14:59
четверг,
18 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 июня 2018

Сестричка из походного санбата

Тамара Васильевна Кабанова ­ из поколения фронтовиков, прошедших Великую Отечественную войну  от начала и до конца. Таких сегодня по пальцам пересчитать. Каждое их воспоминание о тех днях как живое свидетельство, которое невозможно опровергнуть никакими измышлениями. Они это видели, они стояли насмерть и они победили! На встрече ветеранов­медиков в Музее истории города Ярославля Тамара Васильевна поделилась пережитым в те далекие годы, когда каждый день мог оказаться последним.

Боевое крещение

Тамара Кабанова родилась 2 апреля 1923 года. В 1941-м ей исполнилось 18. Пришла повестка явиться в военкомат. Там на девчушку посмотрели и сказали: вам на вид лет 13, худенькая, маленькая. Вот подождите, мол, мы вас устроим в партизанский отряд, там такие будут нужны. И поставили на учет.

Спустя какое-то время девушку вызвали в горздравотдел, она начала работать в госпитале. Идет война, июль, август, поступают тифозные больные. В сентябре волна больных пошла на спад, и в начале 1942 года юную медсестру направили на нефтеперерабатывающий Константиновский завод около Тутаева, в часть к медработникам. Служила на батарее. Немцы день и ночь устраивали авиационные налеты, их целью был завод. Там стояли крупные орудия. Как только немецкие самолеты приближались, наши начинали стрелять.

Сначала Тамара не знала, как себя вести. Командир батареи наверху, и она наверху, остальные все в укрытиях, в блиндаже. Первым же залпом Тамару оглушило, она упала. Очнулась, ничего не слышит. Поднимается – в голове пустота и звон в ушах. Таким оно было – боевое крещение. Это уже потом объяснили, что при стрельбе орудия нужно или рот открыть, или уши заткнуть. Почему-то сразу никто не предупредил. Тамара оглохла на целый месяц. Хотели девушку госпитализировать. А она не согласилась. Не до того было.

С 1-м Украинским на запад

В начале 1943 года Тамару с санитарным поездом отправили в Харьков, затем в Киев, Житомир, Шепетовка, Перемышль. Это был 1-й Украинский фронт. Потом опять войска ПВО. Фронт двигался, советские войска освобождали города. Так Тамара попала во Львов и до конца войны там служила медработником.

Сегодня ветеран вспоминает, что немцы часто бомбили, пока она была в Шепетовке. По 130 «мессершмиттов» сбрасывали смертельные заряды. «И ни разу в нас не попали», – говорит уцелевшая в пекле войны медсестра. Налеты были ночью, вспоминает фронтовичка, жили они рядом с кладбищем и видели, как бомбы падали на могилы. Так война достала людей и в потустороннем мире.

В Шепетовке было много пленных немцев, вспоминает Тамара Васильевна. Пищу для раненых готовил повар в расположении неподалеку от госпиталя. Туда же за едой приходили и немцы, работали они на строительстве при воинской части. Вид у них был очень приличный, ходили они без охраны. Возможно, это были те, кто сдался. Наши девчонки их боялись. «А чего?! Молодые были!» – объясняет с улыбкой Тамара Васильевна.

Самолет застал в поле

Бомбежки были в основном ночью, днем не бомбили, и вот один раз медсестра Люба говорит: «Пошли в карьер купаться». Прихватили с собой подматрасники, чтобы их сеном набить, потому что спать приходилось прямо на досках. Девушки искупались, уже и подматрасники сеном набили. И вдруг самолет! Обе сразу подумали: немецкий. Враг же не дремлет! Самолет пикирует, снижается. А куда бежать в поле! Девчонки на землю упали, под матрас головы засунули, ноги торчат. Лежат посреди поля, самолет пикирует, но не стреляет. «Ну и сколько мы так будем лежать?» – спросила Тамара. Вылезли из-под матраса – будь что будет! А это оказался наш самолет! Спустился низко-низко, оттуда машут перепуганным до смерти санитаркам.

Как только немцы отступили, вспоминает медсестра, начали бандеровцы обстреливать. Нельзя было выйти. Командование предупреждало личный состав: мол, не суйтесь куда ни попадя! Наши солдаты, конечно, охраняли медучреждения. Но поди отличи: бандеровец он или простой украинец.

Стреляли и били посуду

Сам День Победы Тамаре Васильевне запомнился так. Они с девчонками спали после дежурства. И вдруг объявляют: война кончилась, победа! Все вскочили, «ружья схватили и давай стрелять вверх»! Даже начали посуду бить, тарелки! Пустились в пляс! Все обнимаются, целуются – таково было всеобщее ликование! А потом отправились гулять на гору, и военные при параде, и даже генералы были. Шли и не боялись ничего!

До конца августа 45-го Тамара оставалась во Львове. В сентябре вернулась в Ярославль, поступила старшей медсестрой в детскую больницу, сейчас это больница № 3, и проработала там всю жизнь.

На долю этой удивительной женщины в молодости выпали испытания, которые не каждому по силам. Она осталась верна своему долгу – и человеческому, и профессиональному. Председатель совета ветеранов поликлиники № 3 Евгения Григорьевна Курчина смотрит на своего наставника с любовью. Они вместе были на торжественном собрании ветеранов-медиков по случаю Дня Победы в Музее истории города Ярославля. Вот такое это поколение, отстоявшее нашу родину от врага!
Автор: Вячеслав Ковальков

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать