06:08
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
28 февраля 2018

Константин НЕКРАСОВ: Мы прожили в Тегеране дней 5 и дважды были в Рее

В Государственном музее Востока состоялась научная конференция «Проблемы изучения восточных коллекций», приуроченная к 100­летию музея, которое будет отмечаться 30 октября 2018 года. Ярославль имеет самое непосредственное отношение к этой дате: именно коллекция ярославца Константина Федоровича Некрасова и легла в основу музея в далеком 1918 году.
О коллекции Некрасова, предметы которой сейчас представлены в экспозиции музея, мы рассказывали в публикации ГН от 15 ноября 2017 года «Очарованный Востоком». И вот снова возвращаемся к этому факту, который без преувеличения можно считать открытием. Даже конференция «Проблемы изучения восточных коллекций» начиналась с доклада «К.Ф. Некрасов – издатель и коллекционер». Но если об издательской деятельности Константина Федоровича Некрасова ярославцы имеют представление, то об увлечениях Константина Некрасова как собирателя древностей и коллекционера до недавнего времени практически не было известно даже специалистам. Почему? Ответ простой. Время было такое и политическая обстановка в стране. Вовсе не стоило афишировать, что до октября 1917 года ты ездил на раскопки в Иран, в Персию, и уж тем более стоило молчать о том, что имел коллекцию восточного искусства. Судьба всех коллекционеров в молодой Советской республике сложилась незавидно. Поэтому Некрасов и молчал, и ни в одной анкете, ни в одном личном документе нет упоминаний об этой коллекции.

От иконописи к Востоку

Константин Федорович Некрасов, племянник поэта Н.А. Некрасова, был личностью незаурядной. Родился он в 1873 году в Карабихе, куда вернулся после не очень удачной учебы в Москве в кадетском корпусе. Сначала он увлекся политикой и как активный деятель ярославского отделения партии кадетов был избран депутатом I Государственной думы. Депутатская деятельность закончилась для Некрасова трехмесячным тюремным заключением, которое он провел в Коровниках. Выйдя на свободу, он учреждает в Ярославле газету «Голос», а в 1911 году открывает свое книгоиздательство, которое просуществовало до 1916 года и оставило яркий след в русской культуре начала ХХ века.

В 1911 – 1913 годах в русском обществе вспыхнул интерес к иконе, и Некрасов решает создать музей древнерусского искусства в Ярославле. В 1912 году он обращается за советом к известному искусствоведу, автору своего издательства Павлу Муратову.

Создать музей не получилось, хотя Некрасов и собрал достойную коллекцию, в которой были редкие новгородские иконы. Как свидетельствуют архивные данные, коллекция икон погибла во время белогвардейского восстания в Ярославле в июле 1918 года.

Ars Asiatica

Примерно в это же время Некрасов начинает проявлять заметный интерес к искусству Востока, особенно Персии. В апреле 1914 года они вместе с женой Софьей Леонидовной Щерба отправляются в Тегеран. Посетили Исфаган, город на берегу реки Заянде, в 340 километрах к югу от Тегерана, и Рей – один из старейших городов Ирана, привлекающих археологов со всего света.

Именно тогда Константин Некрасов начал формировать свою персидскую – рейскую – коллекцию фаянсов XII – XIV веков, которая в 1918 году была приобретена для музея Ars Asiatica, правопреемником которого и стал Государственный музей Востока.

Слушали… Постановили…

В 1916 году Некрасов вынужден был закрыть издательство в Ярославле и переехать в Москву. Он надеялся после окончания войны, «когда цены станут нормальными», открыть типографию в Москве и все издательское дело перенести туда. Увы, 1917 год не оставил никаких надежд. Осенью 1918 года Некрасов, надо полагать, не без участия Муратова, который в музейно-искусствоведческих кругах пользовался большим авторитетом, поступает в Москве на службу в отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса (музейный отдел). Павел Муратов, в то время занимавший должность председателя Комиссии музеев восточного искусства отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Наркомпроса, на заседании подотдела Национального музейного фонда 16 сентября поднимает вопрос об осмотре коллекции восточного искусства К.Ф. Некрасова, предложенной к приобретению для музея Востока. Постановили коллекцию немедленно осмотреть. Осматривала комиссия, которую возглавлял Игорь Грабарь. А в октябре 1918 года коллекция восточного искусства К.Ф. Некрасова была уже куплена для музея за 50 тысяч рублей. Это более 100 предметов посуды и изразцов, их фрагментов, это персидские рукописи и миниатюры XVII – XIX веков. Также есть японские гравюры, индийские и турецкие вещи, которые носят скорее всего случайный характер. Всего в коллекции 328 единиц, и сегодня она является гордостью музея Востока. Целостность и высокое качество собрания говорят о том, что Константин Некрасов имел не только тонкое художественное чутье, но и глубокие знания в области восточного искусства.
Автор: Ирина Ваганова
Фото автора

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать