17:13
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 февраля 2019

Дневник артиллериста

Исследовательская работа третьеклассника школы № 90 Павла Хантурина «Солдаты войны. История моего прадеда» была признана одной из лучших на региональном конкурсе «Дорогие мои земляки». С помощью педагога Ольги Алексеевны Камневой мальчик изучал судьбу прадедушки в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Конкурс проводился по инициативе Музея истории города, Института развития образования, Государственного архива Ярославской области и Ярославского регионального отделения военно-­исторического общества.

Военным стал по велению времени

– Своего прадеда Александра Никитовича Абрамова я никогда не видел, но знаком с ним по рассказам моего папы, бабушки и, конечно, по документам из нашего семейного архива. Это старые фотографии из альбомов, медали за участие в войне, орденская книжка, военный билет, трудовая книжка, справка о ранении, а самое ценное – дневник, озаглавленный как «Память о прожитых днях», который вел мой прадедушка в ходе военных действий. Я пока не могу разобрать его почерк, но мне помог папа, – пишет Павел.

Александр Никитович Абрамов родился 17 февраля 1918 года в селе Маровка Рузаевского района Пензенской области. Поступил в педагогический институт в городе Иркутске, а когда окончил первый курс, началась финская война. Студентов забрали в Сибирский лыжный батальон. После недолгой подготовки отправили на фронт, но пока они ехали в эшелоне, финская война закончилась. Курсантам предложили продолжить военное образование, и Александр в 1940 году поступил в Томское военное артиллерийское училище.

На фронт

А в 1941-м началась Великая Отечественная война. Всех курсантов после двух лет обучения досрочно произвели в офицеры. Абрамову было присвоено воинское звание лейтенанта. Он был оставлен на педагогической работе в Томском военном артиллерийском училище и два года служил командиром курсантского взвода.

В августе 1943 года Александр отправился на фронт добровольцем. С этого момента начинается его дневник: «Приказом НКО СССР № 0889 от 24.06.43 года и телеграммой УК ГУКАРТ № УК/893 от 18.08.43 года был отозван в распоряжение начальника Управления кадров для получения назначения в действующую армию».

Абрамову поручили командование артиллерийской батареей, состоящей из трех тяжелых орудий и 55 человек, среди которых были разведчики, расчетчики, наблюдатели. Батарея входила в состав 116-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады 1-го Украинского фронта.

«Только сейчас я узнал цену жизни…»

И вот 11 декабря 1943 года был получен боевой приказ: «Прибыть на станцию г. Орла. Погрузиться на эшелоны». «Маршрут нам не был сказан. Каждый хотел знать, а поэтому в вагонах часто слышалось: «Интересно, куда нас везут? Может быть, на 1-й Украинский? А может быть, в Крым?» Но когда проехали Курск, Белгород, Харьков, Полтаву, повернули на Киев, стало ясно – едем на 1-й Украинский фронт», – писал Абрамов в своем дневнике. Местом назначения стал штаб в районе хутора Гутыще.

Здесь при выполнении первого боевого задания Александр был тяжело ранен. «Земля подо мной зашаталась, я поплыл… Все передо мной кружилось. Мне трудно было поднять голову, но сознания пока не терял. «Неужели это последние минуты моей жизни? – спрашивал я себя. – Ведь я еще молодой, мало видел жизни и вдруг – конец… Как дорога показалась мне жизнь. Только сейчас я узнал цену жизни…».

В госпитале провел 4 месяца. Радуясь наступлениям наших войск, там, на лечении, сочинил стихотворение «Только вперед».

Наступление

Накануне первомайского праздника 1944 года Абрамов прибыл в свою бригаду и по просьбе солдат был назначен командиром в родную батарею. «1 мая вручали ордена отличившимся в бою товарищам, после чего был обед. Обед прошел замечательно.

3 мая 1944 года я снова принял батарею», – записал Александр в дневнике.

К тому моменту наступление советских войск развивалось успешно. Большую роль в прорыве немецкой обороны сыграла советская артиллерия. В своем дневнике Абрамов подробно описывает, как проходили бои.

В районе горы Злато-Гура 20.07 у деревни Краснополье «бой шел упорный весь день. К вечеру высота 402,0 была взята нашей пехотой. Немец контратаковал, нахально лез прямо на высоту. Наши артиллеристы в упор расстреливали их из своих орудий. Много побили мы здесь немцев. Враг драпанул и без боя сдал высоту 417,0. Наша пехота продвинулась на 3 – 4 километра и заняла Львовское шоссе. Третья линия обороны прорвана».

В деревне Грабники батарея Абрамова отбила контратаку немцев. «Передо мной на высотке стояло 15 танков и самоходных орудий противника. Пулеметный огонь из танка доставал до нас. Мы укрылись в кювете. Но лежать в кювете, значит, не видеть противника…Чтобы лучше наблюдать за ними, мне пришлось залезть на дерево. Пули ударяли ниже меня. Вот уже поднялась немецкая пехота, танки двинулись вперед. Я немедленно открыл огонь по пехоте. Немцы залегли, танки остановились. Воспользовавшись этим, мы усилили огонь. Контратака была отбита».

Освободители

Наступление Красной армии развивалось – были освобождены Львов, Хыров, Перемышль... Александр Абрамов описывал в своем дневнике, как местные жители встречали советских воинов-освободителей: «Жители надели свои лучшие платья, встречали нас радостно, кланялись нам, махали руками, приглашали зайти в хату. Приятно чувствовать, когда в твоем лице видят своего освободителя».

В августе 44-го батарея Абрамова вступила на польскую землю. «Вот и река Сан – граница СССР. По ту сторону уже не наша земля…» А 18 января дошли уже до последнего, приграничного города Польши – Ченстохов. «Жители нас встречали как своих близких, родных братьев… По городу раздался польский гимн, а вслед за ним – советский гимн. Для нас такая встреча еще больше вливала сил, и мы без устали двигались вперед».

Жив остался чудом

Дальше – немецкая земля. «Вот оно, логово фашистского зверя, добрались мы и до тебя». Во время штурма города Штрелен Александр чудом остался жив: рядом с ним разорвался немецкий снаряд. «Когда посмотрел на себя, оказалось, что моя фуфайка пробита осколком насквозь. Рукав кителя также пробит с обеих сторон. Рукав рубашки также пробит в двух местах. Снимаю рубашку – только маленькая царапина».

Александру Абрамову многое пришлось пережить на фронте: ютился в холодных траншеях, голодал, не спал ночи напролет. Но было то, что поддерживало в трудные минуты. Из дневника: «Я получил письмо. В нем был цветок-фиалка из Средней Азии. Получить зимой живой цветок, тем более в письме от любимой девушки, – это большое счастье».

Весть о Победе – красными чернилами

Весть о конце войны застала батарею Абрамова в городе Пирна, рядом с капитулировавшим накануне Дрезденом. «Время было уже 22.00… Вдруг по колонне, как молния, пронеслась весть: «Конец войны! Германия капитулировала!...Какая радость – мы остались в живых». Воспоминания о Дне Победы выделены в дневнике красными чернилами.

После окончания войны Александр Абрамов заочно окончил Ярославский педагогический институт и стал преподавателем математики. Параллельно вел курсы военной подготовки. А также был председателем совета однополчан 116-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады. Вместе с ветеранами и учениками вел поисково-исследовательскую работу, в результате которой была составлена карта участия бригады в Львовско-Сандомирской наступательной операции. Организовал в Ярославле встречу однополчан, на которую в наш город съехались 58 человек. Умер Александр Никитович в 1977 году после трех перенесенных инфарктов.

Уважение и память потомков

– Мой прадед прошел всю войну, был ранен и контужен, лишился слуха, но остался в живых и победил. В дневнике он не рассказывал о своих подвигах, о наградах – он был скромным человеком, считал, что быть бесстрашным, решительным – это обязанность солдата. А ведь бабушка Серафима Александровна показывала мне боевые награды своего отца. Орден Великой Отечественной войны I степени он получил за то, что подавил огнем артиллерии более 5 батарей противника. Орден Великой Отечественной войны II степени – за уничтожение огневых средств фашистов и обеспечение успешных действий наших войск, – написал в своей работе Павел.

По стечению обстоятельств фронтовую специальность Александра Никитовича повторил его внук, отец Павла. Он, как и дед, корректировал огонь артиллерии. И вся семья Хантуриных с гордостью отмечает в августе День артиллериста.
Автор: Анастасия Соловьева

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать