16 мая 2018
Под покровительством альта
Сразу двух наград удостоился Юрий Башмет на десятом, юбилейном, международном музыкальном фестивале, который проходил с 1 по 9 мая под руководством выдающегося музыканта. К медали «За труды во благо земли Ярославской» добавился нагрудный знак «За заслуги в развитии культуры города Ярославля», врученный под занавес праздника музыки.Премия без привилегии
Регалий у альтиста № 1 в мире, которому в этом году исполнилось 65, не счесть, хотя уже много лет он не пишет ни на одной афише своих титулов. Башмет, к примеру, является почетным гражданином города Порто-Феррайро на острове Эльба.– Я потерял контроль над собой, вспомнил про Наполеона и спросил, что к нему полагается, какие привилегии. Земли? Деньги? На что мэр мне ответил: «Вы можете ездить бесплатно на общественном транспорте». Я рассмеялся. А градоначальник добавил: «Но у нас его нет». Этот забавный случай маэстро вспомнил на открытии фестиваля в филармонии. А заодно и много других.
Байки от маэстро
Башмет исполняет более 50 концертов, посвященных их авторами персонально ему. Играет, кстати, на альте работы миланского мастера Паоло Тесторе, который приобрел в 1972 году за 1,5 тысячи рублей. На его «старшем брате» играл Моцарт. Тесторе изготовил этот инструмент в 1755 году, а тот, что у Башмета, – тремя годами позже.В Ярославле прозвучало и «Adagio» Игоря Райхельсона. Автор присутствовал в зале. В свое время премьера этого сочинения состоялась в Нью-Йорке, на сцене Карнеги-холла, была посвящена памяти трагических событий 11 сентября 2001 года и стала началом творческого сотрудничества композитора и альтиста.
– Игорь тогда жил в Манхэттене, я полетел к нему, и вдруг при приземлении объявили, что весь Нью-Йорк остался без электричества. Сесть-то сели, но дальше все в кромешной темноте, я ходил с включенной зажигалкой. Багаж не пришел. В доме у Райхельсона не работал звонок. Я долго стучал и звал: «Игорь!». Открылось окно, и из него высунулся… нет, не Райхельсон, а Бутман. Он и ответил, что Игорь побежал за... мороженым. Из-за аварии оно резко подешевело. Играл в одежде Райхельсона, поскольку чемодан так и не доставили, – рассказал Башмет очередную байку, чтобы развеселить приунывший после пронзительно-грустной мелодии зал.
Еще одна забавная история была связана с «Концертом на троих». Знаменитое сочинение Альфреда Шнитке было написано специально для Башмета, Ростроповича и Кремера в 1994 году и на фестивале исполнено скрипачом Андреем Поскробко, Юрием Башметом и виолончелистом Алексеем Найденовым.
– Почему не тройной концерт? Название чисто российское. В свое время Ростропович никак не мог объяснить иностранцам его смысл. Дело в том, что была история, связанная с Дмитрием Шостаковичем. Как-то композитор проходил мимо винного магазина и увидел мужичка, показывающего ему два пальца. Пианист ничего не понял, испугался и, когда мужик поманил его к себе, подошел с опаской. А на вопрос: «Третьим будешь», ответил: «Нет, я хочу быть первым!».
В гости к вишне
Концерты с участием маэстро и камерного ансамбля «Солисты Москвы» также прошли в Рыбинске, Ростове Великом, Угличе, Переславле-Залесском. А в селе Великом Гаврилов-Ямского района Юрий Башмет устроил концерт под открытым небом. На Советскую площадь послушать музыкантов, которые исполнили произведения Грига, Чайковского, Моцарта, Такемицу и Хайдриха, пришли более 1500 человек. После концерта Башмет отправился в Великосельскую школу, где его хлебом-солью встретили ребятишки.Пять лет назад в саду возле школы он вместе с дочерью Ксенией посадил вишни старинного сорта «владимирская». Деревца прижились. Маэстро завязал на «своей» вишне ленточку, загадал желание и получил в подарок баночку варенья. С удовольствием похрустел и огурцами из школьной теплицы.
Вокальное предложение
Центральной же темой фестиваля в этом году стало музыкальное путешествие по странам Европы. Публика с удовольствием пела грузинскую лирическую «Сулико» вместе с несравненной Нино Катамадзе. Голос Нино – меццо-сопрано с гигантским диапазоном – давал ей прекрасную возможность стать классической певицей. Но она влюбилась в джаз. Исполняя свои песни-танцы, как их Нино называет, она была настолько неотразима, что сам Башмет, сбросив несколько десятков лет, принялся галантно ухаживать за этой, как он восхищенно произнес, потрясающей красавицей. И даже сделал ей предложение, разумеется, вокальное, усевшись за рояль.Импровизация удалась и была закреплена бокалом красного вина, который неожиданно появился в руках маэстро. После концерта посерьезневшая Нино честно призналась, что на родине ее нередко осуждают за выступления в России. Но любовь к нашей стране сильнее, а политики пусть разбираются сами. Она очень любит русскую литературу, которая для нее как глоток свежего воздуха, и на этот раз взяла с собой «Доктора Живаго» Пастернака. Что же касается Ярославля, то тут Нино бывать особенно приятно. Ведь здесь живет ее лучшая подруга.
Страсти по даме. Пиковой
Главным козырем фестиваля стал музыкально-драматический спектакль «Страсти по Пиковой даме» – оригинальная постановка Юрия Башмета и Павла Сафонова. Это новая версия шедевра Пушкина и Чайковского. Как признался Сафонов, ему и артистам очень лестно выступать на сцене первого русского, театра с харизмой и историей. Особенно он рад встрече с Евгением Марчелли, в спектакле которого «Лев зимой», идущем в театре Вахтангова, ему довелось играть Ричарда Львиное Сердце.Сюжетом спектакля, открывает и завершает который знаменитая ария Германа «Что наша жизнь? Игра!», стала рассказанная Томским история о давней встрече в Париже юной красавицы графини Анны (Надежда Михалкова) с таинственным графом Сен-Жерменом (Сергей Епишев). Добиваясь любви Венеры московской, граф откроет ей тайну трех карт, но под гипнозом сотрет у девушки воспоминания об их любви. Пройдут долгие 69 лет, когда влюбленные вновь встретятся. Пыль, мрамор, холод, дом, лестничный пролет, на люстре свечи и двигающиеся словно в полудреме похожие на бестелесных духов персонажи – от этого всего веет мистикой и тайной. Страстные диалоги перемежаются вокальными партиями в исполнении солистов Большого театра. И конечно, самые громкие аплодисменты в финале исполнительнице партии графини солистке Мариинского театра Ирине Богачевой.
– Для меня как артистки было интересно попробовать себя в новом жанре. Это совсем другие подача и стиль. Мне очень импонирует моя героиня – азартная, хулиганистая, капризная, но при этом верная и учащаяся на своих ошибках. Азартный ли я человек? Очень! Поэтому в карты стараюсь не играть, – поделилась Надежда Михалкова.
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба
Фото Ирины Штольба
Другие новости раздела «Культура»
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели, как учились, работали и отдыхали в ХХ веке
Культура
22 апреля 2024
Ярославцы узнали истории земляков времен Первой мировой войны
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели батики Елены Ширяевой
Культура
24 апреля 2024
Ярославцы увидели пермских богов
Культура
26 апреля 2024
Наброски Божественной комедии показали ярославцам
Комментарии