30 ноября 2016
Они там все разорятся...
В поисках национальной идеи все чаще обращаемся мы к такому явлению российской истории, как меценатство. Расцвет меценатства в России пришелся на начало ХХ века. Ярославлю с меценатами в ту пору, как и в более ранние века, очень везло, наверное, потому, что наш город всегда был купеческим. Но зависит ли меценатство только от финансового состояния? Или это состояние души?Из отходников в московские купцы
История рода Карзинкиных уникальна: всего за одно поколение ярославские отходники стали влиятельными московскими купцами. Родоначальник рода Андрей Сидорович Карзинкин (1760 – 1822) из экономических крестьян деревни Труфаново Борисоглебского (ныне Тутаевского) уезда сумел стать московским купцом первой гильдии. Его сыновья Иван и Александр уже стали потомственными почетными гражданами, занимались чайной торговлей, а затем открыли еще и текстильное дело. Сын Александра Андрей преуспел в обоих направлениях, и именно он стал одним из учредителей и директоров Товарищества Ярославской Большой мануфактуры. Его первенец Александр Андреевич Карзинкин-младший по обычаю того времени получил имя в честь деда. О нем и пойдет речь.Александр Андреевич Карзинкин родился 6 июня 1863 года, получил прекрасное образование, как и его сестра Елена, которая окончила Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, была ученицей знаменитого пейзажиста В.Д. Поленова. Ее творчество представлено в собрании Третьяковской галереи. Александр посещал лекции в Императорском Московском техническом училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
Хлопок из Средней Азии
Карзинкин-младший стал одним из директоров Товарищества Ярославской мануфактуры в 1886 году, еще при жизни родителя. После присоединения Средней Азии к России в 1880-х годах Карзинкины первыми в российской текстильной промышленности освоили среднеазиатский хлопок. Фабриканты Карзинкины построили для рабочих Ярославской Большой мануфактуры целый жилой поселок с больницей, школой и фабричным училищем. В 1908 году на средства Карзинкиных была возведена самая необычная в Ярославле церковь – храм в стиле модерн в честь Андрея Критского, Иоанна Постника и Архангела Гавриила.Унаследовав семейное дело, Александр Карзинкин служил ему верно и старался беречь его лучшие традиции. По словам современников, хозяином он слыл мягчайшим и заботливым. Для детей работников были устроены школы и детский сад, тратились значительные средства на жилье и больницы. Бывавший на фабрике художник Константин Коровин спустя много лет, уже в эмиграции, так сказал: «У Карзинкина на фабрике рабочие жили так, как в Англии не живут». И с этим высказыванием согласились все, кто и не бывал на карзинкинской фабрике, но хорошо знал самого Александра Андреевича.
Уютно и со вкусом
Успешный фабрикант и крупный домовладелец делил белый старинный дом, стоявший полукругом, со своей сестрой, художницей Еленой Телешевой, и зятем. Дом находился близ Воронцова поля. Карзинкины жили мило, уютно, со вкусом. В их доме бывали известные художники, актеры, певцы. Карзинкин был заядлым театралом, и женат он был на балерине, итальянке Джури, некогда приме Большого театра. В доме у Карзинкиных проходили знаменитые в Москве среды – журфиксы, на которых бывали Бунин, Чехов, Куприн, Левитан, Рахманинов. Сам Александр Андреевич очень любил живопись, но картины не собирал. А собирал книги. Шкафы огромной библиотеки тянулись из комнаты в комнату. В библиотеке висели портреты бородатых людей в кафтанах прошлых столетий – предки, основатели рода.Карзинкин гордился тем, что у него была лучшая в Москве библиотека по истории Французской революции. Он собирался пожертвовать ее Московскому университету. Однажды искусствовед Павел Муратов спросил его, откуда такой интерес к Французской революции. «Со всегдашней скромностью своей он несколько смутился и как бы шепнул, по привычке своей подняв палец и блеснув очками: «Страшное время, интересное время. Узнается человек-с».
Мог ли тогда Александр Карзинкин, льняной король, как его звали современники, предположить: совсем скоро на личном опыте он поймет, что такое революция.
Рабочие не допустят
В 1918 году Карзинкину легко было уехать из России, и вовсе не потому, что его женой была итальянка. Итальянская военная миссия в полном составе жила в 1918 году в доме Карзинкиных перед отъездом из России и легко могла увезти своих радушных хозяев. Когда Карзинкину советовали покинуть Россию, он начинал волноваться и говорил: «Как я могу бросить фабрику? Ведь они там все разорятся».– Но вас арестуют! – твердили ему друзья.
Карзинкин улыбался немного таинственно.
– Наши рабочие не дадут, – говорил он не без гордости.
Невзирая на советы друзей, 55-летний Карзинкин не пожелал эмигрировать.
Его действительно некоторое время не трогали: Карзинкин был избран в фабричный комитет и усердно трудился, пользуясь уважением даже рабочих-большевиков. В 1918 году он устроился работать в Государственный Российский исторический музей, ныне ГИМ, на должность научного сотрудника.
В Бутырке в милой компании
И все-таки нашелся комиссар, который «поселил» Карзинкина в Бутырскую тюрьму почти на год. Арестовали Карзинкина первый раз в августе 1920 года. Он сидел в камере Бутырки вместе с видным коллекционером, тоже «классово чуждым буржуазным элементом» Д.И. Щукиным. «Я нахожусь в интеллигентной компании и вообще в прекрасных условиях», – писал Александр Андреевич в письме к своему другу А.В. Орешникову 8 сентября.Карзинкина беспокоит не его будущее, а будущность его семьи. Он просит старшего друга не оставлять его жену и дочь без нравственной поддержки.
В Москве на Кузнецком мосту Павел Муратов «в одно ужасное ноябрьское утро 1920 года» встретил жену своего бедного друга.
«Маленькая измученная женщина с болезненным лицом окликнула меня. Глаза ее плакали. Они плакали так не переставая вот уже несколько месяцев. Я взглянул на нее и не хотел ее спрашивать. «Александр Андреевич все сидит, все сидит. Я хлопочу. Я танцую, даю уроки в танцевальной школе, – сказала она, и улыбнулась, и сделала маленькое движение рукой, озарившее вдруг разорение и убожество московской улицы всей грацией блестящего спектакля».
Не жалею ни о чем
Вот как Павел Муратов описывает свою последнюю встречу с Карзинкиным: «Я бросился повидать Александра Андреевича, когда его наконец выпустили из Бутырки. Мы обнялись. «Зачем, зачем вы не уехали, милый друг, когда это было так легко сделать!»– Я не жалею ни о чем, – сказал Александр Андреевич. – В тюрьме было очень интересно. Очень интересно-с! Да, тут узнается человек. Если б я жил прежней жизнью, я никогда бы не узнал того, что знаю теперь».
Многое отняла у Александра Андреевича революция – дом, состояние, свободу, но не лишила бодрости духа, надежды на лучшее и... христианского смирения: «Не чувствуя за собою вины, я твердо надеюсь на милосердие Божие, на то, что Он не оставит меня и мою бедную семью и пошлет нам силу духа, чтобы с твердостью и безропотно перенести это испытание».
В январе 1931 года Александра Андреевича арестовали вторично – по распоряжению ГПУ. Выйдя из тюрьмы после краткой отсидки, он скоро ушел из жизни, скончавшись от сердечной недостаточности 30 июля 1931 года в возрасте 68 лет.
Автор: Ирина Ваганова
Фото из архива редакции
Фото из архива редакции
Другие новости раздела «Из истории»
Свежий номер
Из истории
17 мая 2017
Ярославцы с улицы Дарю
Свежий номер
Из истории
21 июня 2017
Почему революция стала возможной?!
Свежий номер
Из истории
25 января 2017
25 января - Татьянин день
Свежий номер
Из истории
21 ноября 2018
Непостроенный дворец
Свежий номер
Из истории
05 мая 2016
Фотограф Императорской Академии художеств
Свежий номер
Из истории
01 июня 2016
Сначала была гимназия
Комментарии