17 апреля 2019
Любовь КАЗАРНОВСКАЯ: Пушкин нам всем родственник
Недавняя премьера «Пушкиниана. Любовь и карты» на волковских подмостках, без сомнения, стала одним из громких событий в культурной жизни не только Ярославской области, но и страны. Впервые за свою долгую и яркую творческую биографию в драматической роли в этом спектакле выступила известная во всем мире оперная дива Любовь Казарновская. Незадолго до премьеры нам удалось встретиться с актрисой.
– Любовь Юрьевна, что значит для вас двойная роль в этом спектакле? Ведь вы играете одновременно и Графиню, и Татьяну Ларину?
– О такой роли можно только мечтать! Я читала дневники Анны Маньяни, Элеоноры Дузе, других блистательных актрис, и каждая из них мечтала о такой переливчатой, диффузной роли, когда эмоционально твоя героиня постоянно перетекает из одного состояния в другое – это драма, трагедия, бешеный сарказм, лирика, мистика… На глазах у зрителей происходит трансформация моей героини из Старухи в Татьяну, затем в femme fatale, роковую женщину, опять в Графиню – а это постоянная смена пластики, голоса, тембра, осанки, смена костюма… Это безумно интересная, фантастическая роль, которая забирала все мои силы и воображение на протяжении последних двух месяцев.
– Наверное, нелепо спрашивать об этом актрису, которая выступала на самых известных театральных подмостках мира, и тем не менее… Вы испытывали чувство страха?
– Страшно ли мне было? Очень! На первых репетициях мне было безумно страшно, что я взвалила на себя такую ношу. Я все время думала: получится ли? Справлюсь ли я? Но чем дальше и глубже я влезала в «шкуру» моей героини Графини, чем больше мы работали над образом роли с режиссером Владимиром Алениковым, тем становилось легче. Сейчас мне кажется, что это мое второе «я».
– Это ваш дебют на драматической сцене…
– Да. У меня есть опыт работы в кино – я снялась в фильме Евгения Гинзбурга «Анна», в основе которого лежит пьеса Островского «Без вины виноватые», но действие фильма перенесено в наше время, а моя героиня – оперная певица. Я ведь и училась в свое время на отделении актеров музыкального театра в училище Гнесиных, а уже потом, когда поступила в консерваторию, Борис Александрович Покровский, великий оперный дирижер и педагог, мне говорил: «Люба, не ходите на актерское мастерство, вы мне студентов смущаете. Уж слишком многое вы умеете». Но все равно это не тот опыт, который нужен на сцене драматического театра. Я многое умею как оперная артистка, в этой сфере у меня опыт колоссальный, но вот играть в ансамбле с драматическими артистами – это была для меня очень сложная задача.
– В вашей биографии уже была роль Татьяны в «Евгении Онегине»…
– Конечно, Татьяна – это одна из тех ролей, которую я пела на протяжении очень долгого времени, более того, именно партия Татьяны была моим дебютом абсолютно во всех ведущих театрах – Мариинском, Метрополитен-опера, в театрах Канады и Испании... Впервые я спела Татьяну еще студенткой, это было на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Когда мы репетировали в Метрополитен-опера, всемирно известный дирижер Джеймс Ливайн сказал: «Оставьте ее в покое, она сама – Татьяна». Так что я знаю эту роль вдоль и поперек.
– Такой богатый опыт исполнения роли Татьяны в опере не мешал вам при создании драматической роли в «Пушкиниане»?
– Наоборот, помогал. Я знаю «Евгения Онегина» наизусть, образ распахан у меня изнутри. И тем не менее сыграть Татьяну в «Пушкиниане» было непросто. По задумке режиссера в этом спектакле сразу две Татьяны: актриса Татьяна Коровина играет Татьяну Ларину в молодости, моя Татьяна – это женщина, перелопаченная судьбой.
– Насколько значимо для вас то, что ваш дебют в драматической роли состоялся именно на сцене Первого русского театра, да еще в год 220-летия со дня рождения Пушкина?
– Это невероятно важно для меня! Первая серьезная книга по филологии была подарена мне Виктором Виноградовым, директором института русского языка, который носит имя Пушкина. Это была книга «Стиль и язык Пушкина». А у Виктора Владимировича учились все наши великие филологи – и Дмитрий Лихачев, и Ираклий Андроников, и другие. Все они собирались в доме у моего педагога Надежды Матвеевны и ее мужа Виктора Владимировича, где бывала и я. Надежда Матвеевна говорила так: «Пушкин нам всем родственник», и советовала: «Любанечка, когда почувствуешь, что язык у тебя засоряется, открывай Пушкина и читай». Поэтому все, что происходит со мной на сцене Первого русского театра, – это пространство гармонии. Я погружена в абсолютную красоту пушкинского слова, божественной музыки Чайковского и польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Это счастье.
– Вы себя уже ощущаете ярославной?
– Наверное, да. Наши частые приезды в Вятское дают мне ощущение этой великой земли. Моя мама говорила про эти края: «Живем на святой земле». Не зря меня так притянуло Вятское, которое я сейчас воспринимаю как свою малую родину.
Вот и фестиваль «Провинция – душа России», который мы затеяли и проводим, чрезвычайно интересный и по биению творческий жизни отнюдь не деревенский, не провинциальный. К нам приезжают знаменитые люди и удивляются – ого, говорят, какая у вас афиша! А какой у нас замечательный конкурс исполнительского мастерства, международного, между прочим, уровня! В этом году он пройдет в третий раз, и география участников – вся Россия, страны Европы, Азии; блистательное международное жюри… Я как президент конкурса счастлива, что в рамках одного конкурса мы можем показать музыкантов разных направлений: скрипка, вокал, фортепиано, духовые инструменты.
– О такой роли можно только мечтать! Я читала дневники Анны Маньяни, Элеоноры Дузе, других блистательных актрис, и каждая из них мечтала о такой переливчатой, диффузной роли, когда эмоционально твоя героиня постоянно перетекает из одного состояния в другое – это драма, трагедия, бешеный сарказм, лирика, мистика… На глазах у зрителей происходит трансформация моей героини из Старухи в Татьяну, затем в femme fatale, роковую женщину, опять в Графиню – а это постоянная смена пластики, голоса, тембра, осанки, смена костюма… Это безумно интересная, фантастическая роль, которая забирала все мои силы и воображение на протяжении последних двух месяцев.
– Наверное, нелепо спрашивать об этом актрису, которая выступала на самых известных театральных подмостках мира, и тем не менее… Вы испытывали чувство страха?
– Страшно ли мне было? Очень! На первых репетициях мне было безумно страшно, что я взвалила на себя такую ношу. Я все время думала: получится ли? Справлюсь ли я? Но чем дальше и глубже я влезала в «шкуру» моей героини Графини, чем больше мы работали над образом роли с режиссером Владимиром Алениковым, тем становилось легче. Сейчас мне кажется, что это мое второе «я».
– Это ваш дебют на драматической сцене…
– Да. У меня есть опыт работы в кино – я снялась в фильме Евгения Гинзбурга «Анна», в основе которого лежит пьеса Островского «Без вины виноватые», но действие фильма перенесено в наше время, а моя героиня – оперная певица. Я ведь и училась в свое время на отделении актеров музыкального театра в училище Гнесиных, а уже потом, когда поступила в консерваторию, Борис Александрович Покровский, великий оперный дирижер и педагог, мне говорил: «Люба, не ходите на актерское мастерство, вы мне студентов смущаете. Уж слишком многое вы умеете». Но все равно это не тот опыт, который нужен на сцене драматического театра. Я многое умею как оперная артистка, в этой сфере у меня опыт колоссальный, но вот играть в ансамбле с драматическими артистами – это была для меня очень сложная задача.
– В вашей биографии уже была роль Татьяны в «Евгении Онегине»…
– Конечно, Татьяна – это одна из тех ролей, которую я пела на протяжении очень долгого времени, более того, именно партия Татьяны была моим дебютом абсолютно во всех ведущих театрах – Мариинском, Метрополитен-опера, в театрах Канады и Испании... Впервые я спела Татьяну еще студенткой, это было на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Когда мы репетировали в Метрополитен-опера, всемирно известный дирижер Джеймс Ливайн сказал: «Оставьте ее в покое, она сама – Татьяна». Так что я знаю эту роль вдоль и поперек.
– Такой богатый опыт исполнения роли Татьяны в опере не мешал вам при создании драматической роли в «Пушкиниане»?
– Наоборот, помогал. Я знаю «Евгения Онегина» наизусть, образ распахан у меня изнутри. И тем не менее сыграть Татьяну в «Пушкиниане» было непросто. По задумке режиссера в этом спектакле сразу две Татьяны: актриса Татьяна Коровина играет Татьяну Ларину в молодости, моя Татьяна – это женщина, перелопаченная судьбой.
– Насколько значимо для вас то, что ваш дебют в драматической роли состоялся именно на сцене Первого русского театра, да еще в год 220-летия со дня рождения Пушкина?
– Это невероятно важно для меня! Первая серьезная книга по филологии была подарена мне Виктором Виноградовым, директором института русского языка, который носит имя Пушкина. Это была книга «Стиль и язык Пушкина». А у Виктора Владимировича учились все наши великие филологи – и Дмитрий Лихачев, и Ираклий Андроников, и другие. Все они собирались в доме у моего педагога Надежды Матвеевны и ее мужа Виктора Владимировича, где бывала и я. Надежда Матвеевна говорила так: «Пушкин нам всем родственник», и советовала: «Любанечка, когда почувствуешь, что язык у тебя засоряется, открывай Пушкина и читай». Поэтому все, что происходит со мной на сцене Первого русского театра, – это пространство гармонии. Я погружена в абсолютную красоту пушкинского слова, божественной музыки Чайковского и польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Это счастье.
– Вы себя уже ощущаете ярославной?
– Наверное, да. Наши частые приезды в Вятское дают мне ощущение этой великой земли. Моя мама говорила про эти края: «Живем на святой земле». Не зря меня так притянуло Вятское, которое я сейчас воспринимаю как свою малую родину.
Вот и фестиваль «Провинция – душа России», который мы затеяли и проводим, чрезвычайно интересный и по биению творческий жизни отнюдь не деревенский, не провинциальный. К нам приезжают знаменитые люди и удивляются – ого, говорят, какая у вас афиша! А какой у нас замечательный конкурс исполнительского мастерства, международного, между прочим, уровня! В этом году он пройдет в третий раз, и география участников – вся Россия, страны Европы, Азии; блистательное международное жюри… Я как президент конкурса счастлива, что в рамках одного конкурса мы можем показать музыкантов разных направлений: скрипка, вокал, фортепиано, духовые инструменты.
Автор: Лариса Драч
Другие новости раздела «Культура»
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели, как учились, работали и отдыхали в ХХ веке
Культура
26 апреля 2024
Наброски Божественной комедии показали ярославцам
Культура
22 апреля 2024
Ярославцы узнали истории земляков времен Первой мировой войны
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели батики Елены Ширяевой
Культура
24 апреля 2024
Ярославцы увидели пермских богов
Комментарии