11:07
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 апреля 2012

Протестуем, однако...

В России в последнее время наблюдается рост протестной активности граждан. Но в отличие от большинства европейских стран россияне – участники многотысячных митингов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах – чаще выдвигают не экономические, а политические требования. Каков же потенциал сторонников протестных акций у нас в Ярославле? Кто они, люди, решившиеся на публичный протест? Что заставляет их выходить на улицы? Ответы на эти и другие вопросы искали корреспонденты «ГН».


Если ущемляют базовые потребности
В Ярославле в течение последней четверти прошлого века протестная активность горожан периодически усиливалась. Достаточно вспомнить выступления Народного фронта конца 80х годов, обманутых вкладчиков финансовых пирамид и дольщиков, пикеты и митинги рабочих, которые месяцами не получали заработную плату, пенсионеров в связи с начавшейся монетизацией льгот. Однако были и периоды затишья.
Летом лучше отдыхать
Как отмечает политолог Александр Соколов (на снимке), кандидат политических наук, преподаватель ЯрГУ, в нашем регионе число протестных акций всегда было больше, чем в соседних областях – Ивановской, Владимирской и Костромской. По его словам, пик митинговой активности у нас приходится на осень, зиму и начало весны, летом люди предпочитают отдыхать от политики.
Этот вывод подтверждают и данные опроса, проведенного социологами Левада­-центра в марте. Они утверждают, что декабрьские и январские уличные акции протеста, связанные с выборами в Госдуму РФ, сегодня поддерживают чуть более трети россиян. Меж тем еще в декабре 2011 года число сторонников манифестов было больше – 44 процента.
В Ярославле, по данным городского центра изучения общественного мнения (ЦИОМСИ), цифры мало чем отличаются от тех, что были приведены выше: положительно к участию в акциях протеста относятся 35,1 процента горожан, число же тех, кто сам готов выйти на улицы, невелико – всего 2 процента.
Еще одно наблюдение – если в декабре главной в обществе была тема фальсификации выборов, то в марте стали больше говорить о выборности губернаторов: 51 процент опрошенных – за возврат этой процедуры.

Отцы и дети
Кто же они, ярославские несогласные? Социологи ЦИОМСИ попытались нарисовать некий обобщенный социальный портрет участника недавних акций протеста. Оказалось, что у нас на улицы вышли в основном молодые люди, мобильные, легкие на подъем, не осознавшие до конца все тяготы современной жизни, но уже представляющие их масштаб. Социальный статус группы неоднородный: есть в этой среде и рабочие крупных предприятий, и студенты вузов.
Однако рядом с молодежью на митингах были и люди постарше. Но вовсе не те, кого принято относить к социально незащищенным слоям общества или маргиналам. В акциях протеста приняли участие вполне благополучные граждане, которых объединила неудовлетворенность современными условиями жизни, и при этом они заявили, что «не подвержены настроениям безразличия и социальной апатии», ведь им есть что терять.
По мнению Александра Соколова, «отцов и детей» собрало вместе главное – желание жить достойно.
– Люди готовы протестовать, когда ущемляются их базовые потребности, – объясняет он. – Например, ухудшаются условия жизни, растут цены на продукты питания, услуги лечебных учреждений, резко увеличиваются тарифы на услуги ЖКХ, а возможностей найти достойно оплачиваемую работу становится все меньше. Ведь нередко нашим согражданам конкуренцию составляют те, кто приехал в Ярославль на заработки из стран ближнего зарубежья.

Моя хата с краю…
Мнение ярославского политолога совпадает с выводами недавно обнародованного доклада о состоянии гражданского общества в стране за 2011 год. Этот документ был представлен на пленарном заседании Общественной палаты России. В нем, в частности, говорится, что «несмотря на внешне спокойную и стабильную ситуацию, в российском обществе накапливается социальное напряжение».
И вот что интересно. Оказывается, в большинстве регионов страны протестные акции чаще всего возникают из-за неправильного решения, а не в связи с самой существующей проблемой.
Поясним на примерах. Допустим, россияне выступают против повышения цен на жилищно­-коммунальные услуги (а не против неэффективной и непрозрачной системы управления), обмана дольщиков (а не против существующих пробелов в законодательстве и коррупции). Это говорит о том, что граждане сегодня погружены в свою личную жизнь, людей волнуют в первую очередь собственные интересы и потребности, а не общества в целом.
Где же выход? Думается, ответ на этот вопрос нам еще только предстоит дать, но сегодня очевидно одно: чем чаще власть будет говорить с лидерами общественного мнения, простыми гражданами, обсуждать с ними насущные проблемы, например, образования, здравоохранения, состояния рынка труда, тем реже улицы нашего города будет захлестывать митинговая стихия. Главное – начать диалог.

ИМЕЮ ПРАВО!
На вопрос, оправданно ли применение насилия при разгоне демонстрантов, большинство граждан – 66 процентов – ответили отрицательно. Более того, 80 процентов опрошенных считают, что оппозиция имеет право на проведение массовых митингов и демонстраций.

У ярославцев упал иммунитет
Свое мнение о протестных настроениях в Ярославле выразил и известный тележурналист Михаил ЛЕОНТЬЕВ, побывавший в нашем городе на прошлой неделе.
По словам ведущего передачи «Однако…», бурлящий котел эмоций во время предвыборной гонки подогревал огонь снаружи: в Москве протестные настроения после декабрьских выборов стали стремительно уменьшаться, и поэтому оппозиции нужно было срочно их поддержать. Ярославль был выбран в качестве плацдарма, где противники правящей партии решили взять реванш.
По мнению Михаила Леонтьева, протестные настроения прижились в Ярославле из-за совпадения нескольких факторов. Во­-первых, у ярославцев за 20 лет работы Виктора Волончунаса, которому горожане не раз оказывали доверие на выборах, ослаб политический «иммунитет». Ярославцы привыкли, что у них есть сильный градоначальник, настоящий хозяйственник. Когда выяснилось, что Виктор Владимирович не будет баллотироваться на пост мэра, город замер в ожидании. Именно в это время в Ярославле и активизировался «вирус» протестных настроений.
– В принципе ничего страшного в Ярославле не происходит, – так охарактеризовал обстановку в городе Леонтьев на встрече с журналистами 28 марта, за три дня до выборов мэра Ярославля. – Допустим, победят протестные настроения, а значит, Евгений Урлашов. Кто знает, а может, он будет хорошим мэром? В случае победы Урлашов уже не сможет быть оппозиционером. Ведь мэру города поневоле надо будет договариваться с губернатором, федеральной властью, соблюдать действующее законодательство. Что касается второго кандидата, Якова Якушева, то этот человек, безусловно, заслуживает уважения.

На кухне, в узком кругу
Психолог, директор РR-агентства Надежда КРЯЖЕВА:
– Всплеск гражданской активности сегодня наблюдается не только в Ярославле, но и во всей стране. Подобная активность возрастает обычно в тех случаях, когда гиря, что называется, дошла до полу, когда люди недовольны какими-то социальными или экономическими проблемами, когда эти проблемы задавили сверх меры, то есть когда у граждан есть высокая мотивация для протеста. То, что происходило во время предвыборной кампании в Ярославле, можно назвать «кухонным протестом». Люди активно обсуждали личности кандидатов на пост мэра, но эти обсуждения происходили в небольшом кругу: на работе, на лавочке у подъезда, в социальных сетях, дома с членами семьи, с друзьями. Все это некое подобие кухни – слишком узок круг. А что касается тех митингов, которые проходили в нашем городе, то они не настолько массовые, чтобы о них можно было говорить всерьез.


Только спичку поднеси!
Ирина ФОСИРАНО, агитатор за одного из кандидатов на пост мэра Ярославля в Дзержинском районе:
– Я участвовала в обеих предвыборных кампаниях – на выборах в Государственную думу и мэра Ярославля. И поэтому могу со знанием дела сказать: протестные настроения сильны. Но есть так называемый накопившийся годами протест, а есть специально подогреваемый.
На мой взгляд, можно выделить несколько проблем, которые вызывают у людей протестные настроения.
На первом месте – проблемы ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство жители Дзержинского района иначе как бардаком не называют. И приводят такой пример. В одном из домов из 30 квартир 17 сдаются внаем. В этих квартирах не установлены счетчики на воду, а живут там по пять-шесть человек. Так вот в конце месяца деньги за потребленную воду, в том числе и этими жильцами, распределяются по всем квартирам. Такая ситуация происходит годами, люди стучатся во все двери, а от них все отмахиваются, потому что законного механизма решения подобных ситуаций нет. И поэтому многие горожане уверены, что власть их не слышит, что они ей безразличны.
Второе место занимают плохие дороги и недостаточное благоустройство дворовых территорий. Людей злит засилье машин во дворах. Мне рассказывали, как однажды во двор изза машин не смогла проехать «скорая помощь» и тяжело больного мужчину пришлось нести на одеялах зимой через весь двор. А про качество дорог в Дзержинском районе люди вообще уже только кричат! Все эти вопросы настолько болезненны, что, кажется, только поднеси спичку – и будет взрыв.
И вот это копившееся годами недовольство используется во время предвыборной гонки в политических целях. На каждой встрече с жителями присутствуют представители политических соперников, которые подогревают протестные настроения. В итоге к разуму людей обращаться становится трудно, они уже не хотят идти на диалог, не хотят слышать о конструктивном и совместном решении сложных вопросов городского хозяйства.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать