11:23
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 октября 2014

Памяти поэта

Под небом места много всем…Сегодня, 15 октября, исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Значение его творчества трудно переоценить. Михаил Юрьевич был настолько многогранен как поэт и писатель, что не случайно говорят: у каждого свой Лермонтов.

В свое время я обошла вниманием стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик». И вот теперь, на склоне лет, оно стало для меня драгоценным подарком великого поэта.
Сюжет стихотворения – бой 11 июля 1840 года на реке смерти (так переводится с чеченского языка слово «Валерик»), о котором с документальной точностью рассказывает поэт, участник сражения.

Друг Лермонтова Руфин Дорохов, отважный воин и бретер, прототип одного из героев романа Л. Толстого «Война и мир», тоже участвовал в этом бою и был свидетелем, как Лермонтов на белом коне первым ворвался за завалы, где каждого поджидала смерть. Он говорил друзьям: «Жаль, очень жаль Лермонтова, он пылок и храбр – не сносить ему головы».
  

В этом «деле» погиб Владимир Лихарев, декабрист, один из замечательнейших людей своего времени, человек несравненной доброты!  Вот что вспоминает об окончании боя декабрист Лорер:: «Сражение приходило к концу, и оба приятеля (Лермонтов и Лихарев – прим. авт.)  шли рука об руку, споря о Канте и Гегеле, и часто, в жару спора, неосторожно останавливались. В одну из таких остановок вражеская пуля поразила Лихарева в спину навылет, и он упал навзничь. Ожесточенная толпа горцев изрубила труп  так скоро, что солдаты не поспели на выручку останков товарища-солдата». (Та же судьба еще раньше постигла декабриста А. Бестужева, а через 11 лет и Р. Дорохов бесследно исчез после стычки с горцами – прим. авт.).

Но час Лермонтова тогда не настал: провидение подарило ему еще один год жизни, не были написаны  те 32 стихотворения, которые стали главными в его творчестве: «Родина», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Валерик»…
И может быть, в последнем из перечисленных и есть главное завещание поэта – противоестественность и бессмысленность вражды между людьми.

Перед сражением поэт наблюдал мирную жизнь врага, но в сердце его не ненависть, а любовь к этим совсем чужого племени людям: «Люблю я цвет  их желтых лиц, / их шапки, рукава худые, / их темный и лукавый взор / и их гортанный разговор».
   Кончен бой. Негромко называют имена погибших (около 200), генерал записывает донесения. И, глядя  на эту печальную картину, на скупые слезы седоусых солдат, «с грустью тайной и сердечной» Лермонтов напишет:


   Я думал: жалкий человек.
   Чего он хочет!.. небо ясно,
   Под небом места много всем,
   Но беспрестанно и напрасно
   Один враждует он — зачем?
Однажды в одну из моих бесконечных поездок попутчиком оказался молодой человек родом из тех самых мест, где когда-то произошло сражение, описанное Лермонтовым. Разговорились. Оказалось, что речка Валерик превратилась в неширокий и неглубокий ручей, но стоят еще три белолиственницы в четыре обхвата толщиной, которые могли слышать отзвуки того боя. А Лермонтова не только помнят, но и считают своим национальным поэтом. На мои сентенции по поводу любви к врагам молодой чеченец, подумав, ответил: «Благородные были люди». И гортанный акцент придал особую значимость этому слову, а в голосе услышалось глубокое сожаление: ушло это слово из нашей жизни.

Великодушие, чистая нравственность, самоотверженность, честность и открытость – так толкуют это понятие словари. И я опять обращаюсь к Руфину Дорохову, сказавшему о поэте: «Славный малый – честная, прямая душа».
 И это наш Лермонтов.
Татьяна СОКОЛОВА

Автор: Татьяна СОКОЛОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать