00:05
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 февраля 2019

Надежный тыл

Вот уже двадцать пятый год в органах внутренних дел на транспорте работает полковник внутренней службы Елена Шеина. Сейчас она заместитель руководителя Северного линейного управления МВД России на транспорте. И Елена Юрьевна гордится – кроме как в транспортной полиции она нигде не работала.

Транспортная династия

Елена Шеина никогда не мечтала работать в полиции. Она не была поклонницей детективного жанра, не собиралась, вооружившись пистолетом, ловить преступников – опасных и особо опасных. Она, как и многие советские девочки, собиралась стать учительницей. И даже окончила Ярославский педагогический институт по специальности «химия и биология».

Но тут судьба преподнесла ей главный подарок в жизни – она стала мамой. После положенного декретного отпуска встал вопрос о трудоустройстве молодой мамы, у которой есть диплом педагога, но нет ни дня работы по специальности.

– Шел 1992 год, время очень непростое. Как оказалось, учителя в школу не требовались. Совсем! – вспоминает Елена Юрьевна. – Я даже не могла устроиться в детский сад – не требовались воспитатели без опыта работы. Стояла на бирже, и там ни одной вакансии по педагогической специальности предложить не смогли. И тогда отец мне сказал: а давай к нам!

Отец Елены Шеиной 29 лет отработал в органах внутренних дел на транспорте. Дослужился до прапорщика – высшее звание, доступное младшему составу. Он служил в подразделении, которое дислоцируется в речном порту, был и водителем, и командиром подразделения патрульно-постовой службы, и командиром катера. Службу со всеми ее радостями и тяготами представлял отлично и предложил ее дочери. Так Елена продолжила династию и дослужилась до полковника. На двоих у отца и дочери стаж больше 50 лет.

В те времена женщина в милиции на транспорте – редкость. Это сейчас половина личного состава – прекрасные сотрудницы. А когда Шеина пришла на службу в подразделение на вокзале Ярославль-Главный, она была, пожалуй, лишь седьмой женщиной в отделе.

И все-таки педагогическое образование не пропало даром – Елена стала инспектором по делам несовершеннолетних. Семь с половиной лет она отдала делу наставления на путь истинный малолетних хулиганов, искавших себе развлечений на железнодорожных путях.

Первым делом пришлось… выучить названия всех деталей, узлов, соединений и прочих технических элементов железной дороги. Казалось бы, зачем инспектору по делам несовершеннолетних знать, чем различаются подкладка и накладка, что такое стыксоединитель и дроссель-трансформатор.

– Это было необходимо хотя бы для того, чтобы правильно написать в рапорте, какую, например, линзу и какого светофора разбил мальчишка – маневрового или мачтового, линзу запрещающего или бело-лунного приглашающего огня, где это расположено. Выглядеть глупо не хотелось, а значит, все надо было выучить, – говорит Елена Шеина.

Тот опыт на рельсах и с несовершеннолетними оказался бесценным в дальнейшем, когда Елена стала двигаться по кадровой лестнице. Теперь же в ее полномочия входит работа штаба, тыловое обеспечение, членство в городской антитеррористической комиссии.

– Сейчас я, когда читаю какие-то аналитические справки, какие-то наградные материалы, я вижу ошибки. А люди, которых никогда на рельсах не было, этого понять не смогут, – отмечает она.

Сквозь реформы

Елена гордится: у нее только одно место работы – органы внутренних дел на транспорте. Однако… сами органы претерпели изменения. А года два назад встал вопрос, что до столетнего юбилея транспортная полиция может и вовсе не дожить.

Датой появления полиции на транспорте считается 18 февраля 1919 года, когда Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Затем, с развитием других видов транспорта, милиции передали охрану на водном и воздушном. Тем не менее за основу разделения зон ответственности была взята железная дорога.
Как известно, железнодорожная сеть в России подразделяется по направлениям: Октябрьская, Московская, Горьковская и т. д. В Ярославле базируется головное предприятие Северной железной дороги, поэтому у нас располагалось и Северное управление внутренних дел на транспорте.

А несколько лет назад было принято решение реформировать структуру транспортной полиции, пойдя по пути укрупнения. За основу взяли федеральные округа. В итоге Северное линейное управление МВД России на транспорте присоединили к Северо-Западному округу с головным подразделением в Северной столице.

Безопасность и коммерция

– Особенность работы полиции на транспорте еще и в том, что мы структура государственная, но обеспечиваем порядок на транспорте, который является коммерческим предприятием. Будь то Российская железная дорога, которая является ОАО, аэропорты с аналогичной формой собственности или порты, – продолжает Елена Юрьевна.

Из-за трагических событий на вокзалах и в аэропортах, которые происходили несколько лет назад в некоторых городах страны, все аэропорты и вокзалы собственникам транспортной инфраструктуры пришлось оборудовать рамками, металлоискателями, видеокамерами. Везде усилено патрулирование сотрудниками транспортной полиции. Это дало определенный результат.

– Только наличие человека в форме способно удержать некоторых правонарушителей от совершения преступных замыслов, – уверена Елена Шеина. – Есть у нас информационно-оперативная служба, которая выявляет возможные угрозы.

Большое подспорье в службе дала интеграция в систему «Безопасный город», она позволила оборудовать большим количеством камер места наибольшего скопления народа, коими, без сомнения, являются вокзалы.
Благодаря профилактическим мерам в 2018 году ни одного особо тяжкого преступления – убийства, причинения тяжкого вреда здоровью – в зоне ответственности Северного линейного управления не произошло. Но на фоне их отсутствия четче обозначилась другая тенденция – незаконный оборот наркотиков. Увы, наркодилеры по-прежнему предпочитают ездить поездами. Для борьбы с ними в 2018 году создали новый отдел – по контролю за оборотом наркотиков.

Меняют штаб на вокзалы

– Раскрытие преступлений, оперативная работа – это не мое направление, – объясняет Елена Шеина. – У начальника нашего линейного управления три заместителя. Первый – руководитель полиции, второй – начальник следственного подразделения. Я же занимаюсь обеспечением и обслуживанием. Иными словами, моя задача – обеспечить работу первых двух направлений, а это и очистка крыш, и снабжение, и обеспечение работы техники и еще много направлений, невидимых глазу. Если про нас не вспоминают, значит, мы сработали хорошо. Ну а если вспомнили – значит, где-то недоработали.

Все подразделения, которыми руководит Елена Юрьевна, наполовину укомплектованы женщинами, и в подавляющем большинстве – молодыми, лет 30 – 40. Но «кабинетные дамочки» вполне себе уверенные полицейские – сдают нормативы по физподготовке, стрельбе, зачеты по теоретической подготовке.

– А в дни проведения массовых мероприятий у нас период усиления. Это означает, что мы выходим на дежурства вместе с другими нашими подразделениями, – говорит Елена Шеина. – Надеваем форму, патрулируем вокзалы. Благодаря этому мы лучше понимаем нужды полиции и четче можем обеспечить организацию их работы.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать