09:29
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
17 августа 2010

Пока закон не принят...

7 августа на сайте zakonoproekt2010.ru был обнародован проект закона «О полиции», разработанный по инициативе Президента России Дмитрия Медведева. Этот документ вызвал бурные споры – за 10 дней свои комментарии оставили более 10 тысяч пользователей Интернета. В чем же особенность этого законопроекта? Суждено ли данному документу получить статус закона и быть принятым в опубликованном ныне виде? Зачем вообще переименовывать милицию в полицию? Попробуем разобраться.

Милицию переименуют в полицию – эта новость мгновенно вызвала в обществе резонанс. Как же так? У пожилой части граждан страны мгновенно возникли ассоциации с немецкими полицаями. У молодежи в сознании всплыли доблестные американские «копы».
В пояснительной записке к законопроекту «О полиции» указано, что этот документ должен создать законодательные основы в соответствии с «новыми общественными отношениями». Между полицией и обществом должна закрепиться партнерская, а не доминантная модель взаимоотношений – так говорится в комментарии. А «открытость и прозрачность деятельности полиции будут способствовать восстановлению доверия у граждан». По словам министра МВД Рашида Нургалиева, мнение граждан будет определяющим при оценке эффективности работы полиции. МВД России предписано постоянно изучать общественное мнение, касающееся работы органов правопорядка. Руководители территориальных органов внутренних дел будут ежегодно отчитываться перед органами местной власти. А участковые уполномоченные – перед гражданами, проживающими на соответствующем участке.
В законопроекте закреплены одиннадцать направлений деятельности полиции. Среди них есть выявление, пресечение, раскрытие преступлений, розыск лиц и похищенного имущества, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения. Некоторые направления деятельности будущей полиции у пользователей Интернета вызывают особое внимание: это контроль за оборотом оружия, за детективной и охранной деятельностью. И особенно разрешение на охрану имущества по договорам. Неужели полиции будет разрешено заниматься коммерческой деятельностью? Начальник отдела информации и общественных связей УВД по Ярославской области Александр Шиханов пояснил: милиция занимается охраной имущества по договорам и сейчас – это функция вневедомственной охраны. Она сохранится и в полиции.
Во многом проект закона «О полиции» повторяет нормы Закона «О милиции», принятые еще в 1991 году. Но есть и существенные отличия. Одно из принципиальнейших – это антикоррупционная составляющая требований к сотруднику полиции. Для этого в законопроект внесены статьи, регламентирующие ограничения и запреты, связанные со службой. Так, невозможны отношения «начальник–подчиненный» среди родственников. Кроме того, сотрудник полиции не имеет права параллельно заниматься коммерческой деятельностью, быть на госслужбе, приобретать ценные бумаги, выезжать за границу по делам службы за счет сторонних граждан и организаций, быть членом какой­либо партии или общественного движения. Также для исключения моментов, связанных с коррупцией, сотруднику полиции и его супруге необходимо будет ежегодно декларировать свои доходы.
Кроме того, повышены требования к претендентам на работу в полиции. Так, примерить погоны не сможет человек, имеющий судимость, или тот, уголовное преследование которого прекращено по нереабилитирующим основаниям, таким как истечение срока давности или амнистия. Те же, у кого «чистые руки, горячее сердце», должны будут пройти тест на «холодную голову»: соискатели проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую, токсическую зависимость, испытания на проверку моральнопсихологических, деловых качеств.
Отдельной статьей в законе регламентировано получение жилья сотрудниками полиции. Сейчас Закон «О милиции» не предусматривает обеспечение служебными квартирами сотрудников правоохранительных органов, как это было когда­то в советские годы. Полицейские же смогут надеяться на получение служебного жилья. «Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» – гласит одна из статей законопроекта. Жильем должны будут обеспечить участковых уполномоченных, если у них нет своей квартиры в том муниципальном образовании, где они служат.
Несколько глав законопроекта посвящены применению тех или иных мер воздействия на нарушителей. По пунктам прописано, как применять силу, куда можно наносить удары, как использовать спецсредства, в каких случаях можно применять огнестрельное оружие. Отдельная глава в будущем законе посвящена запретам на применение спецсредств. В частности, их нельзя будет использовать во время пресечения несанкционированных собраний, митингов, шествий.
Одна из мер воздействия вызвала в Интернете очень бурные споры. Дело в том, что в законопроекте зафиксировано право полицейского в любое время суток проникать в квартиры и дома граждан, а также на принадлежащие им земельные участки и в помещения, занимаемые организациями. Противники этой нормы апеллируют к Конституции, которая гарантирует право на неприкосновенность жилища.
Конечно, в одночасье всю милицию не распустят и на пустом месте создавать полицию не будут. Все звания сохранятся, с той лишь разницей, что «лейтенант милиции» станет «лейтенантом полиции», а «генерал милиции» – «генералом полиции». Стаж службы в милиции будет засчитан будущим полицейским.
Обсуждение законопроекта в Интернете продлится до середины сентября. После этого проект будет отправлен на доработку с учетом всех дополнений, предложений, замечаний. Как сказал прокурор города Ярославля Андрей Ганцев, проект может существенно отличаться от закона, который будет принят. Поэтому говорить что­то определенное о функциях полиции пока рано.
Но очевидно одно: ответственность за то, какой станет полиция, сегодня лежит на всех гражданах страны. Нам с вами дали возможность обсуждать работу стражей порядка и вносить свои предложения. Этим стоит воспользоваться.

Сначала верните льготы

По мнению заместителя начальника управления по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями мэрии Ярославля Виталия Бубнова, переименование милиции в полицию ничего не изменит в отношениях городской власти и правоохранительных органов.
Сейчас муниципальные органы власти финансируют 800 дополнительных штатных единиц управления внутренних дел по Ярославской области. По словам Виталия Бубнова, это финансирование останется в силе и после принятия нового закона.
По мнению главы администрации Ленинского района Василия Бобкова, бывшего сотрудника спецподразделения милиции СОБР УБОП УВД по Ярославской области в законопроекте о полиции обязательно должно говориться об улучшении социального положения полицейского.
– Любой законопроект требует длительной подготовки, – считает Василий Бобков. – Хорошо, что есть возможность его обсудить. В законопроекте «О полиции» подробно прописаны обязаности полицейского, но мало говорится о его правах. По моему мнению, полицейские должны быть обеспечены жильем, бесплатным проездом, в том числе и в маршрутке, мобильной связью, бесплатным санаторно­курортным лечением, пожизненной страховкой, им необходимо оплачивать работу в ночные часы. Семью полицейского надо защитить, и это тоже четко прописать в законе. Вот когда вернутся милицейские льготы, когда милиционер и его близкие будут защищены, тогда в силовые ведомства пойдут работать люди и наконец­то образуется кадровый резерв, который позволит отбирать лучших. Только после этого можно ужесточать требования к сотрудникам правоохранительных органов.

С саблей и свистком

В России полицейскую службу по охране общественного порядка и борьбе с преступностью ввел Петр I в 1718 году. Просуществовала она ровно 200 лет. Полиция надзирала за всем, начиная от проверки качества товаров и кончая чистотой улиц, и отвечала за все – от призыва в армию до сбора податей.
Во главе городского полицейского управления стоял полицмейстер. Губернский город делился на части. В часть, возглавляемую одним частным приставом, входило от 200 до 700 дворов. Каждая часть состояла из кварталов с квартальным надзирателем во главе. В рядовой состав полиции входили городовые, унтер­офицеры, пожарные, ночные сторожа. Руководящий состав набирали из отставных офицеров, рядовой – из не годных к строевой службе солдат. Офицеры вооружались шпагой, рядовые – саблей (позже еще и револьвером).
Городовые кроме оружия имели еще свисток. Они несли постовую службу на улицах, надзирали за порядком в публичных местах, помогали жандармерии при производстве обысков и арестов.
Нарушение правил общественного порядка, торговли, санитарных правил, розыск и дознание по разным преступлениям – все это входило в обязанности полиции. Сотрудники этой службы совершали рейды, проверяли состояние отхожих мест, уборку мусора, снега, проезжей части дорог. Штраф мог получить не только нарушитель, но и городовой, плохо следивший за чистотой и порядком на улицах.
Следили и за извозчиками. За неряшливый внешний вид, дебоширство, ругань и пьянство у них отбирали регистрационный номер и запрещали появляться на бирже.
В городской полиции собирали сведения о рождаемости, смертности, числе жителей, благотворительных учреждениях, вероисповеданиях, пожарах и других происшествиях. Сыскное отделение в составе полицейского управления занималось раскрытием уголовных и политических преступлений. Словом, полиция контролировала всю городскую жизнь.
В полицейской службе были не редки взятки, грубость, произвол. Ярославский губернатор И.С.Унковский, возглавлявший губернию в 1861 – 1877годах, трижды разгонял полицию и набирал других чиновников. Благодаря этому ярославская полиция стала одной из лучших среди губерний Центральной России.
Как и в целом по стране, полицейская система в Ярославской губернии рухнула после Февральской революции 1917 года и была заменена милицией.

Кто займется подростками

Как ни странно, в новом законопроекте «О полиции» нет ни строчки о том, какие структурные подразделения будут вести работу по профилактике преступности среди молодежи. Непонятно и то, какие меры наказания будут применяться к малолетним преступникам.
– На мой взгляд, в законе «О полиции» и не должно быть главы, которая детализирует это, – считает Николай Сорокин, начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями мэрии города Ярославля. – В России принят закон «Об охране прав ребенка», логично предположить, что вся работа с подростками будет вестись в строгом соответствии с ним.
Напомним, что сегодня в России работу с несовершеннолетними правонарушителями ведет специальное подразделение милиции. Между тем в обществе все чаще и чаще звучит критика в адрес ее сотрудников. Кроме того, считают, что необходимо смягчить режим ответственности несовершеннолетних за нарушение закона. Есть и те, кто выступает против изоляции подростков в специальные исправительные учреждения. Другие, напротив, считают, что наказывать провинившихся «чадушек» надо на полную катушку. Их понять можно, если вспомнить о нашумевшем деле юных сатанистов, которых осудили недавно в Ярославле за совершение зверских убийств.
Впрочем, как показывает мировой опыт, в большинстве развитых стран с преступниками, даже если они и малолетние, особо не церемонятся. Например, в ряде штатов США за особо тяжкие преступления, связанные с насилием над личностью, подростка могут посадить в тюрьму на длительный срок или даже пожизненно. Кстати, смертная казнь для несовершеннолетних там была отменена лишь в 2005 году.
А вот в Шотландии к уголовной ответственности могут привлечь детей старше восьми лет. Впрочем, в большинстве стран ЕС этот возраст все же варьируется от 13 до 18 лет.
Надо отметить и то, что полиция в странах Запада зачастую выполняет и роль социальной службы, особенно если в ее поле зрения попадают дети и подростки. И самое главное, что это карательное ведомство постоянно находится под бдительным надзором общественности. Во многих странах прокуроров, судей и полицейских начальников (тех же шерифов в США) выбирает население. Средства массовой информации также очень внимательно следят за работой силовых структур.

Не так уж и дорого?

Хочется затронуть и экономическую составляющую этого нововведения. Ведь всем сотрудникам милиции­полиции надо будет поменять удостоверения, всем силовым ведомствам изменить бланки, штампы, вывески, форму. Это ж сколько денег надо?!
На самом деле, не все так страшно, как выглядит на первый взгляд. Оказывается, красные корочки ликвидировать нет необходимости, поскольку на них нет надписи «милиция». Что касается «внутренности» служебных удостоверений, то их замена и так происходит часто, поскольку в документах прописываются должность и звание сотрудника, а они, как известно, меняются. Пожалуй, самое дорогостоящее – смена формы.
– На самом деле новая форма уже разработана и даже сшита. Ее замена будет производиться в штатном режиме, в не зависимости от смены названия силовых ведомств, – говорит начальник пресс­службы УВД Ярославской области Александр Шиханов.
Согласно проекту закона, полиция заменит милицию с января 2011 года, но использовать документы, форму, бланки и печати можно будет аж до 2012 года. Возможно, силовикам придется какое­то время походить в старой форме, нашив на нее шеврон со словом «полиция». Кстати, новая форма будет не серосиняя. Рубашки милицияполиция наденет нежно­кремового цвета, а кители и брюки будут синими, чем­то похожими по фасону на форму американских копов.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать