04:01
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
8 мая 2019

Свечка модернизма

В Музее истории города проходит выставка «Виданное-­неувиденное. Советский модернизм 1955 – 1991 гг. Ярославский след». Авторы экспозиции – Аркадий Бобович, главный архитектор Ярославля с 1985 по 2008 год, и его сын Роман.
На выставке представлены наиболее яркие постройки Ярославля, относящиеся к данному архитектурному стилю: речной вокзал на Волжской набережной, здание обкома КПСС на Советской площади, детский театральный комплекс на площади Юности, административно-бытовой корпус «Водоканала» на проспекте Ленина и другие.

– В 70-х и 80-х годах в городе появились достойные и своеобразные постройки. На фоне богатства памятников ярославской архитектуры предшествующих столетий они не избалованы любовью наших современников. Их не особенно замечают, а если и замечают, то относятся к ним достаточно критично. Но эти постройки тоже требуют внимания и бережного отношения, – уверен Аркадий Бобович.

Новый храм советской семьи

Начало периоду модернизма положило вышедшее в 1955 году печально известное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Во главу угла стали ставить не качество архитектурных решений, а количество квадратных метров, быстроту и дешевизну постройки. Но связанные по рукам и ногам советские зодчие делали все возможное и невозможное, чтобы создавать удобные для жизни пространства и неординарные здания.

Яркий пример тому – Дом торжеств на Московском проспекте. Авторы проекта, пожалуй, единственного в современной архитектуре Ярославля здания-скульптуры – архитектор «Ярославгражданпроекта» Юрий Щербинин и Аркадий Бобович. За художественное оформление отвечали Леонид Малафеевский, Валерий и Лидия Тепловы.

Была идея в каждом районе построить Дом торжеств, но реализовали ее только в двух: в Красноперекопском и – в более скромном варианте – Дзержинском. Изначально задумывались помещения для проведения свадеб. Ведь не у всех была возможность отметить такое знаменательное событие в ресторане. А тут решались сразу две задачи, так как здание предусматривало зал для бракосочетаний с богатым убранством интерьеров, чеканкой и… кухню. Члены семьи новобрачных привозили продукты, готовили, сервировали столы.

Само здание, несмотря на то что было кирпичным и облицованным известняком (сказывался дефицит материалов), задумывалось как этакий советский храм: высокая кровля, чем-то напоминающая готические соборы, гигантское окно с цветным витражом.

В настоящее время здание превращено в банальный торговый центр, его фасады обезображены пристройками, облицовкой и рекламными щитами. Зал разделен на этажи, а художественные элементы уничтожены. Город лишился неординарного по функции и по организации внутреннего пространства здания.

Кстати, тот же Юрий Щербинин был автором проекта трехэтажного жилого дома на Волжской набережной. Тогда запрещали строить здания ниже пяти и выше девяти этажей, поэтому потребовалось специальное разрешение. Здание интересно тем, что сверху были площадки для сушки белья, облицованные зеленым кирпичом и выступающие над сооружением как скатные крыши.

Дитя незавершенных перемен

Хочется упомянуть и 16-этажный дом на Республиканской, 79 высотой 56 метров с оригинальной смотровой площадкой, строительство которого велось в 1980 – 1982 годах по проекту архитектора Сергея Ловыгина. В свое время этому зданию критики досталось больше, чем многим другим постройкам. Надо признать, что оно действительно не вписалось в масштаб исторического центра Ярославля, как, впрочем, и вся площадь Юности. Но это не вина автора проекта, выполненного с высоким профессиональным мастерством, а судьба затеянных несколько ранее масштабных градостроительных перемен, недостаточно продуманных и поэтому незавершенных.

Здание, задуманное как акцент в ансамбле на площади Юности, должно было стать высотной доминантой нового, уже советского центра города, а исторический центр оставался в пределах Первомайского бульвара. По задумке высотку должны были окружать четыре 12-этажных жилых дома на улице Победы (это был повтор московской идеи про высотки и Дворец Советов в центре), но их так и не построили. Этот же дом, названный в народе «свечкой», первоначально предназначался под общежитие гостиничного типа для сотрудников Миннефтехимстроя, которые приезжали на курсы со всей страны.

В свободное время желающие могли подняться наверх, подышать воздухом и полюбоваться видами вечернего Ярославля.

Нереализованные планы

Печальная судьба постигла и проект детальной планировки общественного центра Северного жилого района. Проектирование велось в 1979 – 1980 годах Институтом ЦНИИП градостроительства и «Ярославгражданпроектом».

Северный жилой район начал активно застраиваться с конца 60-х годов прошлого века. По сути, это «город в городе», население его по численности почти равно населению Рыбинска. Главная композиционная ось центра (согласно проекту) располагалась вдоль улицы Панина и ее продолжения в сторону реки Волги. Она начиналась от общественного центра 11-го микрорайона и заканчивалась озелененными пространствами огромного по своим размерам Приволжского парка. На пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина проектировался комплекс зданий, который должен был стать смысловой и архитектурной доминантой района: здание администрации, Дворец культуры объединения «Лакокраска» и экспериментальный 24-этажный жилой дом с несущими стенами из кирпича Норского завода.

К сожалению, ничего из задуманного не было реализовано, центр района сегодня бессистемно застраивается разными зданиями, объемы которых абсолютно не связаны друг с другом и соседствуют без всякой гармонии.
Выставка «Виданное-неувиденное. Советский модернизм 1955 – 1991 гг. Ярославский след» открыта до 27 мая.
Автор: Анастасия Соловьева

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать