Улицы огненных лет

28 Июня 2017
Мы продолжаем рассказ о ярославских улицах и проспектах, которые носят имена Героев Советского Союза.
Всего в Ярославской области родились или жили 180 Героев Советского Союза, получивших звание за подвиги в Великой Отечественной войне. По последним данным, в нашем городе более 30 улиц, проспектов, проездов носят имена Героев Советского Союза. В Кировском районе – проспект Толбухина, улицы Максимова, Лисицына. В Ленинском районе – улицы Жукова, Кудрявцева, Щапова, Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской. В Заволжском районе — улицы Докучалова, Колышкина и Панфилова. В Красноперекопском — Бахвалова, Маланова, Хользунова, Наумова, Носкова, Осипенко, Серова, Захарова, Карабулина, Новожилова и Посохова. В Дзержинском — Куропаткова, Туманова, Балашова, Батова и Елены Колесовой. Во Фрунзенском — улицы Кривова, Слепнева, Талалихина, Расковой и проезд Матросова.

Ярославский аэроклуб

Среди героев неба были и ярославские летчики. Десять улиц города носят их имена. Восемь летчиков были воспитанниками созданного в 1933 году Ярославского аэроклуба, который «поставил на крыло» 15 Героев Советского Союза, в их числе и Валентина Терешкова. Вот эта восьмерка: Василий Бахвалов, Павел Докучалов, Михаил Жуков, Борис Щапов, Николай Карабулин, Николай Кривов, Сергей Новожилов и Игорь Посохов.

Василий Бахвалов родился в 1914 году в селе Яковцево Борисоглебского района. В 1930-х
годах переехал с родителями в Ярославль. Участвовал в Советско-финской войне. В декабре 1939 года при возвращении с боевого задания самолет Бахвалова был подбит. Раненный в ногу летчик выбросился с парашютом. Три дня при 40-градусном морозе он полз к своим. За стойкость и «образцовое выполнение боевых заданий...» в январе 1940 года Бахвалов получил звание Героя Советского Союза. Погиб он в мае 1942-го в неравном воздушном бою, подбив два вражеских истребителя.

Павел Докучалов родился в 1921 году во Владимирской области. Детство и юность его прошли в Ярославле. На фронт попал в январе 1943 года и до конца войны произвел 118 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, уничтожил 130 автомобилей, 15 танков, 29 полевых и 28 зенитных орудий, 55 подвод, зенитный пулемет, 3 бензозаправщика, 2 железнодорожных вагона, взорвал 3 дзота, 8 домов, истребил около тысячи гитлеровцев. Погиб Докучалов в 1947 году во время выполнения учебно-боевой задачи в Германии.

Михаил Жуков родился в 1917 году в Новгородской губернии в крестьянской семье. В Ярославль приехал в 1934 году к брату. Устроился слесарем на Ярославский шинный завод, откуда в 1936 году был направлен в Ярославский аэроклуб. Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил на второй день войны, а на четвертом вылете сбил первый «юнкерс». 29 июня 1941 года в бою над Псковским озером Жуков израсходовал весь боезапас и, не желая упустить врага, пикированием вогнал немецкий бомбардировщик в озеро. А 8 июля ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб 12 января 1943 года при прорыве блокады Ленинграда, совершая свой 263 боевой вылет.

Борис Щапов родился в 1921 году в Нерехте, в семье рабочего-литейщика. В 30-х годах с родителями переехал в Ярославль.

Работал на шинном и автомобильном заводах. В действующую армию попал летом 1943 года. Совершил 133 боевых вылета, сбил 8 вражеских самолетов. Погиб 30 мая 1944 года во время штурмового удара по танковой колонне врага севернее румынского города Яссы.

Николай Кривов родился в 1922 году в Ростовском районе в семье крестьян. В Ярославль переехал с родителями в 1936 году. На фронт попал в сентябре 1942-го. Совершил 92 боевых вылета. Последний бой лейтенант Кривов провел под Киевом 6 ноября 1943 года. Тогда четыре фашистских истребителя атаковали два советских штурмовика. Один советский самолет был подбит сразу. Штурмовик лейтенанта Кривова остался один. Он сбил два вражеских самолета. Но сам Кривов был ранен, приземлил самолет, не долетев до линии фронта, и умер на руках своего стрелка Валерия Конарева. Ночью крестьяне ближайшего хутора тайно похоронили летчика. А через два дня в хутор вошли советские войска, и Николая Кривова с военными почестями перезахоронили на центральной улице села Западинка, в настоящее время это украинский город Васильков.

Имя Николая Карабулина носит не только улица, а еще так необходимая Ярославлю транспортная развязка. Николай родился в 1918 году в деревне Тарханка Некрасовского района. Работал на заводе «Пролетарская свобода», был стахановцем. После окончания Ярославского аэроклуба в 1938 году сразу попал в Красную армию. Участвовал в боях на Западном фронте с августа 1941 года. Уже к сентябрю совершил тринадцать успешных боевых вылетов на самолете, уничтожив много живой силы и техники противника. Погиб 5 июля 1943 года, похоронен в братской могиле в Малоархангельске Орловской области.
Сергей Новожилов тоже работал на заводе «Пролетарская свобода». Погиб 16 июля 1943 года, совершив воздушный таран у того же Малоархангельска. Похоронен в той же братской могиле.

Токарь завода «Пролетарская свобода», летчик штурмовой авиадивизии Игорь Посохов погиб летом 1944 года под Полоцком, но долго числился пропавшим без вести. В сентябре 1963 года около деревни Плиговка неподалеку от трассы Витебск – Полоцк велись мелиоративные работы. В болоте на глубине двух метров ковш наткнулся на обломки самолета. В кабине, куда не проник воздух, сохранилось тело летчика. При нем были документы на имя Игоря Павловича Посохова, орден Красного знамени, пистолет ТТ, карта, записная книжка, письма и фотография маленькой дочери. Так через 18 лет после войны стала доподлинно известна судьба летчика и в Ярославле появилась улица Посохова.

Одесса и Сталинград

Лишь двух ярославских летчиков-героев воспитал не Ярославский аэроклуб. Алексей Маланов родился в 1917 году на Красном Перекопе в семье потомственных ткачей. После 10-го класса райком комсомола рекомендовал его в Одесскую военно-авиационную школу пилотов. Первый боевой вылет командир авиазвена Маланов провел 22 июня, защищая Одесский порт. За время боевых действий летчик совершил 151 боевой вылет. Погиб в октябре 1941 года, совершив «огненный таран». При штурме вражеских позиций истребитель Маланова был подбит. Летчик направил горящий самолет на румынскую кавалерийскую часть. Алексей Маланов похоронен в Одессе на Аллее славы.

Александр Балашов родился в селе Норском в 1905 году. Работал на фабрике «Красный перевал». В 1933 году окончил Сталинградскую военную школу пилотов. Затем заочную учебу в Военной Академии командного состава ВВС совмещал с работой на заводе «Победа рабочих». После окончания академии был призван на службу в Забайкальский военный округ и погиб в боях на Халхин-Голе в августе 1939 года. Похоронен в братской могиле на месте боев — в монгольском городе Чойбалсан.
Автор: Елена Солондаева
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»


Великой Победе посвящается  Со сцены – в окопы 24.03.2010 Старейшая актриса Волковского театра Софья Петровна Аверичева – ветеран Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей, почетный гражданин Ярославля, легенда нашего города. Молодая артистка пошла добровольно на фронт разведчицей. В составе знаменитой Ярославской коммунистической 234-й стрелковой дивизии Софья Аверичева дошла до Берлина. На фронте она вела дневник, писала в блиндажах и землянках, а в 1965 году впервые его издала. К 65-летию Победы «Дневник разведчицы» переиздан в третий раз. В прошлом году, отмечая юбилей, Софья Петровна призналась: «Театр и дивизия – вся моя жизнь». Бросай баранку!Софья Аверичева родилась и выросла в далеком Амурском крае в большой многодетной семье. Возле поселка Большой Невер, где жили Аверичевы, находились золотые прииски. Отец Сони работал начальником экспедиции по поиску золотоносных руд. Семья жила очень скромно. В 14 лет Софья пошла работать на авторемонтный завод. Начинала учеником слесаря и дошла до шестого, высшего, разряда, была ударницей социалистического труда. А когда в начале 30х годов построили автомобильную АмуроЯкутскую магистраль, Софья выучилась на водителя грузовика. Регулярное движение по этой трассе начиналось в сложнейших, порой небезопасных для жизни условиях. Но девушка не боялась трудностей. Она возила грузы по маршруту Большой Невер – Алдан на машине «АМО». Первые грузовики завода ЗИЛ имели неотапливаемую деревянную кабину. Зимой, в трескучие морозы приходилось ездить в тулупе и самой разгребать снежные заносы.     Великой Победе посвящается  Боевой путь легендарной дивизии 11.10.2011 В Ярославле прошли мероприятия, посвященные 70-летию создания 234-й Ярославской Коммунистической дивизии.
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: