01:13
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 июня 2018

Четвероногие бойцы

Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди, и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Собачий батальон

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве в ознаменование победы советского народа и его Вооруженных сил над фашистской Германией состоялся Парад Победы. В параде участвовали сводные полки фронтов, Наркомата обороны и Военно-Морского флота, военные академии и военные училища, части Московского гарнизона, кавалерия, подразделения Воздушно-десантных войск и военная техника. Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Советского Союза Г.К. Жуков, командовал парадом маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.

Вслед за колонной боевой техники по Красной площади торжественно маршировал... сводный батальон собак. Они шли рядом со своими проводниками-солдатами – у левой ноги, четко держа равнение, возможно, понимая значимость момента. Этой чести четвероногие бойцы удостоились за большой вклад в победу над фашизмом.

Собаки принимали самое активное участие в Великой Отечественной войне, сражались и шли с человеком бок о бок, а в трудные времена выходили вперед. Они делили с человеком окоп и паек. Они трудились и гибли с человеком, а зачастую вместо человека. Они подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины.

Всего по военным дорогам от Москвы до Берлина проползли, проехали и пробежали 68 тысяч четвероногих бойцов: породистых и не очень, больших и маленьких, гладких и лохматых. Все они внесли неоценимый вклад в великое дело Победы.

Согласно приказу

Началом применения служебного собаководства в Красной Армии послужил приказ Реввоенсовета СССР от 23 августа 1924 года, согласно которому в Москве был организован центральный учебно-опытный питомник-школа военных и спортивных собак, получивший название «Красная Звезда». К началу 1941 года эта школа готовила собак по 11 видам служб. Немцы с завистью констатировали, что нигде военные собаки не использовались столь эффективно, как в России.

В 1941 – 1943 годах было сформировано 168 отдельных отрядов, батальонов, частей различных служб по собаководству, среди них – 69 отдельных нартовых отрядов, действовавших на различных фронтах. Ездовые и санитарные собаки – около 15 тысяч упряжек – зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя 95 процентов тяжелораненых.

Так, например, рядовой Дмитрий Трохов за три года на собачьей упряжке с лайкой Бобиком вывез с передовой 1580 раненых. Трохов был награжден орденом Красной Звезды, тремя медалями «За отвагу».

Связисты, подрывники, разведчики...

Собаки-связисты в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местностях доставили 200 тысяч боевых донесений, когда отсутствовали другие средства связи; для установления связи проложили 8 тысяч километров телефонного провода.

Иногда даже тяжело раненная собака доползала до места назначения, выполняя свою боевую задачу.

Так, связной собаке Альме немецкий снайпер прострелил оба уха, ранил в челюсть. И все же Альма донесла пакет. Другой легендарный пес Рекс доставил 1649 донесений. Он был несколько раз ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до места назначения.

Собаки-истребители танков за время войны подорвали более 300 фашистских танков.
В битве под Сталинградом 28-й отдельный отряд служебных собак под командованием майора Кунина истребил 42 танка и 2 бронемашины, за что командующий 62-й армией В.И. Чуйков объявил всему личному составу отряда благодарность, а 47 воинов отряда отметил орденами и медалями.

И в грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 года были задействованы служебные собаки. Так, 6 июля 43-го собаки подорвали 12 фашистских танков.

Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у них был закреплен разъемный боевой вьюк. Собаки-разведчики и диверсанты за линией фронта участвовали в стратегической операции «Рельсовая война» и в ее продолжении «Концерт», они выводили из строя железнодорожные пути и подвижной состав в тылу врага. Собаки сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через передовые позиции, для обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, для оказания помощи при захвате «языка». Они работали быстро, четко и беззвучно. Использовались собаки и для поиска диверсионных групп противника, вражеских снайперов-«кукушек».

Собаки-миноискатели – их было около 6 тысяч – обнаружили, а вожатые саперы обез-
вредили 4 миллиона мин, фугасов и других взрывчатых веществ. С помощью четвероногих бойцов было разминировано 303 крупных города и населенных пункта, 18394 здания. Общая протяженность военных дорог, проверенных собаками, составила более 15153 километров.

Перед наступлением на Берлин

На фронте мне не раз приходилось видеть работу служебных собак. Но особенно запомнился апрель 1945-го.

Перед наступлением на Берлин 14 и 15 апреля мы проводили разведку боем. Для ее проведения выделялось большое количество стрелковых батальонов при поддержке танков, артиллерии и авиации. Наш 2-й дивизион 771-го артиллерийского полка 248 СД, в котором я служил начальником разведки, артиллерийским огнем обеспечивал выполнение боевой задачи стрелковым батальоном.

Накануне, 13 апреля, утром ко мне на передовой наблюдательный пункт прибыли три сапера и попросили меня помочь им в изучении местности для последующего проделывания проходов в минных полях. Я предоставил в их распоряжение стереотрубу, показал на местности, где у немцев пулеметы и другие огневые средства. В течение дня саперы детально изучили местность. А вечером прибыли вновь с двумя собаками-овчарками.

Ночью они поползли вперед по нейтралке. Впереди собаки, за ними солдаты. При обнаружении мины собака останавливалась, к ней подползал сапер и обезвреживал мину. Сначала они обезвредили наши мины, в последующем приступили к поиску немецких мин. Делали бесшумно, собаки никакого голоса не подавали. В течение ночи был проделан проход шириной 5 – 6 метров. По нему утром наши подразделения начали разведку боем, при этом ни одного взрыва от мин не прозвучало. Саперы и собаки сработали превосходно. Жаль, я тогда не запомнил, как их зовут. А ведь среди четвероногих миноискателей были и свои лидеры, которые вошли в историю.

Медаль для Джульбарса

В Центральном архиве Министерства обороны хранятся документы, рассказывающие о боевом пути минно-розыскной собаки по кличке Джульбарс, служившей в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. В архиве есть справка, в которой сообщается, что с сентября 1944-го по август 1945-го, принимая участие в разминировании территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, Джульбарс обнаружил 7468 мин и более 150 снарядов, за что был представлен к боевой награде – медали «За боевые заслуги» (единственный случай в истории войны!). Замки Праги, соборы Вены, дворцы над Дунаем – эти уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней благодаря феноменальному чутью Джульбарса.

Джульбарс был среди многочисленных питомцев Центральной школы военного собаководства, заслуживших почетное право принимать участие в Параде Победы. В этот день пес еще не оправился от полученного ранения и не мог пройти в строю. Начальник Центральной школы военных собак генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Сталина. Верховный Главнокомандующий распорядился: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моем старом кителе без погон...» Джульбарса нес на своих руках подполковник Мазовер в парадном строю. Говоря о заслугах Джульбарса, надо еще добавить, что он после войны участвовал в съемках фильма «Белый клык».

На Северном Кавказе

В наше время служебные собаки вместе с пограничниками несут службу по охране границы, разыскивают наркотики, обследуют здания, стадионы перед массовыми мероприятиями, совместно с саперами обнаруживают мины, снаряды, фугасы и другие взрывчатые вещества в освобожденных районах Сирии, ищут схроны с оружием и боеприпасами, участвуют в проведении зачисток в населенных пунктах на Северном Кавказе.

В одну из командировок на Северный Кавказ бойцы Ярославского ОМОНа взяли с собой служебную собаку по кличке Гарсон. Пес был великолепно обучен кинологом и мог свободно найти спрятанную гранату или взрывчатку. Сколько схронов он обнаружил во время командировки в Чечню! Скольких людей от смерти спас! Гарсона бойцы уважали как своего боевого товарища.

Во время проведения одной из операций по зачистке населенного пункта на наших бойцов обрушился шквал огня, и Гарсон, видимо, собачьим чутьем понял, что впереди смерть. Он сделал то, что успел, – прыгнул вперед на боевиков, приняв на себя предназначенную для людей автоматную очередь. Погиб, спасая наших ребят.

Гарсона хоронили с воинскими почестями, с троекратным салютом. Позже ему поставили памятник из черного мрамора, наверное, один-единственный в стране.

В Терлецкой дубраве, одном из красивейших уголков Москвы, есть скульптура «Военный инструктор (кинолог) с собакой». Это дань памяти нашим братьям меньшим, которые в годы Великой Отечественной войны вместе с советскими воинами приближали День Победы.
Автор: Владимир Жилкин
В статье использованы материалы из публикации И.Кучменко «Четвероногие герои»

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать