович с сыном Сергеем Николаевичем сохранили за собой свинцово-белильный завод на Пятницком спуске, а его племянникам перешел завод на Железной улице. Была поделена и другая недвижимость Сорокиных – жилой дом, 23 лавки, 2 палатки и земля в Тверицах. Общую стоимость всей недвижимости на момент раздела хозяева объявили в 37 тысяч рублей. При Сергее Николаевиче Сорокине завод был гораздо крупнее средних размеров в своей отрасли. В 1883 году при 60 рабочих он давал почти на 65 тысяч рублей годовой выработки свинцовых и шпатовых белил. В основном производились белила с добавлением тяжелого шпата, то есть второго сорта.

Сергей Николаевич Сорокин скончался 24 сентября 1898 года и был похоронен на Леонтьевском кладбище в Ярославле (захоронение № 7072). После этого свинцово-белильный завод на Пятницком спуске перешел в собственность его сына Николая Сергеевича Сорокина.

Больница для «обреченных»

Рабочие редко работали на свинцово-белильных предприятиях более года, и уже через 2 – 3 недели работы у них могли проявиться первые признаки свинцового отравления. Об этом на примере завода Сорокиных наглядно рассказал работавший здесь Владимир Гиляровский в своем очерке «Обреченные». Поэтому рабочий день на свинцово-белильных заводах не превышал 4 – 5 часов в сутки, тогда как на остальных предприятиях он достигал 12 – 13 часов. Не случайно на заводе Сорокиных в числе первых в городе появилась больница, в которой в 1889 году было 5 кроватей. Согласно российскому законодательству больницы должны были организовываться из расчета 1 кровать на сто рабочих. На заводе Сорокиных создание больницы было не обязательным, но разумным решением владельцев. При 60 рабочих соотношение составило 1 кровать на 12 рабочих.

Менделеев об импортозамещении

Анализируя состояние химической промышленности России в конце XIX столетия, Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Особенно же развилось в центральной области производство свинцовых белил, которые готовятся, судя по официальным данным, на сумму 850 тыс. руб., в количестве до 250 тыс. пуд. (ввозится же из-за границы до 120 тыс. пуд.)».

Менделеев выражал надежду на то, что «внутреннее производство химических и красящих веществ будет развиваться в благоприятную сторону, т.е. заграничные продукты постепенно начнут заменяться внутренними». Для этого очень вовремя поддержку отечественному производителю оказало правительство, и таможенный тариф 1891 года своими ставками дал покровительство химической отрасли.
Завод Сорокина работал и на иностранном сырье, и на иностранном оборудовании, имелся и керосиновый двигатель фирмы Отто-Дейц. И в 90-х годах один этот завод давал около 14 процентов общероссийского производства свинцовых белил. Сбыт продукции охватывал Москву, Поволжье, Закавказье, Закаспийский край и часть Сибири.

Итоги

В течение 130 лет пять поколений Сорокиных успешно занимались предпринимательской деятельностью в Ярославле. За это время они смогли развить свой свинцово-белильный завод из небольшого полукустарного заведения в достаточно современное производство с иностранными двигателями и всероссийской известностью выпускаемой продукции. При этом все реконструкции и модернизации проводились исключительно за счет частных, а конкретно семейных, инвестиций.

После октября 1917 года завод Сорокиных был национализирован и к пятилетнему юбилею революции, официально в 1923 году, получил название «Красный маяк». В настоящее время ОАО «Ярославский завод «Красный маяк» по своему «трудовому стажу» из ныне действующих в Ярославской области предприятий уступает только Ярославской Большой мануфактуре – ОАО «Красный Перекоп», созданной в 1722 году.
Автор: Виктория Марасанова
ФОТО из архива автора

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать