01:54
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 ноября 2009

На перекрестке яростных эпох

 Владимиру Андреевичу Ковалеву, которого без преувеличения можно назвать человеком-легендой, 23 ноября исполняется 75 лет. Он прошел все ступени советско-партийной карьеры: от директора Ярославского судостроительного завода до председателя горисполкома, от первого секретаря горкома партии до председателя облисполкома. 4 января 1992 года Владимир Андреевич Ковалев покинул свой кабинет на Советской площади, передав ключи от сейфа и власть над областью Анатолию Ивановичу Лисицыну. Так закончилась советская история Ярославля и началась новая эпоха – строительство рыночных отношений. Пробыв четыре месяца без работы и поняв, что никто никуда не собирается его приглашать – хотя бы для того чтобы поделиться опытом, Владимир Андреевич принял предложение неизвестных молодых людей и занялся бизнесом. И сегодня Ковалев является президентом созданной в начале 90-х годов «Ассоциации делового сотрудничества». Слухов о Владимире Ковалеве всегда ходило много: и о его власти, и о его могуществе, и о его богатстве. Очевидно одно – уникальный человек, интереснейшая судьба. Владимир Андреевич написал книгу подробных воспоминаний о своей жизни и о людях, с которыми сводила его судьба, но никак не решается ее издать. Родом из детства Родился Владимир Андреевич в таежной деревне Кемеровской области. В семье росли четверо парней. Родители были почти неграмотными, но отец много занимался самообразованием и достиг высоких партийных должностей. Работал секретарем партийной организации узловой станции Инская Западно­Сибирской железной дороги, потом вторым секретарем Первомайского райкома партии Новосибирска – как раз в то время, когда первым секретарем Новосибирского горкома партии работал Федор Иванович Лощенков, позже – первый секретарь Ярославского обкома партии, четверть века возглавлявший нашу область, в том числе и в те годы, когда В.А. Ковалев был в Ярославле на советско­партийной работе.

Владимир Андреевич с детства мечтал стать военным, потому что старший брат был военным летчиком и родители очень гордились им. После окончания средней школы в Новосибирске поехал поступать в Высшее военно­морское училище имени Дзержинского в Ленинграде. Сдал все экзамены, но медкомиссия признала негодным по здоровью – повышенное кровяное давление. Вступительные экзамены уже заканчивались во всех вузах, и только в Ленинградском кораблестроительном институте разрешили сдавать экзамены с опозданием, но при условии, что все шесть экзаменов будут сданы вместе с другими абитуриентами. Первое серьезное испытание было выдержано. Начались золотые студенческие годы. А защита дипломной работы проходила в одном из центральных конструкторских бюро Ленинграда, тема была закрытой.

Заводская проходная ждала

Воспитанный на светлых идеалах социализма Ковалев мечтал работать на большом производстве. Эта мечта сбылась: по распределению он попал на Ярославский судостроительный завод. Но в цехах мест не было, пришлось сначала довольствоваться работой в конструкторском бюро. Молодой специалист обратил на себя внимание успешным выполнением задания в командировке в Новосибирске, куда никто не хотел ехать. Быстро прошел все ступени до старшего мастера и узнал весь технологический процесс постройки корабля. А потом ему поручили заниматься испытанием этих кораблей, и по полгода он находился в командировках на сдаточной базе в Таллине.

В 1965 году директор завода Дмитрий Трофимович Дудченко позвонил Ковалеву в Таллин и сказал: «Приезжай на завод, будешь назначен главным инженером».

– Так я уже 5 лет не был на заводе, забыл, где какой цех.

– Ничего, вернешься – вспомнишь.

Когда Ковалева назначили главным инженером, ему было всего 30 лет. И уже тогда ему приходилось на заводе часто оставаться за директора и командовать настоящими зубрами производства, значительно старше его по возрасту. В 1971 году в 36 лет Ковалев стал директором завода.

Вверх по лестнице. Партийной

В декабре 1979 года на закрытом заседании бюро областного комитета партии Ковалева рекомендуют избрать на должность председателя горисполкома. Он отчаянно сопротивляется назначению. Главный довод – не знаю Ярославля вообще, только район судостроительного завода и площадь Подбельского (ныне Богоявленскую) как конечную остановку автобуса 4, который ходит из Дядькова. 24 декабря 1979 года на сессии городского Совета депутаты единогласно избирают его председателем горисполкома. С 1 января приступил к новой работе, но года полтора без слез не мог смотреть на проходную завода: чувство было такое, что его незаслуженно выгнали из отчего дома и больше туда не пускают.

Только вник в проблемы города, как кандидатуру Ковалева предлагают для избрания первым секретарем горкома партии. Тут Владимир Андреевич совсем стал возражать: у меня, говорит, никогда не было партийных должностей, я даже в пионерской организации никакой должности не занимал. Но возражения опять слушать не стали и избрали на пленуме горкома в 1985 году первым секретарем горкома партии. Владимир Андреевич был делегатом ХХVII съезда КПСС, где объявили перестройку.

Пожелал Лисицыну успешной работы

В 1990 году на сессии областного совета Ковалева избирают председателем облисполкома. Это его последняя должность на государственной службе. 20 августа 1991 года в два часа ночи посыльный принес Ковалеву по секретной почте письмо от КГБ о том, что необходимо в области создать структуру ГКЧП, возглавить ее и ждать указаний. Но в 6 утра Ковалев уехал в Москву на сессию Верховного Совета России, оставив заместителю записку, чтобы ничего не предпринимал до его возвращения. Все решилось само собой, то есть ГКЧП проиграл. Но Ковалева все равно обвинили в том, что поддержал путчистов, и ярые сторонники демократии вынашивали против него планы. О настроениях «гэкачепистов» Ковалев знал, так как за полтора месяца до ГКЧП общался с министром обороны Язовым, который был недоволен нерешительностью Михаила Горбачева, в частности, в решении вопросов Карабаха, да и многих других. Ковалев убежден, что Форос был задуман с целью свергнуть КПСС.

Решающую роль в том, что Ковалева лишили власти, сыграла не мнимая поддержка ГКЧП, как сегодня считают многие, а то, что Ковалев, будучи депутатом Верховного Совета, голосовал почти против всех предложений Бориса Ельцина. И хотя голосование было тайным, некоторые газеты напечатали не только результаты голосования, но и кто как голосовал. С должностью президента Ковалев был категорически не согласен, так как не мог понять, чем будет заниматься президент России.

И сегодня Ковалев считает, что именно Борис Ельцин первым нанес удар по российской демократии, расстреляв первый парламент.

В январе 1992 года Ковалев покинул свой кабинет на Советской площади, передав Лисицыну ключи от сейфа со словами: «Больше у меня никаких дел нет, чтобы передавать. Вот есть стул, стол, садись и работай». И пожелал успешной работы.

Музыка, охота, дача

Самая большая страсть Ковалева по жизни – это музыка. Владимир Андреевич очень хорошо поет, играет на аккордеоне. Музыкальной грамоте и игре выучился сам. Предпочитает песни морской тематики, фронтовые, лирические. Одна из самых любимых песен – «Домик окнами в сад».

Однажды Владимир Андреевич с Игорем Аркадьевичем Толстоуховым приехали в Португалию. Это была одна из первых поездок для заключения соглашения о породнении городов Ярославля и Коимбры. Встретили их настороженно, прием шел натянуто. Как только началась неофициальная часть, Владимир Андреевич взял в руки аккордеон, заиграл и запел. Расстались португальцы и ярославцы как лучшие друзья.

Владимиру Андреевичу также присущи чисто мужские увлечения: охота и хоккей. После того как покинул государственную службу, увлекся еще и дачей, до этого не обращал на нее внимания. А тут взял в руки молоток. Очень полюбил цветы. Теперь каждую весну сам на рынке выбирает цветочную рассаду для посадки, особенно любит сальвию, и с нежностью за цветами ухаживает.

Вглядываясь в день сегодняшний

С Владимиром Андреевичем интересно поговорить и о дне сегодняшнем. На вопрос, почему он до сих пор работает, почему не может позволить себе уйти на отдых, Владимир Андреевич отвечает так:

– Скорее, это для меня потребность, ритм и образ жизни. Много десятилетий я ходил на работу. Сейчас вроде бы и нет необходимости в моем ежедневном присутствии, потому что работают мои заместители, профессионалы по всем направлениям, но у меня есть потребность встретиться с партнерами, коллегами, обсудить ситуацию и в стране, и в регионе, и в мире.

Нынешнее состояние экономики он оценивает весьма резко, считает, что у нас не просто рыночная экономика, у нас хаотичный рынок, в котором мы сами еще разобраться не можем. При этом Владимир Андреевич не скрывает, что его все эти годы мучают два вопроса. Первый. Во времена Советского Союза Россия была самой мощной республикой практически с неограниченными ресурсами. Мы помогали всем советским республикам, всем развивающимся странам и странам социалистического лагеря, содержали огромную армию, строили заводы и вкладывали деньги в сельское хозяйство. Сегодня мы никому не помогаем, армию сократили, что называется, дальше некуда, заводов не строим, в сельское хозяйство тоже особых вложений нет. Где деньги? Куда они уходят? А ведь беднее ресурсами Россия не стала.

Вопрос второй. В социалистические времена вся страна работала, пятилетку выполняли за четыре года, но в магазинах ничего не было. Сегодня страна не работает, многие производства вообще стоят, но в магазинах есть абсолютно все.

– Наверное, в экономике должно быть два направления,– считает Ковалев. – Такие отрасли, как оборонная промышленность, самолетостроение, судостроение, машиностроение, нефть, газ, энергетика, строительство и так далее, должны быть под контролем государства, должны планироваться в своем развитии. А вот пищевая, перерабатывающая, легкая промышленность, сфера услуг и торговля должны быть отданы частникам, то есть рынку.
Что можно еще добавить о Владимире Андреевиче Ковалеве накануне его 75­летнего юбилея? Вырастили с женой двоих сыновей, сейчас растут внуки. К сожалению, в этом году ушла из жизни любимая жена Римма Константиновна, которой Владимир Андреевич обязан и счастьем, и успехами, и тем, что в трудную минуту поддерживала его и словом, и делом.

Автор: Ирина ВАГАНОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать