13 июля 2016
И это была победа
Без малого четверть века назад, в 1992 году, в Ярославле открыло двери необычное учебное заведение – Провинциальный колледж. Сегодня быть учащимся колледжа престижно. Однако 25 лет назад группа молодых преподавателей и ученых под руководством Михаила Груздева, нынешнего ректора ЯГПУ имени Ушинского, только делала первые шаги к признанию. О том, как это было, вспоминает преподаватель колледжа, учитель года России-1994, заслуженный учитель РФ Михаил НЯНКОВСКИЙ.Как все начиналось
– Михаил Александрович, у каждой идеи есть авторы. Сложно поверить в то, что Михаил Вадимович, занимавший ответственные посты в областном правительстве, нынешний ректор педуниверситета, стоял у истоков столь необычного дела?– Так ведь Михаил Вадимович Груздев не сразу стал чиновником. В 1982 году, когда мы с ним только познакомились, он работал в областном лагере комсомольского актива «Корчагинец». Я тогда был там старшим вожатым, но после окончания вуза в лагерь ездить уже не мог, и меня сменил Михаил Вадимович, а тогда просто Миша Груздев, студент ЯГПИ.
Лагерь просуществовал до начала 90-х годов. К тому времени у нас сложилась отличная
команда. Многие ребята, которые туда ездили еще школьниками, выросли и приезжали работать уже в качестве вожатых.
Когда же комсомол ушел с политической арены, у Михаила Груздева родилась идея – реализовать на базе этого лагеря принципиально новый образовательный проект.
– К тому времени он уже был заведующим кафедрой ЯГПУ?
– Да. И кандидатом наук. Но главное, он имел связи в научном мире, к тому же обладал еще одним даром – притягивать интересных людей. Вскоре ему удалось собрать вокруг себя чудесных детей и педагогов.
В лагерь приезжали ученые, имена которых были известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, среди них Игорь Васильевич Бестужев-Лада и Игорь Семенович Кон. Сказать, что дети были в полном восторге от встреч с ними, фактически не сказать ничего. Это был настоящий триумф! Я тогда работал в школе № 36, и мои ученики, которым посчастливилось попасть в лагерь, с горящими глазами делились со мной впечатлениями. Стало понятно, что проект удался. Кстати, к тому времени лагерь и получил новое имя – Провинциальный колледж.
Воскресный колледж
– Не могу себе представить, что ребята во время летних каникул вместо того, чтобы загорать, плавать, путешествовать, с увлечением учились. Что побуждало их к этому?– Думаю, предоставленная возможность сократить существующую пропасть между теорией и практикой. Ведь в чем проблема школьного образования? У нас существует огромный разрыв между этим самым образованием и реальной наукой. Знаете, как наука приходит в школу? Сначала делается открытие, потом над ним десять лет думают, потом двадцать лет внедряют, потом еще тридцать адаптируют к школе, после этого за десять лет превращают в методику и наконец выдают в виде учебных пособий.
В том проекте, который начал реализовывать Провинциальный колледж, этот разрыв был сокращен до минимума – наука сама пришла к школьникам. С ребятами встретились, минуя различные институты и ведомства, активно работающие ученые-практики. К ним приехали философы, историки, психологи, искусствоведы…
– Но вот закончилось лето…
– И стало понятно, что ни детям, ни родителям, ни педагогам расставаться не хочется. И тогда родители начали говорить, что занятия с ребятами надо продолжать в течение всего учебного года. Михаил Груздев их услышал и открыл… воскресный колледж. В нем занимались не только ярославцы, но и дети из всех районов области. Буквально через полгода стало ясно – это тот путь, по которому надо идти дальше.
Несусветная авантюра
– Михаил Александрович, а что за ребята у вас учились?– Те, которым в школе было скучновато и тесновато. Этим ребятам хотелось чего-то большего. Их потом назвали детьми с особыми образовательными потребностями. Так незаметно родилась идея создания постоянно действующего учебного заведения. И знаете, я вам честно скажу, это была несусветная авантюра.
– Это вы с позиций сегодняшнего дня так считаете?
– Да с позиций сегодняшнего дня реализация этой идеи вообще невозможна! А с позиций моего нынешнего возраста это авантюра. И хотя идея давно витала в воздухе, все время казалось, что ничего не получится. Но ведь вышло!
– А как Провинциальный колледж оказался в планетарии?
– Да в общем-то случайно. Чтобы воплотить задуманное в жизнь, нужно было помещение. Его у нас не было. И в этот самый момент в городе объявляют конкурс на замещение вакантной должности директора Ярославского планетария. Причем соискателям было предложено написать новую концепцию развития этого учреждения. И Груздев выдвинулся на конкурс. Он предложил концепцию создания в планетарии научно-педагогического центра, в состав которого войдет и школа для старшеклассников. Он выиграл конкурс и стал директором планетария. Я помню, он позвонил мне и сказал: «Вот не поверишь, но я работу сменил, теперь я директор планетария».
Дальше начались безумно тяжелые дни. Чтобы создать новое учебное заведение, потребовалось сломать все существующие стереотипы. А тут еще в атаку против нового директора пошли сотрудники планетария, которые категорически не приняли новую идею. Ведь у них был свой сложившийся
мир, обустроенный и комфортный…
– В который вы влезли…
– Так оно и есть. Я ни в коей мере не осуждаю этих людей, тем более что потом мы прекрасно поладили, но тогда нас обвинили в том, что мы организуем школу для богатых, а Груздева называли не иначе как дельцом от науки. Все действительно думали, что мы создаем частную школу, но Михаил Вадимович сказал сразу: здесь ее не будет.
– Как вы смогли уместиться в старом здании планетария, там и места-то не было?
– Были три комнатушки, две из которых смежные, в них мы проводили уроки. Как таковых лабораторий у нас не было, а химию и физику ребята изучали по желанию. Но зато мы жили одной большой семьей.
Доверить собственных детей
– Куда же вы пришли со своей идеей новой школы?– В департамент образования мэрии Ярославля. Представьте себе картину. Заходит в кабинет директора департамента молодой человек и говорит: «Мы создадим новую школу для старшеклассников, в ней будут работать преподаватели вузов…» Откровенно говоря, сегодня я бы такого мечтателя на порог не пустил, но Груздева пустили, выслушали. Конечно, не сразу, но в него поверили. Поверили Александр Федорович Прямицин с Валентиной Николаевной Малютиной, тогдашние руководители департамента образования мэрии, поверила и Вера Ивановна Рыбакова, директор департамента образования области, поверили руководство города и депутаты, к которым тоже обратились за советом. Причем в нас поверили настолько, что привели учиться своих детей. И кто привел! Среди родителей наших первых учеников были председатель городского Совета народных депутатов, заместитель губернатора области, заместитель директора департамента образования… Понимаете, что это значит? Ведь одно дело просто поверить человеку и совсем другое – доверить ему самое дорогое, собственных детей.
– Преподаватели у вас работали школьные?
– Педсостав был очень сильный. Я был единственный, кто пришел из школы, остальные из вузов. В начале совместной работы я учил своих коллег заполнять школьный журнал, выставлять оценки, причем не красной пастой, а синей…
– А кто мог поступить в колледж? Только отличники?
– Нет, главным критерием отбора было желание у ребенка учиться. Мы принимали выпускников девятых классов, которым предстояло проучиться у нас два года. Основной упор делали на преподавание гуманитарных дисциплин, изучали психологию и философию. Классы были разбиты на подгруппы, это позволяло педагогу вести индивидуальную работу практически с каждым ребенком. Ежегодные исследовательские работы были обязательными. Причем у некоторых учеников эти самые работы потом вырастали в диссертации.
Скажите, что не так?
– Как удавалось сохранить атмосферу доверия между педагогами и детьми?– Раз в полгода мы собирались вместе и спрашивали ребят: «Скажите, что у нас не так?» Они откровенно говорили обо всем. И это было нормально. Порой нам приходилось принимать кадровые решения – просить того или иного педагога уйти. Это было непросто. Но в итоге нам удалось выучить и воспитать потрясающе талантливых и заметных детей.
Думаю, во многом это получилось еще и потому, что время было такое: запретов мало, а инициатив много. Кстати, именно в Ярославле провели первую российскую олимпиаду школьников по астрономии, географии и литературе. В 1995 году, по версии журнала «Огонек», мы вошли в список ста лучших школ России. И это была победа.
Автор: Людмила Дискова
ФОТО из архива М.А. НЯНКОВСКОГО
ФОТО из архива М.А. НЯНКОВСКОГО
Другие новости раздела «Образование»
Образование
27 декабря 2021
Мэр Ярославля проверил новые детские сады Фрунзенского района
Образование
18 июня 2020
В Ярославле будущие повара выпускные экзамены сдают онлайн
Образование
01 июня 2023
Михаил Евраев обсудил с ректором СПбГУ планы по подготовке кадров для Ярославской области
Свежий номер
Образование
13 июня 2019
Главное – любовь к детям
Образование
28 апреля 2021
Стал известен график работ ярославских школ в майские праздники
Образование
16 марта 2020
Родителей ярославских школьников попросили письменно уведомить о решении свободного посещения
Комментарии