13:02
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 мая 2010

Первый тост - за дядюшку

Алексей БУДАРИН готовил самолеты к бою. Во время Великой Отечественной войны совершали подвиги в воздушных боях летчики, штурманы, стрелки-радисты. Но и на земле самоотверженно трудились специалисты инженерно-технической службы, подготавливая боевые машины к полетам. Среди них был Алексей Алексеевич Бударин – кавалер ордена Красной Звезды, двух орденов Отечественной, двух медалей «За боевые заслуги», медали «За взятие Праги». Он прошел войну от рядового солдата до гвардии старшины. Меткий выстрел Алексей Бударин родом из старинного городка Торжок Калининской области, ныне Тверской. Когда началась война, Алексею было 16 лет. Он работал слесарем на обувной фабрике, куда пришел после окончания семилетки. Его старший брат ушел на фронт и погиб в первый же год войны.

Торжок не был захвачен немцами, оборона вокруг города была основательной. Но он подвергался массированным бомбардировкам. В результате бомбежек большая часть Торжка сгорела.

В ноябре 1942 года обувную фабрику эвакуировали на Урал. Но цех, в котором работал Алексей, оставили. Комсомольцы охраняли здание фабрики: дежурили на крыше, сбрасывали «зажигалки». Однажды во время дежурства Алексей увидел немца, который сигналил в сторону казарм, где стояли наши танки. Недолго думая он уложил немца метким выстрелом из карабина. За всю войну это был единственный убитый им противник.

Однажды, находясь во время дежурства на крыше, Алексей увидел, как загорелся его дом. Он кинулся туда. Когда прибежал, дом был объят пламенем. Парнишка едва успел вывести из подвала прятавшихся от бомбежки мать и младшего брата. Дом сгорел дотла, а семье пришлось ютиться у родственников.

Разглаживали землю

Есть в Тверской области поселок Хотилово, расположенный неподалеку от шоссейной дороги, ведущей в Питер. Во время войны в тех местах находился военный аэродром. Туда­то и отправил Калининский военкомат 18­летнего Алексея Бударина стрелком в 144­й батальон аэродромного обслуживания (БАО), который обслуживал 147­й авиационный истребительный полк. В задачу полковых летчиков входил перехват немецких самолетов, летевших на Москву. БАО являлся основой тыловой авиации. Батальон мог в сжатые сроки перемещаться с одного аэродрома на другой и обеспечивать любые авиационные полки: бомбардировочные, штурмовые, истребительные, разведывательные. Воины батальона заряжали самолеты снарядами, маскировали их от бомбежек противника, охраняли боевые машины. Им приходилось быстро сооружать небольшие аэродромы. Где­нибудь в поле трактор вспахивал землю, затем ее трамбовали катками, укатывали деревянными «гладилками», разглаживая все неровности. Вот и готов аэродром! Сколько изобретательности, смекалки, находчивости проявляли воины батальона при изыскании и строительстве аэродромов. Работали днем и ночью, в лютую стужу, в пургу, в распутицу. Плохо было то, что в дождь грунт раскисал и самолеты не могли взлететь. И тогда летчики ждали хорошей погоды.

Полгода Алексей провел в Хотилове. Ему доводилось перекрывать Ленинградское шоссе, выкатывать самолеты, чтобы они взлетали прямо с трассы.

Авиационная «пеленка»

Когда в батальоне узнали, что до войны Бударин работал слесарем, его перевели в полевую авиационно­ремонтную мастерскую (ПАРМ). Стал Алексей ремонтировать поврежденные в воздушных боях самолеты. Отныне его боевое оружие – дрель и пневматический молоток. Сколько заплаток он поставил на изрешеченные пулеметными очередями самолеты – не счесть!

– Я надевал на палец металлический колпачок, просовывал руку в люк и держал ее над пробоиной, а мой напарник бил молотком, заделывая дырку заклепками, – вспоминает Алексей Алексеевич. – От этого битья мои пальцы постоянно были распухшие. И после войны они еще долго болели. Если в бою у самолета повреждался двигатель и летчик дотягивал до аэродрома, то главный механизм летательного аппарата снимали с боевой машины и отправляли в тыл на авиационный завод. Там его ремонтировали и снова везли на фронт. Но многое приходилось делать самим. В ПАРМе имелись специальные машины, на которых стояли токарные и фрезерные станки. Мы вытачивали запчасти к самолетам.
У истребителя ЯК­-1 Алексей штопал дюралевую обшивку носовой части. Хвостовую часть боевой машины обтягивали полотняной тканью – перкалем. Этой прочной хлопчатобумажной материей обшивали тогда оперение, каркасы фюзеляжа и иных поверхностей самолетов, за что она получила шуточное прозвище – «детская пеленка авиации». Изодранную в боях «пеленку» заменяли новой, а для прочности, влагостойкости и воздухонепроницаемости покрывали лаком. Алексей и эту технологию освоил. Его знали в авиаполке как мастера на все руки. Бывало, прилетит летчик на поврежденном самолете и сразу бежит к Бударину: «Алексеич, исправь быстро машину, хочется скорее в бой».
И вот на этих деревянно­полотняных самолетах в воздухе совершались героические подвиги. На них летали легендарные летчики Алексей Маресьев, Александр Покрышкин, Султан Амет­хан. На ЯК­-1 вступила в войну эскадрилья «Нормандия­Неман».

Алексей Бударин ремонтировал и такие типы самолетов, как ЯК­-3, ЯК-­7, ЛА­-5. После Хотилова были аэродромы в Выползове, Андреаполе, Луге, литовской Румбуле. Авиаполк двигался на запад, с ним – батальон аэродромного обслуживания с ремонтной мастерской. Так, мастер Бударин, штопая и латая самолеты, прошел Венгрию, Чехию, Австрию.

Дядя Саша

В армии вместе с молодыми ребятами воевали и «старики». Среди них были такие, кто прошел первую мировую и советско­финскую войны. Опытные служаки учили молоденьких солдатиков и портянки накручивать, и лечиться народными средствами в полевых условиях. В бригаде ремонтников был такой пожилой солдат. Все звали его дядей Сашей, и слыл он заядлым курильщиком. А на войне табак ценился на вес золота. Курили в основном махорку. Задержка продовольствия не так ухудшала настроение солдат, как нехватка курева. А Алексей оказался некурящим, и весь свой табачный паек он отдавал дяде Саше.

Однажды они увидели в небе черный клин – это немецкие самолеты летели над их аэродромом. Началась бомбежка. «Тебе, Алешка, жить!» – только и успел сказать дядя Саша, накрыв молодого солдата своим телом. Вдруг Алексей почувствовал, как на него капает что­то теплое и вязкое. Оказалось, кровь из головы убитого друга. И вот каждый год в День Победы Алексей Бударин свой первый тост всегда произносит «за дядю Сашу».

Расписалась губной помадой

В конце войны встретил Алексей хорошую симпатичную девушку Маргариту. Она прошла всю войну фронтовым парикмахером. Брила и стригла рядовых солдат, лейтенантов, полковников, генералов. Со своей воинской частью рядовая Максимова дошла до Берлина. После того как водрузили знамя Победы над поверженным Рейхстагом, каждый мог на его стенах оставить надпись. Вот и Маргарита тоже расписалась… губной помадой!

Поженились Алексей и Маргарита уже после войны, прожили вместе более полувека, вырастили сына и дочь.
И после долгожданной победы Алексей Алексеевич не расстался с авиацией: 25 лет отслужил в своем полку, работал механиком по ремонту реактивных самолетов, участвовал в корейской войне.

Проведший большую часть жизни на многочисленных взлетно­посадочных площадках, он, выйдя в отставку, снова оказался на аэродроме, теперь уже навсегда, поселившись в поселке Сокол, который выстроили на территории местного аэропорта.

Автор: Зинаида Шеметова

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать