23:51
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 сентября 2014

Будем жить по средствам

Первое в осенней сессии заседание муниципалитета Ярославля стало рекордным – и по количеству рассмотренных вопросов, и по продолжительности. Напомним, одна из ключевых тем  - корректировка бюджета города на текущий год. Сегодня для читателей «Городских новостей» позицию исполнительной власти по основным вопросам повестки дня комментирует первый заместитель мэра Ярославля Александр НЕЧАЕВ.

 

- Александр Витальевич, почему возникла ситуация сокращения расходов бюджета и по каким принципам оно будет проводиться?
– Когда формировали бюджет 2014 года, мы вместе с депутатами прекрасно понимали, что бюджет сложный, а очень многие расходные обязательства инвестиционного плана рассчитаны на выполнение плана приватизации в полном объеме. Он составляет около миллиарда рублей. У нас достаточно хорошо идут некоторые налоговые поступления, а основным налогом, напомню, является налог на доходы физических лиц, но план по приватизации за полгода выполнен чуть более чем на 30%. Поэтому пришлось принимать решение о сокращении расходов.
Расходы, связанные с обеспечением выплаты зарплат, обеспечением питания в системе образования, и другие обязательные расходы секвестироваться, разумеется, не будут. Посчитав возможности всех отраслей, все тщательно проанализировав, мы определили резервы – те расходы, которые до конца года мы могли бы сократить. Момент, который вызвал спор, – наше предложение снять 176 миллионов рублей с отрасли образование. Поясню: при формировании бюджета 2014 года по отрасли образование исходя из контрольных цифр была подсчитана определенная сумма на отрасль. В мае 2014 года департамент образования по установленным методикам посчитал нормативы на фонд оплаты труда, и они оказались ниже на 176 миллионов. Часть денежных средств была потрачена отраслью, и мы будем разбираться, почему так произошло. Нами была предложена к сокращению сумма меньше 176 миллионов. Но депутаты с нами не согласились. Как руководитель понимаю депутатский корпус, отрасль и так требует большего финансирования, чем сейчас. На приведение в полный порядок всех школ, детских садов и учреждений дополнительного образования требуется порядка 4 миллиардов рублей!
Все-таки по отрасли образование, как и по другим отраслям, расходы  сокращаются исключительно там, где можно это сделать без ущерба для функционирования до конца года. Резервы – это и сложившаяся экономия денежных средств в результате проведения торгов, и расходы, которые можно отложить на следующий год. Почему мы предложили снять деньги, запланированные на мероприятия по ремонту школы №53 и строительству школы в микрорайоне Сокол? Да потому что федеральной программы по строительству школ нет, а это сотни миллионов рублей, очень большие деньги для Ярославля – мы даже при участии регионального бюджета не сможем их найти. Эти объекты, бесспорно, нужны. В 2016 году, когда будет принята, я надеюсь, программа строительства детских садов, мы, имея проектно-сметную документацию, могли бы приступить к выполнению программы по строительству школ по той схеме, что будет определена РФ.

– Какие экономические инструменты использует мэрия, чтобы бюджет города был сбалансированным? Как не залезть в долги?
– Не раз звучало на заседаниях муниципалитета, что бюджет принимается завышенный. Мы обязаны вводить лимиты и графики для того, чтобы сбалансировать наши расходы. Если бы этого не происходило, то росла бы кредиторская задолженность, которая копилась бы и ложилась бременем на бюджеты следующих лет. Законодательство позволяет нам использовать этот оперативный финансовый инструмент для регулирования расходов бюджета в текущем периоде. С моей точки зрения, в нашей ситуации кредиторская задолженность может быть, но она не должна быть высокой. Кредиторская задолженность есть и в других городах и регионах. Мы вынуждены сейчас, не останавливая развитие города, сокращать некоторые расходы и жить по средствам. Фактически к секвестру мы предлагали разницу между лимитами и ассигнованиями с учетом задач, которые необходимо выполнить в этом году.
Основная часть Адресной инвестиционной программы, синхронизированной на уровне РФ и субъекта федерации, – программа по расселению аварийного жилья. Это задача №1. Вторая позиция – дороги. Меня упрекают: мол, вы, Александр Витальевич, все советуетесь с областью. А как по-другому? Все крупные проекты в городе реализуются на условиях софинансирования. Мы живем в одном регионе, и у меня, и у губернатора, и у председателя областного правительства, и у депутатов – одни задачи. Ярославская область нам в этом плане помогает – и по дорожному фонду, и по детским садам.

– Понятно, что идет борьба за «живые» деньги для бюджета. Но, продав все ликвидное имущество, не останется ли город без активов?
– Действительно, есть потребность и желание наполнить бюджет живыми поступлениями, в основном они идут от продажи объектов недвижимости. В некоторых российских городах почти все продано. Параллельно идет поиск возможностей пополнить бюджет за счет поступлений от инвестиционной деятельности. Надо понимать, что муниципальный уровень власти может выполнять полномочия, четко для него определенные
131-ФЗ. В частности, в плане торговли мы должны в первую очередь содействовать развитию этой отрасли, а не торговать. Но так сложилось, что торгуем, то есть у города есть муниципальные предприятия, занятые в сфере торговли, – городские рынки, и ничего в этом плохого нет. Тем не менее это последние ликвидные активы города. Чтобы выполнять свои обязательства перед жителями, нам придется продавать активы. Собственные доходы города – это 7,5  миллиарда рублей, 45% составляют расходы по выплате заработной платы.
Не могу не отметить и то, что сокращаться будут расходы и на административный аппарат органов власти. Будем начинать с себя.

– Наряду с продажей недвижимости принимаются ли усилия для наращивания активов города?
– Ситуация в экономике очень сложная по ряду причин, которые я сейчас не буду комментировать. И западные инвесторы, наверное, с большой осторожностью будут приходить в Россию. Потом ситуация, уверен, наладится и работа с инвесторами продолжится. Есть и российские резиденты, заметна и тенденция переориентации на наших восточных партнеров. Конечно, город заинтересован в том, чтобы войти в какой-то инвестиционный проект и в определенном периоде начать получать денежные потоки. Мы ведем работу по подготовке предложений для инвесторов. От продажи «Новоселок» с целью привлечения на эти площади инвестора было заложено в доходы бюджета 150 миллионов рублей. Вместе с депутатами мы говорили о том, что «Новоселки» будут продаваться, – а вот как их продать? Группой объектов вместе с участком и быстро получить деньги или, например, под комплексную застройку – тогда это уйдет как минимум в следующий год. Была проведена работа по межеванию, масса подготовительной работы, и упрекать нас в том, что мы сидели сложа руки, ловить нас на каких-то недочетах, наверное, неправильно.

– Но на заседании муниципалитета и прозвучало из уст заместителя председателя Игоря Блохина, что в нечестности мэрию за последний год не упрекнешь...
– Мы много общаемся, спорим и выбираем целесообразные решения. Хочу сказать депутату Блохину и ряду депутатов муниципалитета спасибо за активную позицию, предложения и наработки. Можно не соглашаться с чем-то, но надо действовать, обсуждать, находить решения. У нас на балансовых и согласительных комиссиях, в советах директоров предприятий присутствуют депутаты, они и их коллеги имеют полный доступ к информации, все решения исполнительной власти предварительно обсуждаются. Слушайте, задавайте вопросы, но давайте доверять коллегам и друг другу.

– Каковы перспективы дорожного строительства в Ярославле?
– Мы ставим задачу определить перспективу ремонта и строительства дорог на три года. Почему на этот срок? Бюджет формируется на текущий год и планово – на два года. Дорога обходится очень дорого – например, капитальный ремонт Промышленного шоссе стоит около 180 миллионов рублей, а у нас из регионального бюджета на капремонт и строительство дорог на весь 2014 год было 130 миллионов. У города есть проектно-сметная документация по ряду объектов, и считаю, посоветовавшись с депутатами, нужно сверстать перспективный план, даже если сумма будет завышена. Но планы тоже должны быть амбициозными, не так ли? Другой вариант – подгонять под те суммы, которые реально есть. Над этим тоже надо работать – чтобы городу выделялось денег столько, сколько нужно для выполнения трехлетнего плана. В этом нас поддерживает муниципалитет, например, депутаты Смоленский, Ненилин. Такое поручение я дал заместителям мэра. Город хочет сделать дорожную инфраструктуру по максимуму, но есть финансовые реалии.

– Александр Витальевич, недавно депутаты муниципалитета решили включить территорию Ярославского района, где планируется жилой комплекс «Преображенский», в черту города. Каковы следующие шаги?
– Депутаты по представлению исполнительной власти приняли решение территорию Ченцов включить в границы города Ярославля. Теперь должно быть соответствующее решение депутатов областной думы. После этого для проектно-сметной документации, которая сделана для района, будет получено разрешение по городу, и  начнется стройка. Мне трудно говорить за инвестора, но думаю, что в 2015 году уже будут вводы домов. Вопросов там много, все их знают – коммунальная и дорожная инфраструктура. Будем в комплексе их решать. Соглашения подписаны мной и председателем правительства области. Не вызывает сомнений, что они будут выполняться.
Ирина ИЛЬИНА

Фото Сергея ШУБКИНА

Автор: Ирина ИЛЬИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать