Неслучившийся Ярославль

17 Октября 2018
В музее современного искусства «Дом муз» проходит необычная выставка – «Неслучившийся Ярославль». Здесь представлены архитектурные проекты, которые не были и, пожалуй, уже никогда не будут осуществлены в нашем городе. Авторы экспозиции – Аркадий Бобович, главный архитектор Ярославля с 1985 по 2008 год, и его сын Роман.

На месте «Миллениума»

Особое внимание на выставке уделено пойме реки Которосль. Борис Хуторянский, с 1953 по 1966 год главный архитектор города, создал проект красивого регулярного парка. На тот момент центральным парком Ярославля был Бутусовский, но он имел небольшие размеры – всего три гектара. На проекте Бориса Хуторянского можно увидеть Стрелку и Даманский остров, которые соединяются пешеходным мостом, а также стадион на полуостровной части. Его вместимость должна была составить без малого 35 тысяч человек. Чаша несколько «утапливалась» в землю, чтобы трибуны не нарушали гармонию исторической застройки.

Проект благоустройства парка в пойме Которосли разрабатывал в 1978 году и сам Аркадий Бобович, выполняя выпускную квалификационную работу в МАРХИ. Согласно этому проекту мост через Которосль мог появиться в створе улицы Победы. В самом парке планировались гостиница, ресторан, мотель, кинотеатр и даже концертный зал на месте нынешнего «Миллениума». На основе проекта Бобовича ЦНИИП градостроительства в 1982 году создан реальный проект, который, однако, так и остался на бумаге.

Наш Дефанс

Была и такая идея – намыть полуостров в районе Московского проспекта и разместить на нем комплекс высотных зданий. И тогда в районе нынешнего парка 1000-летия мог бы появиться туристическо-гостиничный комплекс. Автор проекта Олег Береснев выполнил его в 1993 году и назвал «Русская деревня». Территория была насыщена кафе, маленькими отелями, выставочными объектами, среди которых туристов ждали ростральная колонна со скульптурой, символизирующей ярославские реки, скульптура Посейдона и его жены – царицы морей Амфитриты, большой фонтан, японский сад камней, памятники ярославскому наместнику Алексею Мельгунову, великому русскому композитору Петру Чайковскому и даже скульптура в виде птицы Феникс (одноименная фирма как раз и предложила свою технологию строительства быстровозводимых домов для этого комплекса). В итоге стройка так и не состоялась.

Гостиница к Олимпиаде

В 1974 году московский институт «Курортпроект» спроектировал 16-этажную гостиницу «Чайка». К олимпийскому, 1980 году, как изначально задумывалось, «Чайка» так и не была построена. В 1990-х годах «Курортпроекту» заказали переработку проекта с сохранением построенных трех этажей. Но дальше эскизов дело не пошло. В 2003 году был проведен конкурс на градостроительную концепцию реконструкции здания. Идей было много: например, «Чайка» в форме корабля с трубами, со стеклянным верхом, что по тем временам было ноу-
хау. В итоге заброшенное здание просто-напросто снесли.

И музы канули в Лету…

Неподалеку от «Чайки» в 1980-х годах задумали возвести концертный зал. На стенде выставки – проект 1986 года, выполненный в мастерской Всеволода Шестопалова, архитекторы которой разрабатывали проект здания обкома КПСС, ныне здание правительства области. Автор проекта – Галина Балашева. Предполагалось, что это будет ярусное здание, похожее на зиккурат, с интересным решением фасада: круглые окна, перед которыми стояли скульптуры муз.

С распадом Союза проект канул в Лету.

72-метровая пирамида

Еще одно гигантское сооружение – конгресс-центр – предлагалось возвести в канун тысячелетия Ярославля на Которосльной набережной, на месте КЗЦ «Миллениум». 72-метровое сооружение, будь оно построено, выглядело бы как разрезанная на четыре части пирамида с шаром внутри. Идея принадлежала архитектору Вальтеру Хилдербранту из Австрии. Австрийцы готовы были и проинвестировать это «великолепие», но даже широкая русская душа не вынесла столь масштабного замаха. Проект был отклонен.

Где ты, «Анна»?

Вспомнили авторы выставки и интересную судьбу исторического здания по улице Андропова, 27/19. В 90-х годах этот тогда уже расселенный дом фирма «Феникс» намеревалась превратить в гостиницу «Анна», названную так в честь королевы Франции, дочери князя Ярослава Мудрого. Здание находилось в крайне плачевном состоянии, и московские архитекторы предложили перестроить его на французский манер, украсив мансардами. Но не получилось. В конце концов дом взорвали и построили заново. Над проектом дома работала архитектор Антонина Мишина.

Площадь Юности спрятать?

Совсем иной облик, нежели сейчас, могла иметь и площадь Юности. Во все времена архитекторам было важно вписать площадь, созданную в 1970 – 1980-х годах, в историческую среду города. В 1987 году было предложено восстановить утраченные здания, создать пешеходную зону, а саму площадь отвернуть от улицы. В 1990-х
на площади хотели построить социально-предпринимательский центр и комплекс выставочных залов, а рядом детский центр с игровыми залами и художественными мастерскими. А в нулевых родилась идея сделать площадь более локальной и вообще закрыть ее со стороны улицы Свободы зданиями.

Экспериментальный дом

На выставке представлены проекты развития не только центра, но и других территорий. Так, в Дзержинском районе изначально не было, да и сейчас нет центральной площади. Однако в свое время она проектировалась на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина. Там же предполагалось строить Дворец культуры объединения «Лакокраска», а рядом с ним 24-этажный экспериментальный бескаркасный жилой дом из продукции Норского керамического завода – высокопрочного кирпича, изготовленного по итальянской технологии. Увы, получить средства так и не удалось. Сейчас на этом месте строится церковь святителя Тихона.
Автор: Анастасия Соловьева

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»