15:45
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
30 июля 2015

Часы как визитная карточка

Поводом для размышления на тему  стала «прямая линия» председателя городского муниципалитета  Павла Зарубина с жителями Ярославля. Среди повседневных вопросов прозвучали три необычных –  и все три про часы. Люди спрашивали, когда же наконец починят городские часы. И хотя они говорили про разные часовые механизмы, мысль была одна: часы  – это хорошо! С ними веселее  жить в едином ритме. Если хотите, это визитная карточка города.  

 

Старинные часы еще идут...

Каждый уважающий себя  город имеет городские часы. Если город небольшой и нетуристический, то часы несут только  утилитарную функцию. Как ни странно, в эпоху гаджетов по ним все еще сверяют время. Они не дают опоздать на поезд или на работу. Башенные часы помогают сориентироваться в городе, особенно незнакомом. В мусульманских странах часы призывают верующих на молитву. В Ярославле  когда-то назначали свидания «под часами», которые находились на здании главпочтамта. Теперь там электронное табло, и романтика встреч «под часами» пропала.
Если же город – туристическая Мекка, то часы могут стать отдельным туристическим объектом.
Существует несколько десятков знаменитых  на весь мир часов. Каждые  знамениты чем-то своим: древностью,  красотой, оригинальностью, интересной легендой.  Так,  лондонские часы  в Королевской обсерватории Гринвича считаются самыми точными в мире. Другие лондонские часы – Биг Бен – удерживают пальму первенства как «самые высокие башенные часы с боем». Про них рассказывают множество историй с чисто английским юмором. Вот одна из них – про название большого часового колокола.  По одной из версий он назван в честь лорда Бенджамина Холла, прозванного за мощное телосложение Большим Беном. Рассказывают, что на заседании парламента  по обсуждению названия колокола сэр Холл произнес длинную скучную речь. Один из уставших парламентариев в досаде крикнул: «А назовите колокол Биг Беном и покончите с этим безнадежным делом!». Палата лордов взорвалась от хохота, что означало единодушное согласие.
Пражские часы Орлой – победители в номинации «самые старые башенные часы в мире».  Они сделаны в 1410 году. С их первым ремонтом в 1490 году связана страшная история. Ремонтировавшему часы мастеру Ганушу выкололи глаза, чтобы он не смог сделать такие часы для других городов. В 1865 году часы стали страшными и с виду. На них поместили фигуры Смерти, Скупого, Гордеца и  12 апостолов. Когда каждый час Смерть дергает за колокол, Скупой звенит монетами, Гордец смотрится в зеркало и начинают шествие апостолы, зрители поневоле задумываются о бренности этого мира.
Аналог Орлоя –  часы  на фасаде Театра кукол им. Образцова в Москве – веселые. Каждый час из окошка часов вылетает петух и  звонко кукарекает.  Затем  звучит  мелодия «Во саду ли, в огороде», и из одного из двенадцати окошек появляются то ослик, то медведь, то кот, то сова... Сразу все двенадцать персонажей выходят только в полдень и в полночь. Даже  байка про эти часы забавная.   Напротив театра в советское время был винный магазин. Во времена горбачевского сухого закона  он открывался в 11 часов. В это время  из окошечка показывался волк, чем очень радовал ждущих опохмелки мужиков. Так 11 часов стали «часом волка».
Ну и всем  российским гражданам наверняка особенно дороги кремлевские куранты. Они не просто визитная карточка Москвы, а  один из символов  государства. К ярославцам же кремлевские куранты имеют самое прямое, можно сказать, братское отношение.  

Старший брат кремлевских курантов

4-1В Ярославле самыми знаменитыми, старинными, богатыми историей по праву могли бы считаться куранты на Большой звоннице бывшего Спасо-Преображенского монастыря, ныне музея-заповедника на Богоявленской площади. Они со Спасской  башни Московского кремля! Раньше башня называлась Фроловской, и часы на ней появились между 1491 и 1585 годами. Примерно через столетие исправной работы часы встали. Царь Михаил Федорович решил завести новые. В 1621 году он пригласил знаменитого английского часовщика Христофора Головея. А поломанные 60-пудовые  часы продали в Ярославль за бешеные деньги – 48 рублей. По тем временам на эту сумму можно было купить 16 лошадей!
Часы отремонтировали и разместили на Надвратной башне Спасо-Преображенского монастыря. В XIX веке куранты  «переехали» на Большую звонницу. В 1876 году их снова серьезно отремонтировали и поручили заботу о них звонарю Архиерейского дома монаху Василию Максимовичу Слепневу, между прочим, слепому от рождения.
Часы отсчитывали время до белогвардейского мятежа 1918 года. Во время беспорядков звонница пострадала от артобстрела, и часы снова встали. Затем в стране началась революционная неразбериха с национализацией церковного имущества. Для нужд молодой советской республики требовался металл. В 1927 году колокола Большой звоницы решили отправить в переплавку. Ярославскому реставратору И.А. Тихомирову удалось их отстоять вместе с часами.  В 1928 году  часы снова отремонтировали. Теперь они каждый час исполняли «Интернационал».  В 1929 году колокола все же попали в переплавку. Исчезли и старинные кремлевские куранты. Части их механизма обнаружили уже в пост-
советское время при реставрации звонницы 2005 – 2010 годов. Механизм стал  экспонатом  отдела истории музея-заповедника.
В 1983 году на звоннице  установили современные электромеханические куранты. Трудились над ними всей областью.   Циферблат и стрелки изготовила  Ярославская научно-реставрационная мастерская. Электронную и механическую системы перезвона и боя – СКТБ «Электронприбор». Механическое оборудование – Ярославский электромашиностроительный завод. Механизм целиком настроили специалисты Угличского часового завода. В 1991 году специально для ярославских курантов на заводе Товарищество «Пятков и Ко»  в Каменске-Уральском отлили пять колоколов.
После установки новые куранты  обслуживал главный конструктор ярославского «Электронприбора» Валентин Николаевич Лебедев. В 1995 году «Электронприбор» перестал существовать, сотрудники были уволены. Тогда же  часы начали сбоить. Проблемы начались не только с настройкой, поломались части механизма. Изготовить новые было негде – сделавшие их производства  распались.  
В 2002 году  ярославские куранты пытались починить. Пригласили  известного  часовщика  из Воронежа Анатолия Васильевича Струкова. Часы заработали, но ненадолго.   Мастер бился над ними еще полтора года, но так и не  восстановил надежную работу механической части. С тех пор музей-заповедник ищет  специалистов, которые могли бы запустить  ярославские куранты.  Пока безрезультатно.

Самые точные, самые любимые, самые волжские

4-4Самые точные ярославские часы – на здании   управления Северной железной дороги на Волжской набережной (до революции – училище для девиц духовного звания). Это здание в «русском» стиле  было построено в 1861 году. Тогда часы на фасаде  были не самыми, а просто точными. А самыми точными они стали в  2008 году. Во время реконструкции здания старинные механические часы заменили электронными. Время на них устанавливается автоматически на основе данных спутника, для связи с которым на крыльце есть специальная антенна. Эти часы  служат эталоном для установки времени на часах, расположенных в студиях для совещаний СЖД.
В ведомстве СЖД еще двое исторических часов:  на здании Московского вокзала и на  пассажирском здании Ярославля-Главного. Построенный в 1870 году Московский вокзал изначально часов не имел. Они появились при расширении вокзала в 1914 году.
А вот пассажирское здание Ярославля-Главного, построенное в 1952 году архитектором В. Панченко в стиле сталинского ампира, сразу увенчали башенные часы. Они с изюминкой: циферблат украшен знаками зодиака. В 2003 году старый часовой механизм заменили на электронный. Пульт управления установили в одной из касс вокзала. С пульта корректируется  время не только на башенных часах, но и на электронном дисплее на фасаде вокзала.
Так же аккуратно, как СЖД, хранит старинные часы Ярославская федеральная противопожарная служба. В их ведении находятся часы 30-метровой пожарной каланчи на Красной (бывшей Семеновской) площади. Пожарное депо с каланчой и часами  – одно из лучших творений ярославского архитектора Григория Васильевича Саренко – построено в 1911 году. В начале 80-х годов  ХХ века сломанный часовой механизм заменили электрическим блоком управления, оставив старинный циферблат. Увы, пожарные часы не проявляют пожарной точности: за месяц они  отстают или убегают примерно на десять минут.
Самые «волжские» часы находятся на башне речного вокзала.  Комплекс речного вокзала по проекту архитектора Т.П. Садовского вводился в строй поэтапно: в 1976 и 1984 годах. Башня символизировала маяк, а часы на ней изображали солнце. Сейчас часы стоят, даже стрелок на них нет.
Самые «любимые» ярославские часы принадлежат комбинату «Красный Перекоп», до революции – Ярославской Большой мануфактуре. Эти английские башенные часы с боем были построены в  70-х годах  XIX века  вместе с новыми корпусами мануфактуры. Строительство было развернуто московскими купцами Карзинкиными, купившими фабрику в 1857 году у прежних владельцев купцов Яковлевых. Куранты стали настоящим символом индустриализации. Они  звали фабричных  на работу, приглашали плясать кадриль, укладывали спать. Точно так же они  служили и советским рабочим. Неудивительно, что красноперекопцы относятся к своим курантам с почти религиозным благоговением.   
В лихие 90-е  вместе с упадком комбината  часы встали. Их ремонтировали дважды.  Сначала  старинный механизм,  который вскоре разворовали. Тогда под руководством главного энергетика комбината Вячеслава Григорьевича Романова установили электронный механизм. Окончательно красноперекопские куранты встали в 1997 году. Жители Красноперекопского района несколько раз  обращались в общественную организацию «Петропавловская слобода» с просьбой повлиять на дирекцию комбината и «завести» часы.  Но  из-за плачевного экономического состояния «Красного Перекопа» перспективы  пока не радужные.
Вторые исторические часы Красноперекопского района находятся   на храме Петра и Павла в Петропавловском парке. Они появились в Ярославле вместе с храмом через 120 лет после курантов звонницы –  в 1741 году. До революции Петропавловский парк служил дачей его многочисленным владельцам – купцам Затрапезновым, Яковлевым, Карзинкиным. Часы содержались в порядке. Они пережили и советское время, когда парк стал общедоступным местом отдыха, а церковь Петра и Павла служила пионерским клубом. Исчезли они в 90-е, когда парк фактически деградировал. Сейчас Петропавловский парк – памятник федерального значения, идет его реконструкция. Реконструировали, то есть сделали заново, и часы. По ним жители района уже сверяют время.

Постсоветский проект

Самые современные и, пожалуй, одни из самых оригинальных часов находятся на Волжской набережной на здании Музея истории города, бывшего дома купца Кузнецова. Дом был построен в  1893 году. Часов на нем никогда не было. Побывав в советское время разными больницами, в 1985 году здание перешло музею-заповеднику. В 1998 году в нем открылся муниципальный Музей истории города. Во время реставрации  тогдашнего директора музея  Владимира Георгиевича Извекова посетила мысль о часах в слуховом окне под крышей. Так как диаметр окна был больше метра,  готовых часов не нашлось.  Зато в Угличе нашли часовщиков, готовых взяться за индивидуальный проект.  
Угличане придумали уникальные часы.  Циферблат диаметром 78 сантиметров был сделан вручную. Во время дождя он очищался дворниками, управляемыми мотором от автомобиля УАЗ. Мотор и другие части механизма прятались  в  будочке под крышей. Электронная часть управления находилась в компьютере музея. Остается назвать имя главного часового мастера – это Виктор Валерьевич Бородулин.
Каждый час куранты исполняли фрагмент песни «Ярославская сторонка», каждые полчаса били. «Это было очень красиво, – вспоминает Владимир Георгиевич. – Народ останавливался и расплывался в улыбке». Без поломок часы проработали два года. Потом стали происходить  сбои. Часы ремонтировали. Вскоре мастерская угличских часовщиков распалась, и ремонтировать часы стало некому. Часы не восстановили даже к 1000-летию Ярославля…
4-2Итак, красивых уличных часов с историей и легендами в Ярославле достаточно. Какие из них могут стать визитной карточкой города? По месторасположению и оригинальности самые вероятные кандидаты – часы на Музее истории города, куранты звонницы и башенные часы речного вокзала. Но именно они-то сейчас сломаны. Впрочем, если политики возьмутся, собственники напрягутся, а меценаты будут щедрыми, все можно починить. А пока часовой визитной карточкой Ярославля выступает молодая, 2009 года выпуска скульптура рычащего медведя на  Первомайской улице. Туристы с восторгом слушают его рык. А так как  рычит он исправно каждый час, то скульптуру медведя  можно считать почти часами.

Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Муниципальная среда»

Читать