15:24
понедельник,
9 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
30 января 2019

Это нужно не мертвым…

2019 год объявлен годом подготовки к 75­-летию Великой Победы. И уже скоро станут известны все места захоронений Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы или воинских захоронений.

Иголка в сердце

Еще 10 лет назад, в преддверии 65-летия годовщины Великой Победы, многие имена героев были неизвестны. Сегодня более 960 точек нанесены на карту геопортала Ярославской области. И каждая из них указывает точные координаты военно-мемориальных объектов, мемориальных досок, захоронений.

А началась большая поисково-исследовательская работа еще в 2008 году.

– Помню, мы с Сергеем Березкиным, который был тогда заместителем губернатора, поехали в Брейтовский район, – рассказывает председатель правления Ярославского регионального отделения Российского Союза ветеранов Афганистана Игорь Ямщиков. – Мы уже тогда знали, что в селе Черкасове есть воинское захоронение. Думаем, по дороге заедем, посмотрим на него. Приезжаем и видим: звезда на памятнике с дырой. А рядом – следы охотничьего становища. Видимо, охотники тут отдыхали и развлекались тем, что в звезду, как в мишень, стреляли из оружия. И для нас это было как иголка в сердце – надо что-то делать!

Первым делом Игорь Ямщиков обратился к тогдашнему губернатору Сергею Вахрукову с предложением начать работу по выявлению захоронений. Тот дал поручение главам районных администраций предоставить необходимую информацию. По их сведениям, в регионе было 74 захоронения. А по информации военкомата – 174, ровно на 100 больше! Стало очевидно, что придется объехать все, выяснить, сколько же их на самом деле и в каком они состоянии. Создали две бригады, куда вошли представители правительства, департаментов культуры и молодежной политики, ветеранских объединений.

– Приехали мы в Угличский район, там захоронение пленных немцев. Травка ровно подстрижена, памятник в идеальном состоянии. Спрашиваем у местной администрации, кто же ухаживает за мемориалом. А это, отвечают нам, два раза в год из Германии приезжают волонтеры и наводят порядок, – вспоминает Игорь Ямщиков. – Сели мы в автобус, смотрю, а у председателя областного совета ветеранов Александра Каменецкого на глазах слезы. Говорит, как же так, немцы специально приезжают, чтобы ухаживать за своими могилами, а мы даже не знаем, где находятся могилы советских воинов и сколько их!

Ничейное имущество

У сложившейся к середине нулевых ситуации с воинскими захоронениями были вполне объективные причины. Дело в том, что львиная доля мемориалов была установлена в конце 60-х – начале 70-х годов. Памятники, памятные знаки, мемориальные доски устанавливали различные колхозы, совхозы, предприятия. В 90-х большинство из них прекратили свое существование, их земли стали заброшенными, а памятники – бесхозными. Построенные когда-то из материалов типа бетона и железа мемориалы приходили в негодность. А подновить их было некому – старого собственника давно нет, новый не появился. Районные же администрации и сельские поселения на их восстановление вообще не имели права тратить деньги, это были нецелевые расходы…

– Мы предложили администрациям идти в суд с тем, чтобы он признал мемориалы бесхозным имуществом, а в определении указал, что администрации должны взять памятники на свой баланс, – продолжает Игорь Ямщиков. – Это дало возможность тратить деньги на благоустройство памятников.

Похоронили… в пруду

В 2015 году стали создавать геопортал Ярославской области gis76.ru. К тому времени в реестре было уже 227 объектов. Решили, что каждый из них надо занести в геопортал, чтобы любой желающий мог совершенно спокойно и без посторонней помощи отыскать нужное ему захоронение. Но как это организовать? Объездить всю область?

Решили привлечь специалистов из районных администраций. Их проинструктировали: берете планшет или мобильный телефон, приезжаете к захоронению, фотографируете и через специальное приложение засекаете координаты: долготу и широту. Затем координаты надо отметить значками на карте области. Месяца через два-три районы работу выполнили.

– Сначала мы обрадовались, но оказалось, все не так просто. Когда пришло время найти одно захоронение, выяснилось, что значок… посреди пруда стоит! Если верить карте, погибшего в Чечне бойца, награжденного орденом Мужества, утопили! – возмущается Игорь Ямщиков.

Проверили все районы. Координаты с реальными захоронениями совпали только в Переславском…

Сквозь снега и крапиву

Пришлось Ямщикову и другим добровольцам перепроверять все координаты. И попутно заниматься розыскной деятельностью – устанавливать новые места захоронения героев. Многие из них были похоронены на маленьких сельских кладбищах, родственников не осталось, ухаживать за могилами некому…

В свободное от работы время добровольцы садились в машину и ехали в район.

– Зимой дороги в сельской местности отличные – ровные, грейдерами укатанные. А вот от дороги до кладбища – несколько километров заснеженного поля. Иногда пробирались по нему, проваливаясь по пояс в снег, – рассказывает Ямщиков.

Но самое сложное – это найти нужную могилу на кладбище по приблизительному описанию и – в лучшем случае – по фотографии.

– У нас на фотографии, к примеру, памятник зеленого цвета. Мы с напарником прочесали все кладбище вдоль и поперек. Нет зеленого памятника! Решили разделиться – один обходит первую половину кладбища, другой – вторую. Опять не нашли. Почти два часа искали, расстроились, уже решили уходить, – вспоминает Игорь Алексеевич. – И тут смотрим, на выходе стоит похожий по форме памятник, но синий. Обошли, чтобы фамилию прочитать. Точно он, просто перекрашенный, заросший крапивой выше человеческого роста. Сфотографировали, замерили координаты, зафиксировали. И теперь достаточно забить его координаты в мобильное приложение типа maps.me и за считанные минуты найти.

Павлов и Павловский

В октябре 2018 года закончились поиски могил полного кавалера ордена Славы Александра Ивановича Павлова и полного кавалера ордена Славы Ивана Васильевича Павловского. Первый из них умер в 1983 году, второй – в 1969-м.

Найти их было непросто. Посылали официальные запросы в военкоматы – безрезультатно. Стали искать родственников. Выяснилось, что у Ивана Павловского жива дочь Галина, пожилая женщина, которая уже не выходит из дома. Она сообщила, что Иван Павловский похоронен на кладбище в Чурилкове. Подняли архив кладбища, где хоронили в 1969 году, выяснили сектор. И нашли там могилу героя.

Поиск могилы Александра Павлова оказался сложнее. Выяснилось, что родственников у него в Ярославле не осталось вовсе, а многочисленные запросы позволили установить только кладбище. Игнатовское.

– Мы позвали волонтеров – человек двадцать, стали прочесывать сектора. Ходили долго, больше двух с половиной часов, прочесали восемь или девять секторов. Остался последний. Наконец, слышим, один мальчик-волонтер закричал: кажется, нашел! Подбегаем. Видим, памятник старый, буквы на нем еле читаются. Но это он, Александр Павлов!

Забытых могил героев Великой Отечественной в Ярославле больше нет.

Координаты памяти

– Честно признаюсь, где-то на втором году нашей работы меня периодически посещала мысль: кому это нужно? Для чего все это делаем? – признается Ямщиков. – Вот мы поехали в Некоузский район вместе с Вадимом Грачевым, ветераном-десантником. Кругом змеи, идем куда-то по болотам… Вадим тогда сказал, что мы ищем координаты памяти. И пазл для меня сложился: эти координаты действительно нужны. Мы должны сохранить память о тех, кто погиб, защищая Родину, и обязаны восстановить их могилы. Результаты нашей работы потребуются даже не сейчас. Пройдет лет двадцать, тридцать, уйдут те, кто лично знал героев. Но память о них останется! А значит, останутся и подвиги, которые они совершили во имя Отечества.

Сейчас на геопортале Ярославской области более 960 точек. Если нажать на каждую из них, появятся даты рождения и смерти, место и точные координаты захоронения, фотография могилы. А по ссылке можно найти и очерк о герое.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать