28 февраля 2018
Перекоп как исторический центр
«Второй исторический центр Ярославля» – под таким провокационным названием проходит цикл мероприятий, посвященных Ярославской Большой мануфактуре, 300летие которой предстоит отметить в 2022 году. Сейчас это фабрика «Красный Перекоп». В течение столетий вокруг фабрики складывалась уникальная культура и социальная общность, что позволяет говорить об особом «городе внутри города».Город в городе
Основали полотняную фабрику купцы Затрапезновы, с этой династией связано становление и развитие Ярославской Большой мануфактуры в XVIII веке. В XIX веке развивали предприятие представители другой династии купцов и промышленников – Карзинкины.Современное осмысление роли мануфактуры предполагает проект «Музей фабрик: новая ткань города». Его миссия – предложить Ярославлю новую визитную карточку, открыть второй исторический центр города.
– Тема предпринимательства, промышленности, индустриального историко-культурного наследия, памятников Петровской эпохи по-новому открывает Ярославль для жителей и туристов, – отметила куратор проекта Юлия Кривцова.
Роль предпринимательства в прошлом и настоящем стала предметом публичной дискуссии, состоявшейся 19 февраля в Доме дружбы «Ярославль – Пуатье». В ней участвовали как историки, так и современные бизнесмены. Модератором выступил директор по маркетингу одной из крупных ярославских компаний Дмитрий Пономарев.
– Поколения русских фабрикантов создали в Ярославле передовое производство,
собирая все лучшее, что было в мире. В XVIII веке перенимали опыт Голландии, в XIX – Англии, – открыла встречу профессор ЯрГУ Виктория Марасанова. – Но для того чтобы развитие предприятия было устойчивым, им приходилось заботиться о рабочих: лечить, учить, как-то развлекать.
Доцент ЯрГУ Андрей Данилов обратил внимание на то, что вокруг фабрики создавался свой социум, ставший как бы городом в городе. Здесь были свои традиции, своя культура, свой говор, своя ментальность. По сути, Ярославль был поделен на две части: центр города и территория за Которослью, и они противостояли друг другу. Выражалось это не только в кулачных боях между «городскими» и «фабричными» на льду Которосли. Один красноречивый факт: на выборах в Учредительное собрание 1917 года 70 процентов жителей исторического центра Ярославля проголосовали за партию кадетов, а на Перекопе 70 процентов фабричных проголосовали за большевиков.
Все испортил… транспорт
Дмитрий Пономарев отметил, что традиция создавать социальную среду вокруг промышленных предприятий продолжилась и в советское время. В городе начали строиться заводы, а вокруг них - поселки для рабочих. И там тоже были свои школы, поликлиники.– Действительно, до 50-х годов XX века в Ярославле существовали рабочие поселки, – подтвердил Андрей Данилов. – Рабочие там жили локально, обладали своим мироощущением. Но продолжалось это не так долго, как в случае с Ярославской Большой мануфактурой.
Оказалось, что окончательно сформироваться мироощущению, скажем, поселка шинного завода, Резинотехники или завода 50 не позволил… общественный транспорт. Уже в середине XX века отдельные районы Ярославля, заводские поселки связали автобусы, троллейбусы, трамваи. А значит, у жителей появилась возможность выйти за пределы места своего обитания. Расширение границ, с одной стороны, сделало жизнь более комфортной, а с другой – остановило формирование локальной ментальности.
Жители поселка Красный Перекоп дольше всех держались: еще два-три поколения назад они о себе говорили «перекопцы», а не «ярославцы». Но автобус и трамвай, пришедшие в тот район, вывезли его жителей в другие части Ярославля, привезли новых обитателей. Так постепенно самобытность «фабричных» стерлась.
Бизнес нам поможет?
– Но ведь в XVIII и XIX веках купцы и промышленники не только требовали от своих рабочих трудиться, но и создавали им инфраструктуру, школы, библиотеки. Как бы мы сейчас сказали, комфортную среду. Тем же занимались в советские годы «красные директора» заводов, – проводил параллели Дмитрий Пономарев.Историки снова возразили: директорам советских заводов вменялось в обязанность лечить рабочих и учить их детей. Дореволюционные промышленники делали то же самое по собственной инициативе. А это значит, первые, и вторые делали одно и то же, но по совершенно разным мотивам.
Хорошо, до революции комфортную среду создавали богатые промышленники и купцы. В советские годы такова была политика государства: крупные предприятия должны обеспечивать качество жизни своих сотрудников.
А что сейчас? Кто создает комфортную среду?
Предприниматели на дискуссии согласились: современному бизнесу до масштабов и возможностей Затрапезновых и Карзинкиных далеко. Единственный пример в современной России, когда бы предприниматель свои средства вкладывал в развитие родного города, касается не нас, а Краснодара. Уроженец этого южного города, основатель известной торговой сети Сергей Галицкий на собственные средства создал и поддерживает футбольную школу, построил стадион (оказавшийся самым дешевым и качественным из всех стадионов в России, строящихся к чемпионату мира по футболу этого года), вокруг него обустроил уникальный парк, который сравнивают с московским «Зарядьем», причем не всегда в пользу столичного. И еще много-много построил того, что навсегда изменило облик Краснодара, превратив его в современный город европейского уровня.
В Ярославле своего Сергея Галицкого пока нет.
Комфорт своего окружения
– Даже у небольшого по сравнению с империей Галицкого бизнеса есть возможность формировать вокруг себя городскую среду, выполнять социальную функцию, – сказала владелица сети баров Юлия Самсоненко. – Мне самой, например, нравится читать, я хочу, чтобы и трое моих детей развивали в себе тягу к чтению. Поэтому мы регулярно проводим акции, направленные на популяризацию чтения вслух. Другой пример: мы проводим благотворительные мероприятия, на которые продаем билеты. На вырученные средства покупаем… корову. И дарим ее семье, живущей в сельской местности. Согласитесь, корова для семьи в селе – это основа домашнего хозяйства.За эти примеры зацепился Дмитрий Пономарев. Он поинтересовался, чем руководствуется предприниматель, вкладывая прибыль не в развитие дела, не в какие-то блага для себя лично, а в такие, казалось бы, небольшие социальные акции.
Юлия была категорична: обеспечив достаточный комфорт для себя и своей семьи, необходимо думать и о месте, где ты живешь. Во всем мире такая тенденция: для человека важнее всего его город, село, деревня. Человек стремится в первую очередь сделать комфортным свое окружение.
– Участие бизнеса в городской жизни – это не только строительство зданий или парков. Это могут быть и праздники для горожан и туристов. Пример тому – ярославская Масленица, появившаяся и развивающаяся по инициативе бизнесменов, – отметил предприниматель, председатель Совета меценатов Ярославии Александр Седухин. – К участию в ней подключились и молодые предприниматели. А это означает, что меняется психология, люди больше задумываются о месте, где они живут.
А дальше что?
Красный Перекоп как историческая территория Ярославской Большой мануфактуры, по мнению многих участников дискуссии, способен привлекать туристов.– Какой может быть интерес к Перекопу? Вы посмотрите, в каком состоянии там находятся корпуса: их расселили, и теперь они ветшают и разваливаются! – не согласны другие слушатели дискуссии. – Один корпус снесли, а с оставшимися что делать?
Предприниматели со свойственной им хваткой тут же нашли выход: сохранив внешнюю самобытность и аутентичность, корпуса можно превратить в центры культуры, привести в порядок и по копеечным ставкам сдавать в аренду художникам, музыкантам. И очень скоро город получит альтернативный центр, альтернативную культуру.
Автор: Ольга Скробина
Фото с сайтов hist.msu.ru и pastvu.com
Фото с сайтов hist.msu.ru и pastvu.com
Другие новости раздела «Из истории»
Из истории
19 сентября 2019
Которосльной набережной в Ярославле – 75 лет
Свежий номер
Из истории
15 февраля 2017
Свидетель битв, хранитель веры
Свежий номер
Из истории
16 ноября 2016
Николай Оболенский, последний губернатор царской России
Из истории
07 декабря 2022
Улица с яркой судьбой
Свежий номер
Из истории
01 июня 2016
Сначала была гимназия
Свежий номер
Из истории
30 октября 2019
Не купцы Матвеевские
Комментарии