Снежный вопрос

6 Февраля 2019
Ярославцы активно обсуждают вопросы уборки снега на улицах и во дворах.
– Да неужели непонятно, что в Ярославле зимой идет снег?! – именно этой фразой встречают горожане любое высказывание по поводу ликвидации последствий снегопада, который обрушился на наш город 26 и 27 января. Реакция народа понятна или, по крайней мере, объяснима. Все хотят двигаться по дорогам и тротуарам комфортно, не причиняя вреда ни себе, ни своей технике. Вот только у природы для нас припасено огромное количество форс-мажоров. И далеко не факт, что к каждому из них можно идеально подготовиться.

Во власти цифр

Чтобы понять, почему Ярославль на какое-то время оказался в снежном плену, вспомним, что все мощности городских служб заложены исходя из средних значений погодных явлений. К примеру, средняя многолетняя норма выпадения январских осадков в Ярославле – 39 миллиметров. Это вовсе не означает, что 55,1 миллиметра минувшего месяца САХ Ярославля и другие подрядчики не в состоянии убрать. Просто возникает вероятность отступления от норм постановления № 1541, которое досконально регламентирует уборку города. В этом случае отступление может быть небольшим и почти не критичным.

Но природа – большая затейница. Она может создать особую ситуацию куда более изобретательно. К примеру, средняя норма выпадения осадков в третьей декаде усредненного января – 13 миллиметров, тогда как в текущем году в этот же период реально выпало 28. Больше чем в два раза. Но и это еще не все – практически все 28 миллиметров обрушились на город за три дня. Ведь если бы эти осадки равномерно выпадали в течение всех десяти дней, ярославцы, возможно, не заметили бы их вовсе… А потом в дело вступил еще один фактор, который в сочетании со всеми остальными и привел к «снежному понедельнику».

– Мало кто обратил внимание на то, что снегопад начался, когда температура воздуха была значительно ниже минус пятнадцати градусов по Цельсию, – комментирует заместитель начальника управления благоустройства ДГХ мэрии Ярославля Анатолий Волошин. – При этой температуре не работают реагенты, которые плавят лед. Для противогололедной борьбы нам остался только песок. Ситуация усугублялась еще и сильным ветром, стал образовываться снежный накат, который в местах постоянного торможения и разгона транспортных средств – а это, как правило, остановки общественного транспорта – преобразовался в наледь. Во время снегопада вся техника, выделенная для борьбы с непогодой, работала в усиленном режиме. От семи до десяти звеньев КПМ прометали все улицы первой категории с частотой один раз в четыре часа. Это практически соответствует нормативным показателям. Но в нормативных показателях отражается средняя многолетняя норма осадков. У нас же снег валил так и погодные условия были такими, что накат образовывался быстрее, чем проходило выметание проезжей части. При этом было задействовано 88 единиц техники, и еще около тридцати предоставили субподрядные организации. В основном самосвалы, тракторные щетки и погрузчики.

Уже через день, когда температура поднялась до минус десяти градусов и начали работать реагенты, ситуация с накатом стала выправляться. Сейчас его нет на всех дорогах первой категории. Техника работает на дорогах второй-третьей категорий, но если такие снегопады повторятся, она вернется на основные улицы и проспекты, для функционирования городского хозяйства они важнее. Хотя бы потому, что именно по ним ходит общественный транспорт.

Помочь городу – помочь себе?

Вернемся к тем же социальным сетям. Ярославцы, обсуждающие ситуацию в городе, привычно разделились на два лагеря. Самый многочисленный критические молнии метал в городские власти, меньший по составу иронично советовал критикующим взять в руки по лопате и отправиться помогать специализированным службам. Истина, как водится, находится посередине – и чуть-чуть сбоку.

По словам Анатолия Волошина, снег был такой силы, что между проходами спецтехники успевал сформироваться накат. Но накат не появляется сам по себе, в любом парке снег после снегопада любой силы так и лежит – белый, мягкий и пушистый. Накатывают его преимущественно автомобили. А управляют ими люди, которые прекрасно понимают: появление автомобилей на дороге в такой снегопад неизбежно приведет именно к этим последствиям. Но тяга к личному комфорту перевешивает. Показательно, что снегопад начался в субботу во второй половине дня. И в субботу, и в воскресенье каждый владелец автомобиля мог воспользоваться общественным транспортом, минимизировав свои понедельничные риски, когда пользование автомобилем становится насущно необходимым.

Возникла еще одна проблема: регламент определяет не только сроки и способы уборки снега и борьбы с гололедом, но и вывоз его за пределы города. В самом простом варианте из снега, сдвинутого на обочину, в метре от бордюрного камня формируется снежный вал, который потом погрузчиком отправляется в самосвал. На периферии эта операция проходит без сучка и задоринки, а вот в центре, куда утром понедельника отправляются на работу владельцы личных автомобилей… Весь снег преимущественно так и остался лежать на обочине – убрать его было реально только вместе с автомобилями.

Уборка во дворах

Правда, нет худа без добра: когда большая часть личного автотранспорта отправилась в центр города, пришла пора уборки во дворах. Занимаются ею управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, а контролируют эту работу территориальные администрации.

– Главной задачей сотрудников управляющих компаний является обеспечение комфорта жителей, проживающих в домах, прилежащих к дворовой территории, – подчеркнул глава администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов Андрей Удальцов. – Для дворников это в первую очередь обеспечение горожанам свободного входа-выхода из подъездов, а также очистка тротуаров. Техника предоставляет возможность беспрепятственного движения транспортных средств по внутридворовым проездам. Работе тракторов периодически мешают припаркованные во дворах автомобили, из-за чего трактористы вынуждены проявлять чудеса виртуозности.

По информации Андрея Удальцова, с начала минувшей недели Фрунзенский район убирали 306 дворников и 18 тракторов. В Красноперекопском на уборке вручную задействованы 112 человек, а количество техники варьируется от 10 до 14 единиц, поскольку управляющие компании района часто пользуются возможностью привлечь технику сторонних подрядчиков. Дворники выходят на работу в шесть часов утра, техника – в семь. Работы продолжаются до полного решения поставленных задач.

Глава территориальной администрации подчеркнул, что соответствующими нормативными актами подразумевается возможность складирования убранного снега на территории двора.

Снег, падающий дважды

Помимо трудностей с преодолением проезжей части и тротуаров у ярославцев возникла еще одна сложность. Снег выпал не только на землю, но и на крыши домов. А лежать там долго он не может, поскольку из-за оттепелей и силы тяжести стремится все-таки добраться до «места назначения», создавая опасность и для пешеходов, и для припаркованных машин.

Регламент обязывает собственника или арендатора здания в тот момент, когда над тротуаром нависли глыбы льда или сосульки, оцепить место вероятного падения сигнальной лентой и звонить специалистам, которые допущены до работ такого рода. Те сбивают «дары природы» на землю, откуда их потом обязаны убрать дворники. Так и бывает: и снегопад закончился, и вычистили вроде бы все до асфальта – а на тротуаре опять снега по колено. Регламент предписывает убирать его в зависимости от того, сколько народу ходит в среднем по этому участку тротуара. Если за час его количество превышает 250 человек, снег, сброшенный с крыши, должен быть убран в течение часа. При трафике от 100 до 250 проходящих – за два часа. Если за час проходит меньше сотни человек, процесс уборки допускается растянуть на три часа. Но и здесь имеются нюансы: большое количество пешеходов легко утаптывают снег в лед (а сброс снега особенно активизируется в оттепель) – и дальше дай Бог убрать его хотя бы за день.

Внимание к клиенту видно издалека

Кстати, по тому, как убирается снег арендаторами в центре города, можно узнать, насколько хорошо у них идут дела. Владельцы магазинов с большим количеством посетителей, как правило, с уборкой не затягивают. Тех же, в чьи заведения и по сухому асфальту народ не особенно заглядывает, это, видимо, не сильно заботит. Из-за чего соответствующие службы мэрии сначала высылают в их адрес предписания с требованием все-таки соблюдать регламент, а затем могут и оштрафовать. А народу приходится обходить эти точки по проезжей части и упорно ждать весны.

К счастью, до нее осталось уже меньше месяца.
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: