Фарфоровая жизнь
В Митрополичьих палатах открылась выставка, на которой представлено около 150 фарфоровых скульптур из частной коллекции. Большая часть выставленных фигурок изготовлена на знаменитой фабрике Гарднера.
Изделия первого в России частного фарфорового завода, основанного английским предпринимателем Францем Гарднером в середине XVIII века в селе Вербилки Московской губернии, славились во всем мире. Скульптуры, которыми могут полюбоваться ярославцы, выполнены из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками и кое-где для оживления блестящими. В выставочных витринах миниатюрный фарфоровый люд словно показывает сценки из повседневной жизни – торгует, занимается ремеслом, сеет и жнет, танцует, плачет.
Кого здесь только нет – господа, служанки, нищие, кучера, продавцы сбитня и пирожков, гуляки, пьяницы, городские франтихи, деревенские мужички, крестьянские дети. Особенно интересна детская тема: ребятишки, катающие яйца на Пасху, заглядывающие в колодец, собирающие грибы. Несколько скульптур изобличают пьянство как социальное зло: одного пьянчугу жена поднимает с земли, рядом – малыш, цепляющийся за материнскую юбку, другого подвыпившего мужичка супруга ведет под руку.
Изготавливали статуэтки на фабрике Гарднера по гравюрам, напечатанным в 1817 году в журнале «Волшебный фонарь». Гарднеровские фарфоровые фигурки пользовались большой популярностью. Ими украшали интерьеры столовых, гостиных, кабинетов и будуаров. Изящно вылепленные, нарядно раскрашенные и занимательные по сюжетам, они находили хороший сбыт.
Многочисленные варианты фигурок фабрики Гарднера распространялись в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других российских заводов. На выставке есть несколько работ фарфорового завода Алексея Гавриловича Попова. Большой интерес вызывает серия скульптур, изображающих народы Севера, Урала, Алтая, Сибири и Дальнего Востока в национальных костюмах. Сделаны они по иллюстрациям в роскошном альбоме «Этнографическое описание народов России», изданном Императорским Русским географическим обществом в 1862 году к тысячелетию Российского государства. Его составитель – Густав-Теодор Паули, или Федор Христианович, как его называли в России, немец по происхождению.
После банкротства в конце XIX века предприятие Гарднера стало собственностью фарфорового короля Матвея Кузнецова. На выставке представлены скульптуры и кузнецовского периода, и советского, ведь после революции 1917 года фабрика в Вербилках была национализирована и стала называться Дмитровским фарфоровым заводом.
Комментарии