Мы пришли в этот храм не молиться

28 Марта 2018
В Митрополичьих палатах Ярославля в рамках XXIII научных чтений памяти Ирины Болотцевой, исследователя древнерусского искусства, состоялась публичная лекция научного сотрудника Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) Инны Серегиной об антирелигиозных кампаниях советского государства по вскрытию мощей православных святых и изъятию церковных ценностей в 1919 – 1930 годах.
Идеология только марксистская!
В 1914 году в России было около 120 миллионов православных христиан, 130 епископов, более 50 тысяч священников, 58 семинарий и 48 тысяч приходских храмов. Как ни странно, но церковь встретила Октябрьский переворот с готовностью к переменам. А вот сами большевики записали церковь в противники, мотивируя это тем, что человек должен быть освобожден от всякой идеологии, кроме марксистской. Положения первых законодательных актов советской власти в отношении церкви были закреплены в декрете Совнаркома РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года.

С 1922 года главным органом власти, непосредственно занимающимся церковью, стал VI «церковный» отдел центрального отдела ГПУ, который до 1939 года бессменно возглавлял Евгений Тучков. По мнению сталкивавшихся с ним православных христиан, он являлся поистине демонической личностью. Выходец из крестьян, умный и хитрый, он умел запугивать людей и принуждать их к сотрудничеству. Существует легенда, что на смертном одре Евгений Тучков попросил, чтобы тогдашний патриарх пришел к нему и отпустил грехи.

«Разоблачение» мощей
В конце 1918 – начале 1919 года власти начинают принимать целые программы «на полное отмирание церкви». Центральное место заняла развернувшаяся в 1918 – 1921 годах кампания вскрытия и «разоблачения» святых мощей.

Всего за это время было вскрыто 65 рак с мощами русских святых. Все это сопровождалось закрытием монастырей, где мощи покоились. Тогда же началась самая настоящая травля РПЦ в советской печати – газетах «Правда» и «Известия», например. Весь процесс разоблачения мощей снимался и на документальную кинохронику. Так, вскрытие мощей Святого Тихона епископа Воронежского, знаменитого иерарха и крупнейшего духовного писателя (1724–1783), начинают производить священнослужители, но их медлительность и щепетильность вызывает нетерпение у представителей власти, и за работу принимается председатель Чрезвыйкома. На киноэкране он с рвением разматывает веревки и тряпки, с удовольствием демонстрирует кости и череп, которые вслед за одеяниями кидает на землю. Несмотря на то что этот фильм снимался с явной агитационной целью, в кадр то и дело попадают красноармейцы с горящими свечами в руках.

Особое внимание привлекают кадры кинолетописи «Вскрытие мощей Сергия Радонежского 11 апреля 1919 года». Троице-Сергиева лавра запружена народом. Перед началом вскрытия люди выстроились в очередь к раке, чтобы, может быть, в последний раз приложиться к мощам. Вооруженные красноармейцы тщательно охраняют территорию монастыря. В 20.50 по приказу председателя Сергиевского исполкома иеромонах Иона начинает вскрытие. Череп и кости Сергия Радонежского, хорошо сохранившиеся, демонстрируют собравшимся.

Не в пользу церкви
Посягательство большевиков на национальную святыню вызвало бурю возмущения верующих по всей стране. В ноябре 1919 года, когда власти попытались вывезти мощи в один из музеев, жители Сергиева Посада и окрестных деревень оказали сопротивление властям. Патриарх Тихон обратился к Ленину с просьбой приостановить осквернение православной святыни. Но спор, увы, был решен не в пользу церкви – лавру закрыли, мощи вывезли.

Как показывает кинохроника, процесс вскрытия раки и извлечения  мощей Св. князя Александра Невского 12 мая 1922 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры (Петроград) ничем не отличался от предыдущих. Вскрытию мощей святителя Митрофания Воронежского посвящены сюжет «Разоблаченное надувательство» Союзкиножурнала за 1930 год и сюжет кинолетописи за 1929 год. Последний начинается с антирелигиозного лыжного забега, устроенного перед зданием собора. У всех участников на груди таблички с лозунгами: «Религия – тормоз пятилетки», «Бога нет».

Вскрытие происходит на площади перед собором. Мощи демонстрируются довольной толпе. Одна из зрительниц что-то с воодушевлением говорит в микрофон. Видимо, то, что с ее глаз спала пелена церковного обмана. И только лицо плачущего священнослужителя, на мгновение мелькнувшее на экране, убеждает зрителя в том, что ни один православный человек не поколебался в вере после осквернения памяти мертвых. Сюжет заканчивается тем, что члены комиссии объезжают улицы города в кузове грузовой машины, демонстрируя прохожим останки святого. В сюжете запечатлен и кинооператор с камерой. По титрам киножурнала удалось установить и название студии – «Совкино».

Антиквариат на переплавку
Второй частью антирелигиозной кампании начала XX века стало изъятие церковных ценностей. Экспроприация проводилась под благовидным предлогом помощи голодающим.

Всего было изъято ценностей на 4,5 миллиона рублей, отдельно были выделены антикварные вещи. Подавляющее число ценностей пошло в переплавку, а полученные от продажи суммы были потрачены на проведение самой кампании по их изъятию и подкармливание партийного аппарата. Сотрудникам аппарата были увеличены зарплаты и спецпайки, частично золото попросту разворовали.

К сожалению, ни одной подобной киносъемки по Ярославлю в РГАКФД не обнаружено. Но доподлинно известно, что наш город был в первой категории по изъятию. Из храмов буквально выгребали ценности. В 1920-х годах здесь была создана группа «Антиквар», которая занималась предпродажной подготовкой. Ценности увозились под видом выставки за рубеж и потом не возвращались.
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


«Ах, лето!..» Из истории  «Ах, лето!..» 28.08.2014 Последние дни августа невольно заставляют нас оглянуться на летние приключения, заранее скучая по солнцу. Что ни говори, именно лето всегда остается в памяти самым ярким временем года. Точно так же, как мы, ярославцы, наслаждались летом и сто лет назад. Тем более что и Ярославль, и его окрестности предоставляли массу возможностей для беззаботного отдыха. Из истории  Как советская власть гостиницы перевоспитывала 23.09.2009 Рассматривая старые фотографии дореволюционного Ярославля, удивляешься обилию и пестроте рекламных вывесок. Здесь каждый владелец мало-мальски доходного заведения заявлял о себе весомо, буквами в аршин высотой. Первую же скрипку в какофонии торговых улиц неизменно играли гостиничные заведения – их в начале XX века в Ярославле было даже больше, чем сегодня. Если на 1889 год в городе имелось 17 гостиниц, то к 1910-м годам их насчитывалось не менее 25. Не станем забывать и о постоялых дворах, по-прежнему занимавших прочные позиции в гостиничном бизнесе, являясь своего рода отелями «экономкласса». О рентабельности постоялых дворов в дореволюционном Ярославле свидетельствует не только их количество (более двух десятков), но и пестрый список владельцев – от бывших крестьян до богатых негоциантов. Конкуренцию гостиницам составляли и «меблированные комнаты», предназначавшиеся для людей с невысоким уровнем дохода. По общепринятому стандарту постояльца здесь ожидал непритязательный интерьер, а иногда и скромный пансион. В отличие от гостиниц оплата таких «номеров» была помесячной, при этом отапливать помещение жильцы должны были самостоятельно. Тесные комнатушки доходных домов составляли особый мир, служивший пристанищем для самых разношерстных персонажей – сезонных рабочих, мелких служащих и торговцев-разносчиков, иногородних студентов. Именно таким был, к примеру, доходный дом Мохова (ныне ул. Комсомольская, 4). Более солидные квартиранты предпочитали жить на Власьевской (ул. Свободы) в «номерах» над лавкой купца Мосягина или напротив – в меблированных комнатах «Палерояль», принад-лежавших семейству Каац. Содержание постояльцев приносило стабильный и легкий доход, и ярославцы охотно сдавали приезжим свои мезонины и «лишние» комнаты. Стоило запастись лишь решимостью, и собственный мини-отель готов. Ярославец Сергей Дмитриев вспоминал, как вместе с маменькой занялся подобным бизнесом: «На имеющиеся у нас капиталы решено было приобрести две кушетки (кровати дороги!), стулья, стол, посуду. Квартиру обставили, повесили иконы в углах, какие-то занавесочки на карнизах... Условились за 20 рублей в месяц давать квартиранту кроме комнаты с нашими дровами и керосином еще обед, ужин и 2 раза в день самовар. Чай и сахар его, стирка белья – тоже…» 
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Вы выписываете бумажные издания?

Нет, не выписываю и не покупаю
1484 (61%)

Нет, не выписываю, но покупаю
638 (26%)

Да, выписываю
314 (13%)

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: