13:13
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 ноября 2018

Капитальный ремонт – дело общее

Полномочия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов относятся к областному уровню. Однако муниципальная власть принимает в организации процесса самое непосредственное и активное участие. О том, какие проблемы возникают у жителей, кто и чем им обязан помочь  при проведении капитального ремонта жилого фонда, мы беседуем с  первым заместителем директора департамента городского хозяйства мэрии  Ярославля Натальей ШЕТНЕВОЙ.
– Наталья Валентиновна, расскажите, как городские власти сотрудничают с Фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.

– Прежде всего мы обеспечиваем контроль за ходом работ и снабжаем фонд оперативной информацией о состоянии дел на объектах. Это взаимодействие отработано еще в прошлом году и касается, как правило, своевременного и качественного ремонта крыш. Прежде всего потому, что эти работы имеют ярко выраженный сезонный характер. Входить в зиму с незавершенным ремонтом кровли многоквартирный дом не может – это, по сути, чрезвычайная ситуация. В нынешнем году по инициативе исполняющего обязанности мэра города Ярославля Владимира Волкова территориальные администрации мэрии, специалисты департамента городского хозяйства, муниципальной жилищной инспекции ежедневно проверяют ход работ на проблемных объектах и обмениваются этой информацией с региональным фондом. Основные обращения граждан по-прежнему касаются кровель. На сегодняшний день выявлено 15 наиболее проблемных объектов, которые до окончания ремонта поставлены на особый контроль. Всего же в Ярославле в нынешнем году должны быть отремонтированы 132 крыши многоквартирных домов.

– Какие еще виды ремонтных работ интересуют ярославцев?

– В нынешнем году в 68 домах Ярославля запланирована замена лифтов. По этому виду ремонтов мы фиксируем точечные обращения. Чаще всего они связаны не с качеством работ, а с их сроками. Тут жильцов можно понять: если дом многоэтажный, а человек не особенно мобилен, то два-три месяца без лифта могут показаться ему если не вечностью, то, по крайней мере, серьезным периодом жизни без особого комфорта. Часть обращений связана с тем, что работы закончены, а лифт по-прежнему не запущен. Здесь я хотела бы обратить внимание на то, что лифт – объект повышенной опасности. Именно поэтому проверка его работоспособности и соответствия всем критериям безопасности после замены занимает определенное время. Больше, чем приемка других видов капитального ремонта.

– От жильцов каких домов обращений больше: тех, чей счет находится у регионального оператора, или тех, кто выбрал накопление средств на индивидуальном счете?

– От жителей домов на индивидуальном счете поступают единичные обращения. Чаще всего нам пишут те жители домов, разместивших средства на спецсчете, которые просто не следят за жизнью своего дома. К примеру, не подозревают, что в доме прошло собрание, где другие ответственные жильцы приняли решение о том или ином виде капитального ремонта. И те, кто об этом узнал только по факту начала ремонта, конечно, беспокоятся: что за работы проводятся, когда срок их окончания... Но обращений по поводу некачественного ремонта от жильцов таких домов практически нет.

– По обращениям в газету мы заметили одну тенденцию: управляющие компании, в чьем ведении остался текущий ремонт и содержание жилья, часто пытаются уйти от ответственности, заявляя, что решение той или иной проблемы в доме возможно только путем проведения капитального ремонта. Что жителям делать в таких ситуациях?

– Такая проблема действительно существует. Эта позиция управляющих компаний понятна, но не всегда законна. Тут нам на помощь приходят контролирующие органы – муниципальная жилищная инспекция города Ярославля и департамент государственного жилищного надзора Ярославской области. Чаще всего после предписаний этих организаций управляющая организация находит возможность выполнить необходимые работы.

Но даже в этом случае собственникам жилых помещений в доме нужно помнить, что текущий ремонт – плановый вид ремонта. Планировать его можно только в объемах тех средств, которые управляющая организация собирает по соответствующей графе сборов в рамках ежемесячных платежей по статье «содержание жилья». Единственным органом, который может этим планированием заниматься, является общее собрание собственников жилых помещений дома. Очень важно, чтобы на этих собраниях побеждал голос разума. Потому что выполнить текущий ремонт и подъездов, и инженерных систем, и крыш одновременно невозможно, нужно выбирать те виды работ, которые наиболее серьезно влияют на комфортное и безопасное проживание в доме. Самый простой и показательный пример: вряд ли имеет смысл ремонтировать подъезды, если в доме течет кровля. Потому что в этой ситуации деньги будут потрачены «в никуда» – отремонтированный подъезд довольно быстро придет в неприглядное состояние после очередной протечки крыши.

– Программа капитального ремонта домов реализуется больше четырех лет, часть домов уже прошла через нее. При этом не все собственники жилых помещений довольны результатами этого ремонта. Можно ли помочь тем жильцам, состояние помещений которых после капитального ремонта не только не улучшилось, но даже ухудшилось?

– Нужно понимать, что заказчики в этой ситуации – все жители дома. Даже те, кто не является собственником жилого помещения. Каждый может своим правом воспользоваться и обратиться в региональный фонд в рамках пятилетней гарантии на все виды работ, произведенные по капитальному ремонту. Срок этот закреплен законодательно. Бывают спорные моменты, когда жители считают, что ремонт выполнен некачественно, но ни подрядная организация, ни представители фонда не находят поводов для того, чтобы устранять недостатки, выявленные после ремонта. Здесь остается единственный вариант – обратиться в суд. Правда, придется потратиться – чтобы повысить перспективы удовлетворения иска, лучше заказать независимую экспертизу. Как правило, для этого опять-таки необходимо собрать общее собрание собственников жилых помещений, поскольку оплата такой экспертизы вряд ли будет по карману какой-то одной семье. Кстати, затраты на проведение экспертизы можно внести в исковые требования – обычно суды удовлетворяют их, если иск удовлетворен в основной части. В Ярославле уже было несколько подобных случаев.

Я бы обратила внимание на то, что по окончании капитального ремонта подписывается акт выполненных работ. Его подписывают и представители собственников, и представители органов местного самоуправления – в нашем случае администрации района. И если к приемке выполненных работ относиться неформально, то не потребуется в дальнейшем проводить независимые экспертизы, чтобы доказать факт некачественно выполненного ремонта, тратить время на подачу искового заявления… Лучше сразу при приемке указывать на все недостатки, а органы местного самоуправления всегда будут на стороне жителей. В акте приемки нужно не просто зафиксировать отказ в принятии работ, но и перечислить претензии собственников, тогда у подрядчика просто не остается никаких других вариантов, кроме как устранять допущенные недочеты. Оплата выполненных работ по такому акту не будет произведена до устранения недостатков. Поэтому повторюсь: от собственников, от их сплоченности и ответственности во многом зависят и ход, и качество выполнения капитального ремонта. Местное самоуправление, городская власть готовы в этом помогать, но наша помощь эффективна только в том случае, если мы сотрудничаем с ответственными собственниками.
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать