17 октября 2018
Неслучившийся Ярославль
В музее современного искусства «Дом муз» проходит необычная выставка – «Неслучившийся Ярославль». Здесь представлены архитектурные проекты, которые не были и, пожалуй, уже никогда не будут осуществлены в нашем городе. Авторы экспозиции – Аркадий Бобович, главный архитектор Ярославля с 1985 по 2008 год, и его сын Роман.На месте «Миллениума»
Особое внимание на выставке уделено пойме реки Которосль. Борис Хуторянский, с 1953 по 1966 год главный архитектор города, создал проект красивого регулярного парка. На тот момент центральным парком Ярославля был Бутусовский, но он имел небольшие размеры – всего три гектара. На проекте Бориса Хуторянского можно увидеть Стрелку и Даманский остров, которые соединяются пешеходным мостом, а также стадион на полуостровной части. Его вместимость должна была составить без малого 35 тысяч человек. Чаша несколько «утапливалась» в землю, чтобы трибуны не нарушали гармонию исторической застройки.Проект благоустройства парка в пойме Которосли разрабатывал в 1978 году и сам Аркадий Бобович, выполняя выпускную квалификационную работу в МАРХИ. Согласно этому проекту мост через Которосль мог появиться в створе улицы Победы. В самом парке планировались гостиница, ресторан, мотель, кинотеатр и даже концертный зал на месте нынешнего «Миллениума». На основе проекта Бобовича ЦНИИП градостроительства в 1982 году создан реальный проект, который, однако, так и остался на бумаге.
Наш Дефанс
Была и такая идея – намыть полуостров в районе Московского проспекта и разместить на нем комплекс высотных зданий. И тогда в районе нынешнего парка 1000-летия мог бы появиться туристическо-гостиничный комплекс. Автор проекта Олег Береснев выполнил его в 1993 году и назвал «Русская деревня». Территория была насыщена кафе, маленькими отелями, выставочными объектами, среди которых туристов ждали ростральная колонна со скульптурой, символизирующей ярославские реки, скульптура Посейдона и его жены – царицы морей Амфитриты, большой фонтан, японский сад камней, памятники ярославскому наместнику Алексею Мельгунову, великому русскому композитору Петру Чайковскому и даже скульптура в виде птицы Феникс (одноименная фирма как раз и предложила свою технологию строительства быстровозводимых домов для этого комплекса). В итоге стройка так и не состоялась.Гостиница к Олимпиаде
В 1974 году московский институт «Курортпроект» спроектировал 16-этажную гостиницу «Чайка». К олимпийскому, 1980 году, как изначально задумывалось, «Чайка» так и не была построена. В 1990-х годах «Курортпроекту» заказали переработку проекта с сохранением построенных трех этажей. Но дальше эскизов дело не пошло. В 2003 году был проведен конкурс на градостроительную концепцию реконструкции здания. Идей было много: например, «Чайка» в форме корабля с трубами, со стеклянным верхом, что по тем временам было ноу-хау. В итоге заброшенное здание просто-напросто снесли.
И музы канули в Лету…
Неподалеку от «Чайки» в 1980-х годах задумали возвести концертный зал. На стенде выставки – проект 1986 года, выполненный в мастерской Всеволода Шестопалова, архитекторы которой разрабатывали проект здания обкома КПСС, ныне здание правительства области. Автор проекта – Галина Балашева. Предполагалось, что это будет ярусное здание, похожее на зиккурат, с интересным решением фасада: круглые окна, перед которыми стояли скульптуры муз.С распадом Союза проект канул в Лету.
72-метровая пирамида
Еще одно гигантское сооружение – конгресс-центр – предлагалось возвести в канун тысячелетия Ярославля на Которосльной набережной, на месте КЗЦ «Миллениум». 72-метровое сооружение, будь оно построено, выглядело бы как разрезанная на четыре части пирамида с шаром внутри. Идея принадлежала архитектору Вальтеру Хилдербранту из Австрии. Австрийцы готовы были и проинвестировать это «великолепие», но даже широкая русская душа не вынесла столь масштабного замаха. Проект был отклонен.Где ты, «Анна»?
Вспомнили авторы выставки и интересную судьбу исторического здания по улице Андропова, 27/19. В 90-х годах этот тогда уже расселенный дом фирма «Феникс» намеревалась превратить в гостиницу «Анна», названную так в честь королевы Франции, дочери князя Ярослава Мудрого. Здание находилось в крайне плачевном состоянии, и московские архитекторы предложили перестроить его на французский манер, украсив мансардами. Но не получилось. В конце концов дом взорвали и построили заново. Над проектом дома работала архитектор Антонина Мишина.Площадь Юности спрятать?
Совсем иной облик, нежели сейчас, могла иметь и площадь Юности. Во все времена архитекторам было важно вписать площадь, созданную в 1970 – 1980-х годах, в историческую среду города. В 1987 году было предложено восстановить утраченные здания, создать пешеходную зону, а саму площадь отвернуть от улицы. В 1990-хна площади хотели построить социально-предпринимательский центр и комплекс выставочных залов, а рядом детский центр с игровыми залами и художественными мастерскими. А в нулевых родилась идея сделать площадь более локальной и вообще закрыть ее со стороны улицы Свободы зданиями.
Экспериментальный дом
На выставке представлены проекты развития не только центра, но и других территорий. Так, в Дзержинском районе изначально не было, да и сейчас нет центральной площади. Однако в свое время она проектировалась на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина. Там же предполагалось строить Дворец культуры объединения «Лакокраска», а рядом с ним 24-этажный экспериментальный бескаркасный жилой дом из продукции Норского керамического завода – высокопрочного кирпича, изготовленного по итальянской технологии. Увы, получить средства так и не удалось. Сейчас на этом месте строится церковь святителя Тихона.
Автор: Анастасия Соловьева
Другие новости раздела «Культура»
Культура
26 апреля 2024
Наброски Божественной комедии показали ярославцам
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели батики Елены Ширяевой
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели, как учились, работали и отдыхали в ХХ веке
Культура
22 апреля 2024
Ярославцы узнали истории земляков времен Первой мировой войны
Культура
24 апреля 2024
Ярославцы увидели пермских богов
Комментарии