14 марта 2018
Мосты через Волгу: прошлое и будущее
Ярославцы любят свою прекрасную Волжскую набережную и знают, как важны для города, расположенного на двух берегах великой русской реки, его мосты. С чего же все начиналось? С лодочных и ледовых переправ, и, конечно, первым городским мостом еще в XIX веке «обзавелась» Которосль. Причем на относительно небольшой реке мосты строились на частные средства купцов Оловянишниковых и Карзинкиных. На берегу Волги тоже велись работы по благоустройству, но вот построить мост через большую реку местными бюджетами и усилиями даже и в те времена было невозможно.
На деньги императоров
Работы на правом берегу Волги активизировались благодаря финансовой поддержке двух российских императоров. В 1820 году Александр I во время визита в Ярославль пожаловал 20 тысяч рублей на укрепление берегов Волги и Которосли. Набережная Волги заметно преобразилась после того, как ее откосы выложили камнем и дерном, а вдоль берега устроили бульвар с липовыми аллеями. В 20-х годах XIX века появился и внушительный ансамбль Губернаторского дома, включавший трехэтажный главный корпус и два двухэтажных флигеля с общей оградой, одноэтажную конюшню, губернаторский сад и пристань. Одновременно строилось внушительное здание Демидовского лицея на Стрелке. Следующий император, Николай I, в 1831 году пожаловал огромную сумму – 70 тысяч рублей на укрепление берегов рек Ярославля. А дальше появились чугунная решетка со строгим рисунком, беседки и многое другое.
Берег левый, берег правый
Но ни благоустройство набережной, ни мосты через Которосль не решали проблему перевозки грузов и пассажиров на противоположный, левый берег Волги. Проблема особенно обострилась не только в связи с ростом городского населения, но и с развитием железных дорог. В феврале 1870 года было открыто железнодорожное движение Ярославль – Москва через Ростов. В июне того же года пошли поезда от Рыбинска до станции Бологое, связав этот уездный город железнодорожным сообщением с Петербургом и Москвой. В 1872 году была построена железная дорога Ярославль – Вологда, и движение сначала началось на участке между Ярославлем и Даниловом. В 1887 году открылась железная дорога Ярославль – Кострома и т.д.
Ярославский уездный исправник Караулов в отчете за 1872 год отмечал, что «устройство Московско-Ярославской и Ярославско-Вологодской железных дорог доставляет жителям ближайших селений заработку для ремонта, а равно и подвозку песку и шпал. Извоз уменьшился по случаю устройства железных дорог». Да, для некоторых профессий и категорий – извозчики, постоялые дворы, трактиры вдоль дорог – железные дороги принесли разорение. Зато в Ярославле по-прежнему большой доход давали две переправы через Волгу, ведь разрыв в железнодорожной линии составлял более пяти километров.
К началу ХХ века на Волге уже действовал Тверской железнодорожный мост. Он был открыт еще в 1850 году, когда строилась железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. В 1871 году общество Рыбинско-Бологовской железной дороги достроило железнодорожный мост у станции Волга – первый в Ярославской губернии.
Для поездов и пешеходов
Строительство железнодорожного моста через Волгу в Ярославле началось только в 1910 году. Всем проектом руководил инженер С.И. Ольшевский, пролеты проектировал профессор Проскуряков, а подрядчиками стали братья Рон и Общество Путиловских заводов. Работы планировалось закончить за два года, но в 1912 году из-за сильного ветра рухнул один из пролетов уже почти построенного моста, и строительство затянулось на несколько месяцев. Мост имел один путь и предназначался для поездов и пешеходов, реку перекрывали семь пролетов – 5 больших и 2 малых, общий вес моста составлял более 600 тонн. Только столетие назад вес мерили в пудах, расстояние – в верстах, а российский календарь был юлианским.
Торжественный пуск железнодорожного моста состоялся 21 февраля 1913 года, в день 300-летия избрания первого Романова – царя Михаила Федоровича – на царствие. Поэтому называли мост и Волжским, и Императорским, и Николаевским. Кстати, если считать по новому стилю, мост открылся 6 марта. Это был первый железнодорожный мост на Волге, связавший север Российской империи с Москвой. Праздничную ленточку разрезал тогдашний ярославский губернатор граф Дмитрий Татищев, вместе с ним были архиепископ Тихон (Белавин), вице-губернатор Владимир Кисловский и другие гражданские и духовные лица. Как вспоминали очевидцы, «стоявший по бокам моста и насыпи народ при виде идущего моста снимал шапки и крестился».
Новые соседи
Железнодорожный мост пережил военные действия в страшном июле 1918 года и бомбежки в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году на некотором расстоянии от него был сооружен уникальный деревянный железнодорожный мост-дублер на случай повреждения вражеской авиацией основного моста.
В 1972 году железнодорожный мост через Волгу в Ярославле наконец дождался реконструкции. Он был расширен до двухпутного, а осенью 2005 года завершилась его полная реконструкция и старые фермы 1913 года были заменены новыми. Он так и остался единственным железнодорожным мостом через реку Волгу в Ярославле. Зато рядом с ним появились новые соседи – два автомобильно-пешеходных моста: Октябрьский и Юбилейный.
Октябрьский мост через Волгу строился в 1961–1966 годах. Это железобетонный мост из сборных деталей, смонтированный с применением синтетического клея. Юбилейный мост был построен к 1000-летию города. Движение по мосту открылось в 2006 году, а строительство развязок продолжалось до 2010 года.
Сейчас через Волгу построено около 60 мостов, плотин и иных гидротехнических сооружений. Каждое из них учитывает особенности конкретной местности и является памятником инженерной мысли. Что нового принесет будущее волжским коммуникациям и ярославцам? Есть планы строительства третьего автомобильно-пешеходного моста, в соседних областях появились канатные дороги. Главное, чтобы дороги и мосты были качественными – связывали, соединяли и помогали.
Работы на правом берегу Волги активизировались благодаря финансовой поддержке двух российских императоров. В 1820 году Александр I во время визита в Ярославль пожаловал 20 тысяч рублей на укрепление берегов Волги и Которосли. Набережная Волги заметно преобразилась после того, как ее откосы выложили камнем и дерном, а вдоль берега устроили бульвар с липовыми аллеями. В 20-х годах XIX века появился и внушительный ансамбль Губернаторского дома, включавший трехэтажный главный корпус и два двухэтажных флигеля с общей оградой, одноэтажную конюшню, губернаторский сад и пристань. Одновременно строилось внушительное здание Демидовского лицея на Стрелке. Следующий император, Николай I, в 1831 году пожаловал огромную сумму – 70 тысяч рублей на укрепление берегов рек Ярославля. А дальше появились чугунная решетка со строгим рисунком, беседки и многое другое.
Берег левый, берег правый
Но ни благоустройство набережной, ни мосты через Которосль не решали проблему перевозки грузов и пассажиров на противоположный, левый берег Волги. Проблема особенно обострилась не только в связи с ростом городского населения, но и с развитием железных дорог. В феврале 1870 года было открыто железнодорожное движение Ярославль – Москва через Ростов. В июне того же года пошли поезда от Рыбинска до станции Бологое, связав этот уездный город железнодорожным сообщением с Петербургом и Москвой. В 1872 году была построена железная дорога Ярославль – Вологда, и движение сначала началось на участке между Ярославлем и Даниловом. В 1887 году открылась железная дорога Ярославль – Кострома и т.д.
Ярославский уездный исправник Караулов в отчете за 1872 год отмечал, что «устройство Московско-Ярославской и Ярославско-Вологодской железных дорог доставляет жителям ближайших селений заработку для ремонта, а равно и подвозку песку и шпал. Извоз уменьшился по случаю устройства железных дорог». Да, для некоторых профессий и категорий – извозчики, постоялые дворы, трактиры вдоль дорог – железные дороги принесли разорение. Зато в Ярославле по-прежнему большой доход давали две переправы через Волгу, ведь разрыв в железнодорожной линии составлял более пяти километров.
К началу ХХ века на Волге уже действовал Тверской железнодорожный мост. Он был открыт еще в 1850 году, когда строилась железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. В 1871 году общество Рыбинско-Бологовской железной дороги достроило железнодорожный мост у станции Волга – первый в Ярославской губернии.
Для поездов и пешеходов
Строительство железнодорожного моста через Волгу в Ярославле началось только в 1910 году. Всем проектом руководил инженер С.И. Ольшевский, пролеты проектировал профессор Проскуряков, а подрядчиками стали братья Рон и Общество Путиловских заводов. Работы планировалось закончить за два года, но в 1912 году из-за сильного ветра рухнул один из пролетов уже почти построенного моста, и строительство затянулось на несколько месяцев. Мост имел один путь и предназначался для поездов и пешеходов, реку перекрывали семь пролетов – 5 больших и 2 малых, общий вес моста составлял более 600 тонн. Только столетие назад вес мерили в пудах, расстояние – в верстах, а российский календарь был юлианским.
Торжественный пуск железнодорожного моста состоялся 21 февраля 1913 года, в день 300-летия избрания первого Романова – царя Михаила Федоровича – на царствие. Поэтому называли мост и Волжским, и Императорским, и Николаевским. Кстати, если считать по новому стилю, мост открылся 6 марта. Это был первый железнодорожный мост на Волге, связавший север Российской империи с Москвой. Праздничную ленточку разрезал тогдашний ярославский губернатор граф Дмитрий Татищев, вместе с ним были архиепископ Тихон (Белавин), вице-губернатор Владимир Кисловский и другие гражданские и духовные лица. Как вспоминали очевидцы, «стоявший по бокам моста и насыпи народ при виде идущего моста снимал шапки и крестился».
Новые соседи
Железнодорожный мост пережил военные действия в страшном июле 1918 года и бомбежки в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году на некотором расстоянии от него был сооружен уникальный деревянный железнодорожный мост-дублер на случай повреждения вражеской авиацией основного моста.
В 1972 году железнодорожный мост через Волгу в Ярославле наконец дождался реконструкции. Он был расширен до двухпутного, а осенью 2005 года завершилась его полная реконструкция и старые фермы 1913 года были заменены новыми. Он так и остался единственным железнодорожным мостом через реку Волгу в Ярославле. Зато рядом с ним появились новые соседи – два автомобильно-пешеходных моста: Октябрьский и Юбилейный.
Октябрьский мост через Волгу строился в 1961–1966 годах. Это железобетонный мост из сборных деталей, смонтированный с применением синтетического клея. Юбилейный мост был построен к 1000-летию города. Движение по мосту открылось в 2006 году, а строительство развязок продолжалось до 2010 года.
Сейчас через Волгу построено около 60 мостов, плотин и иных гидротехнических сооружений. Каждое из них учитывает особенности конкретной местности и является памятником инженерной мысли. Что нового принесет будущее волжским коммуникациям и ярославцам? Есть планы строительства третьего автомобильно-пешеходного моста, в соседних областях появились канатные дороги. Главное, чтобы дороги и мосты были качественными – связывали, соединяли и помогали.
Автор: Виктория Марасанова
Фото Ирины Штольбы
Фото Ирины Штольбы
Другие новости раздела «Из истории»
Из истории
28 октября 2020
Ярославцы выпустили познавательный ролик ко Дню народного единства
Из истории
16 марта 2016
В каждой мимолетности вижу я миры
Из истории
25 декабря 2014
Дважды избирался городским головой
Свежий номер
Из истории
06 декабря 2017
Горе луковое
Из истории
30 декабря 2015
Особенности монастырской трапезы
Свежий номер
Из истории
10 августа 2016
Чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения
Комментарии