11 мая 2017
Под покровительством альта
Критики называют его Паганини альта. Гордый, импозантный, с длинными волосами (такие были в моде, когда он мальчишкой играл на гитаре песни «Битлз») Юрий Башмет притягивает, очаровывает. На прессконференции накануне открытия Международного музыкального фестиваля Мистер альт рассуждал обо всем понемногу.О молодых талантах и иностранцах
С ностальгией – о том, как в его жизни появилась скрипка. О том, какой переворот в его душе произвела знаменитая симфония номер 6 Петра Ильича Чайковского. С грустью – о потерянных молодых талантах, которые, получив образование в России, приезжают на тот же конкурс Чайковского как иностранцы и забирают премии. Самому Башмету в свое время предлагали стать главным дирижером Токийского филармонического оркестра. Такая же история была во Франции, Германии. Он отказался.Рассказывал Башмет и о кулинарных предпочтениях. Но прежде всего о своем детище.
Фестиваль нашел свой дом в Ярославле 9 лет назад. Все начиналось с четырех концертов, теперь их гораздо больше, в том числе в области. В этом году концерты с участием маэстро прошли в Рыбинске, Угличе, поселке Борисоглебский, а с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы» – в Гаврилов-Яме, селе Вятском, поселках Борок и Некрасовское.
Впервые в рамках фестиваля состоялись две научные конференции. Одна посвящена немецкой романтической музыке XIX века Брамса – Шумана, другая – искусству игры на медных духовых инструментах. Ею прекрасно владеет британский ансамбль «London Brass» с 40-летней историей, входящий в десятку самых востребованных ансамблей в мире.
Произвели фурор на фестивале «Солисты Тронхейма». Норвежский камерный ансамбль уже имеет одну «Грэмми» и четыре номинации на эту же премию. «Норвежские мелодии» Грига звучали на диво современно.
Не покидай свою планету
Открыл фестиваль музыкально-драматический спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Жанр определить трудно: это и драма, и цирк, и концерт, и перформанс одновременно. Очень неожиданная сценография режиссера Виктора Крамера. На подиуме расположен оркестр, за дирижерским пультом – Юрий Башмет. Над ними возвышается скала, на которой пламенеют видеозакаты и плещутся видеоволны. Пустыня Сахара – квадратная песочница. Планеты представлены в виде воздушных шариков с видеопроекциями, цветы в виде гаечных ключей…По словам Башмета, поначалу это был эксперимент. Но Константин Хабенский, который здесь и Маленький принц, и Летчик в одном лице, примерив на себя все персонажи Экзюпери, оказался человеком, не только способным сыграть несколько ролей, но и музыкальным. Хабенский не стесняется в присутствии самого Башмета управлять оркестром – просить его замолчать или, наоборот, вступить. Он играет честно, растрачивая себя без остатка. Летчик не по-сказочному, а по-настоящему умирает в пустыне Сахара и, как может, старается починить самолет. Но жажда, песок и жара делают свое дело – сам того не осознавая, он начинает грезить. В бреду он видит Маленького принца и ведет с ним философские беседы о дружбе и любви…
Получилась очень серьезная, трагичная, взрослая вещь, в которой нет ничего детского, морализаторского. Это история о силе, которая дается тому, кто смотрит сердцем, о том, что «самое прекрасное то, чего не увидишь глазами». О времени, которое убегает сквозь пальцы как песок.
Заключительный аккорд
Заключительным аккордом фестиваля стал гала-концерт «золотых» лауреатов международного конкурса имени Чайковского разных лет. Подлинным открытием стал обладатель шикарнейшего баритонального баса Ариунбаатар Ганбаатар. Солист Бурятского театра оперы и балета и Мариинского театра, участник престижного международного конкурса «Певец мира» в английском Уэльсе. А в Америке ему рукоплескали в музыкальном театре Метрополитен-опера и приглашали остаться там работать. В Ярославле певец из Монголии первый раз, и его искренне огорчило отсутствие в таком большом городе оперного театра. Зато Волковский привел в полный восторг.– Это первый театр в России, он мне дает силу и энергию! – воскликнул Ариунбаатар, по-шамански воздев руки к небу. Русским языком он пока владеет плохо, но слово «драматический» произнес четко и без ошибок.
Судьба не сразу стала благосклонной к выросшему в степи артисту: во времена студенчества он подрабатывал на стройке и в такси. А потом в его жизни произошла судьбоносная встреча с концертмейстером и педагогом Даримой Линховоин, которую Ариунбаатар уважительно называет Багша (Учитель). В концерте в исполнении Ганбаатара прозвучала ария Елецкого из оперы «Пиковая дама», сочиненная Чайковским на собственные слова. Именно ее Ариунбаатар исполнял в Англии для королевы Елизаветы II. Также в его исполнении прозвучал вокальный хит классической эпохи – бравурная ария Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник».
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба
Фото Ирины Штольба
Другие новости раздела «Культура»
Культура
26 апреля 2024
Наброски Божественной комедии показали ярославцам
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели батики Елены Ширяевой
Культура
22 апреля 2024
Ярославцы узнали истории земляков времен Первой мировой войны
Культура
24 апреля 2024
Ярославцы увидели пермских богов
Культура
26 апреля 2024
Ярославцы увидели, как учились, работали и отдыхали в ХХ веке
Комментарии