17:13
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
21 июня 2017

Скорбный 1941 год

22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.
Мне, 16-летнему сельскому пареньку, тот воскресный день запомнился надолго.

Пользуясь хорошей погодой, я во дворе дома занимался хозяйственными делами. Вдруг вижу, выбегает на крыльцо моя сестра Вера и взволнованным голосом кричит: «Володя, война! На нас напали немцы, по радио выступает Молотов!» Я бросился к репродуктору и услышал последние слова Вячеслава Молотова: «Враг будет разбит, победа будет за нами!»

Быстрый крах?! Запад просчитался…

Это сообщение сильно взволновало меня. Немного успокоившись, пошел к своему соседу Мише Румянцеву, и мы с ним стали обсуждать случившееся. Ведь совсем недавно мы слышали сообщение ТАСС, в котором говорилось, что слухи о войне являются вымыслом, имеют целью спровоцировать нас к войне с Германией. Оба сошлись на том, что война продлится недолго, мы быстро разгромим врага, как пелось в песне «малой кровью, могучим ударом».

Не понимали мы тогда всей опасности, нависшей над нашей Родиной. Не знали, что на стороне Германии выступили ее сателлиты: Венгрия, Румыния, Финляндия, Италия, Словакия, Болгария. На Дальнем Востоке готовилась к войне против нас империалистическая Япония, сухопутные силы которой в количестве 50 дивизий находились вблизи границы.

Нам тогда не было известно, что у наших западных границ сосредоточено 190 дивизий противника, из них 19 танковых и 14 моторизованных, что согласно разработанному германским генеральным планом войны против СССР под кодовым названием «Барбаросса» планировалось разгромить наше государство в течение трех-четырех месяцев. Предусматривалось полное уничтожение Советского Союза и истребление подавляющего большинства его народа. Гитлер заявил, что Москву и Ленинград надо сровнять с землей. В памятке немецкому солдату говорилось: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, убивай, тем самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек».

Западные военные специалисты также предсказывали быстрый крах Советского Союза. Американские эксперты рассчитывали, что СССР продержится не более трех месяцев. Начальник генштаба Великобритании Джон Долл дал Красной армии всего шесть недель. Английская разведка считала, что русские продержатся не более 10 дней. Они знали, что Польша была разгромлена в течение 27 дней, Голландия – за 5 дней, Бельгия – за 18, Норвегия – за 23, Дания – за 24 часа, Югославия – за 12 дней, Греция – за 21 день, Крит – за 11.

Чрезвычайно тяжелое начало

Начало Великой Отечественной войны было действительно чрезвычайно тяжелым для СССР. В приграничных сражениях (22 – 29 июня 1941 года) приняли участие 170 наших дивизий, из них 28 были полностью уничтожены. Потери трех фронтов (Северо-Западного, Западного и Юго-Западного) составили около 600000 человек, 11,7 тысячи танков и 4 тысячи самолетов. Вот в таких условиях мы начинали Великую Отечественную войну.

Несмотря на героическое сопротивление наших войск, враг все глубже вклинивался на нашу территорию, захватывая и разрушая тысячи городов и сел. Сейчас во всех неудачах принято винить руководство страны и лично Сталина, в том, что страна не была подготовлена к войне, а Сталин, зная о предстоящем нападении, не принял мер к укреплению обороноспособности, не объявил мобилизацию. Объявить мобилизацию до нападения Германии Сталин не мог. Он хорошо помнил печальный факт объявления мобилизации Николаем II, после чего разразилась Первая мировая война. К тому же глава государства верил в силу Пакта о ненападении и был убежден, что Гитлер не нарушит договор. Сталин считал, что Гитлер не такой дурак, чтобы напасть на СССР, не разгромив Англию, то есть воевать на два фронта.

Тем не менее весной 1941 года в СССР проводилось немало мероприятий по укреплению обороноспособности и повышению безопасности и боевой готовности Вооруженных сил. Высокими темпами работала оборонная промышленность, в марте-апреле Генеральный штаб усиленно трудился над уточнением плана прикрытия западных границ и мобилизационного плана на случай войны. Для стрелковых войск был введен штат военного времени, больше внимания уделялось развитию бронетанковых войск.

С 1939-го по 22 июня 1941 года Красная армия получила более 7 тысяч танков, из них к началу войны в войска поступил 1861 Т-34 и КВ, было сформировано 9 мехкорпусов, началось формирование 10 противотанковых бригад. В этот же период Красная армия получила от промышленности 17745 боевых самолетов, из них 3719 самолетов новых типов. В апреле 1941 года началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов. За 11 месяцев 1940 года было спущено на воду 100 различных судов. Накануне войны Военно-морской флот производил внушительное впечатление.

В чем мы уступали Германии?

Вопросам укрепления обороны страны было посвящено (конец декабря 1940 года) совещание высшего командного состава, после которого состоялась оперативная военная игра. Укреплялось и высшее руководство страной. 6 мая 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Председателем Совета народных комиссаров был назначен И.В. Сталин (с начала войны Сталин был также назначен наркомом обороны, председателем Ставки Верховного Главнокомандования и Государственного комитета обороны).

В течение 18 – 21 июня командование западных военных округов заняло полевые пункты управления. К началу войны в Красной армии было 5,5 млн солдат и командиров, 300 дивизий, из них почти одна треть танковых и механизированных, 23 тысячи танков и 30 тысяч боевых самолетов. Конечно, полностью выполнить все планы подготовки страны к войне не удалось, не хватило времени. Часть наших дивизий встретили войну в стадии формирования, не полностью оснащенные вооружением и техникой.

Наши военные даже предлагали нанести по Германии упреждающий удар, но Сталин с этим не согласился, сказав, что в этом случае нас весь мир признает как агрессора, что противоречит нашей политике.

В чем же мы уступали в то время Германии? Мы уступали примерно в два раза в производстве стали, чугуна, проката и других стратегических материалов, в квалификационной рабочей силе, потому что на фашистов работала почти вся покоренная Европа. Слабее была и боевая подготовка наших воинов. Немцы приобрели огромный опыт в победоносной двухгодичной войне, когда они разгромили лучшие армии капиталистических государств Европы. Их генералы научились успешно и в короткие сроки проводить операции по окружению, пленению и уничтожению войск противника. Достаточно привести такой факт, что в войне с Польшей немцы взяли в плен около одного миллиона поляков, а в войне с Францией – полтора миллиона французов, англичан и других. Большой опыт приобрели фашистские летчики. Некоторые асы люфтваффе имели на своем счету к моменту нападения на нашу страну по сотне, а то и больше сбитых английских самолетов.

Среди немецкого народа и его воинов поднялся высокий моральный дух, был создан миф о непобедимости немецко-фашистских войск.

В беседе с Константином Симоновым о первых днях войны маршал Г.К. Жуков говорил: «...Надо будет наконец посмотреть правде в глаза и не стесняясь сказать о том, как было на самом деле. Надо по достоинству оценить немецкую армию, с которой нам пришлось столкнуться с первых дней войны. Мы же не перед дурачками отступали по тысяче километров, а перед сильнейшей армией мира. Надо ясно сказать, что немецкая армия к началу войны была лучше нашей армии, лучше подготовлена, выучена, вооружена, психологически более готова к войне, втянута в нее. Она имела опыт войны, и войны победоносной. Это играет огромную роль. Надо признать, что немецкий генеральный штаб и вообще немецкие штабы тогда лучше работали, чем наш Генеральный штаб и вообще наши штабы. И немецкие командующие в тот период лучше и глубже думали, чем наши командующие. Мы учились в ходе войны и выучились, и стали бить немцев, но это был длительный процесс.

Говоря о внезапности нападения Германии, маршал Жуков подчеркнул: «Внезапность перехода границы сама по себе еще ничего не решала. Главная опасность внезапности заключалась не в том, что немцы внезапно перешли границу, а в том, что для нас оказалось внезапностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях, для нас оказались внезапностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть то главное, что предопределило потери первого периода войны».

Выступления Сталина ждал весь народ

Свое превосходство над нами признавало и гитлеровское руководство. Так, в феврале 1941 года, докладывая Гитлеру о ходе подготовки плана «Барбаросса», начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальфер говорил: «...В численном отношении превосходство на нашей стороне (боевой опыт, выучка, вооружение, организация, руководство, национальные особенности характера, наличие идей)».

Никакая другая страна, кроме СССР, не смогла бы выдержать и преодолеть удар гигантской фашистской машины. Советский народ бесстрашно вступил в смертельную схватку с неизвестным врагом, не уронил, не склонил перед ним своей головы.

3 июля 1941 года по радио выступил Председатель Государственного комитета обороны СССР Иосиф Виссарионович Сталин. Его выступления ждал весь народ, и оно прозвучало как вдохновляющий призыв для советских людей на дело отпора врагу, на мобилизацию всех сил страны для достижения победы.
В речи была изложена программа большой войны. Боевым призывом стали лозунги: «Все для фронта, все для победы», «Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами». Так откликнулись советские люди на выступление вождя.

Страна быстрыми темпами переводила свою экономику на военные рельсы. По общей мобилизации в ряды Красной армии было призвано свыше 5 млн человек. В короткий срок формировались новые части и соединения. В 1941 году в действующую армию направлены 291 дивизия и 94 бригады. Свыше
4 млн советских граждан изъявили желание вступить в народное ополчение. В захваченных врагом районах ширилось мощное партизанское движение, создавались многочисленные подпольные группы. Великим подвигом стало перебазирование 1500 промышленных предприятий на восток страны. В кратчайшие сроки они приступили к выпуску военной продукции на новых местах.

500 тысяч ярославцев ушли на фронт

Значительный вклад в дело борьбы с врагом внесла и Ярославская область. С первых дней началась перестройка всей жизни на военный лад. Около 500 тысяч ярославцев были призваны в действующую армию, более трети областной партийной организации и свыше пятидесяти процентов комсомольцев. На территории области проходило формирование 11 стрелковых дивизий, 13 артиллерийских и 4 авиационных полков, 11 железнодорожных частей, 9 передвижных госпиталей, десятков других частей, в том числе лыжных батальонов, партизанских отрядов.

Область приняла 500 тысяч эвакуированных ленинградцев и жителей западных областей СССР.
Мне памятны осенние дни 1941 года, когда враг захватил Калинин и подошел к Москве. Начались бомбежки промышленных предприятий Ярославля и Рыбинска. Область оказалась прифронтовой. Был создан областной комитет обороны во главе с первым секретарем обкома ВКП(б) Н. Патоличевым.
В городе предусматривались меры на случай оккупации области фашистами.

В это трудное время шло формирование Ярославской коммунистической дивизии, куда зачислялись преимущественно коммунисты и комсомольцы, оно проходило с небывалым патриотическим подъемом. В ряды дивизии вступали целыми семьями, поступали и коллективные заявления от партийных организаций.

Высокая цена Победы

Не обошла война и нашу семью: на фронт ушли мои сестры Вера и Зоя. Вера стала зенитчицей, Зоя – санинструктором, а мама копала окопы под Ленинградом. В нашей школе представителями райкома комсомола и военкомата проводилась запись добровольцев в дивизию. 10-й класс в полном составе записался в ряды воинов, в том числе и девочки. Правда, зачислили не всех, а только троих. Мы, ученики 9-го класса, тоже просились в дивизию, но получили отказ.

Долог и труден был путь к Победе. Несмотря на героическое сопротивление наших войск, к концу 1941 года мы потеряли Украину, Белоруссию, Молдавию, Прибалтику, Донбасс, где проживали 70 млн человек. Враг стоял у стен Москвы и Ленинграда. Никогда не померкнут в памяти подвиги советских воинов и народа при защите Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Севастополя, Одессы и Киева, Минска и Новороссийска, Брестской крепости и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска, ставших городами-героями, а также других городов, получивших звание городов воинской славы.

Уже в первый год у стен Москвы рухнул план молниеносной войны, был навсегда похоронен миф о непобедимости фашистского вермахта. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой ознаменовал собой начало коренного поворота в ходе войны. Здесь занялась заря нашей грядущей победы. После нее были Сталинградская, Курская битвы, освобождение Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, завершающие бои в Польше, на Балканах и, наконец, Берлинская и Пражская операции, которые привели к окончательному разгрому фашистской Германии и ее союзников.

В героической борьбе с фашизмом советский народ и его Вооруженные силы не только защитили свободу и независимость нашей Родины, но и спасли человечество от фашизма.

Победа досталась нам дорогой ценой. Мы потеряли в войне свыше 26 миллионов человек, из них две трети – люди не военные, а гражданские.

76 лет прошло с тех памятных и скорбных дней июня 1941 года. Сменилось не одно поколение людей, но не меркнет память о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа, народа-победителя.
Автор: Владимир Жилкин
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать