06:00
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 октября 2010

Двигатель его жизни

Ярославль промышленный в советские годы имел прочную славу города машиностроения, и потому День машиностроителя, который в нашей стране отмечается в последнее воскресенье сентября, праздновался широко и с размахом: каждый третий ярославец был занят на предприятиях машиностроительной отрасли, только на моторном заводе трудились около 40 тысяч человек! Виталий Долецкий, человек легенда, один из них.

И пока такие люди, как Виталий Алексеевич, служат нам ориентиром в жизни, надежда на возрождение машиностроения в Ярославле есть!

Во благо земли Ярославской
Для многих ярославцев имя Виталия Долецкого тесно связано с именем знаменитого Анатолия Добрынина, бывшего директора Ярославского моторного завода, в честь которого назван Дворец культуры на Юбилейной площади. Более двадцати лет они проработали на заводе рука об руку, много сделали поистине великого. Вклад Долецкого в ярославскую машиностроительную отрасль настолько весом, что до сих пор отмечается самыми высокими наградами и знаками отличия. Награды Виталий Долецкий был удостоен и в дни празднования тысячелетия Ярославля – в числе двенадцати самых известных ярославцев ему вручили медаль «За заслуги во благо земли Ярославской».

Правильный выбор
Виталий Долецкий с детства знал, что будет заниматься техникой. Правда, поначалу он, увлекшись трудами Циолковского, мечтал об авиа и ракетостроении. Однако поступил на механический факультет Томского политехнического института и выбрал специальность «Автомобили и тракторы». Это было в 50х, когда автомобильная промышленность бурно развивалась. Окончив вуз с отличием, Виталий Долецкий получил право выбора предприятия, на котором будет работать. Он выбрал Ярославль – главным аргументом в пользу нашего города стал Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ), который в то время выпускал самые современные грузовые автомобили.
Долецкий устроился в цех сборки и испытания автомобилей помощником мастера, хотя ему, как молодому инженеру, предлагали работу в конструкторском отделе. Но Виталию Алексеевичу хотелось с самых азов освоить сборку автомобиля. Сборочный цех стал для него настоящей производственной школой: он освоил там полный цикл сборки автомобиля, участвовал в испытаниях машин.
В 1960 году, передав производство автомобилей на Украину, ЯАЗ стал специализироваться на изготовлении дизельных двигателей для большегрузного транспорта и был переименован в Ярославский моторный завод. Виталия Долецкого назначают заместителем главного инженера по подготовке производства. В те годы при его непосредственном участии в рекордные сроки – всего за три года! – было запущено в серийное производство новое семейство двигателей ЯМЗ236 и ЯМЗ238. А в конце 1962 года был собран первый образец знаменитого 12-цилиндрового двигателя многоцелевого назначения ЯМЗ240. До сих пор советские двигатели для большегрузной техники ЯМЗ считаются лучшими в мире. Они применяются в газо и нефтедобывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительной индустрии. Российские «КамАЗы», оснащенные ярославскими двигателями – девятикратные победители марафона Париж – Дакар. А нынешним летом на международном ралли Санкт-Петербург – Сочи автомобили «КамАЗ», оснащенные ярославскими двигателями, заняли все три первых места.
В 1972 году за создание унифицированного семейства двигателей ЯМЗ многоцелевого назначения и организацию их высокомеханизированного производства Виталий Долецкий был удостоен Государственной премии СССР.
Еще одно направление, над которым постоянно работал Виталий Долецкий, – это улучшение качества двигателей. В 60х годах под его руководством группа специалистов ЯМЗ разработала комплексную систему управления качеством дизельмотора, которая предполагала безотказную работу двигателя вплоть до его капитального ремонта. Применение этой системы в течение 11 лет – с 1964 по 1975 год – позволило увеличить ресурс двигателей ЯМЗ с 3 до 10 тысяч часов, а экономическая эффективность составила более 1 млрд. рублей.

По пескам пустыни
Свое профессиональное мастерство Виталию Долецкому довелось подтверждать не только в стенах родного предприятия, но и в экстремальных условиях. Будучи заместителем главного инженера предприятия, Виталий Долецкий отстаивал качество советской военной техники в Ираке. В то время ее закупали в том числе и в СССР. В 1960 году иракский генералитет, сплошь состоявший из выпускников западных военных вузов, попытался дискредитировать советскую технику, обратившись к высшему руководству страны с предложением отказаться от ее использования в пользу западных машин. В результате переговоров на высшем уровне было принято решение провести испытательный пробег советской и западной военной техники по песчаной трассе Багдад – Басра. В составе делегации главных инженеров автомобильных заводов Советского Союза Виталий Долецкий выехал в Багдад. Задача ставилась сложная: при температуре +60 градусов проехать по пескам пустыни на тяжелой технике. В испытаниях участвовали автомобили ЯАЗ214, буксирующие на прицепах танки Т34 и автомобили ЯАЗ210, груженные балластом по 10 тонн.
– По пескам мы прошли нормально, – вспоминает Виталий Долецкий. – Хотя наши машины и были рассчитаны на дороги с твердым покрытием. Но главное испытание было впереди – пустыня привела нас к реке Тигр. Как быть? Одна вода и железнодорожный мост с очень небольшой зоной отчуждения. Единственный выход – как­то вписаться в эти щели между железнодорожным полотном и фермами моста. Надо было очень аккуратно и в то же время быстро въехать на мост. Мой опыт вождения такой техники помог выбрать правильную стратегию, и я проехал мост ровно. А вот американец, который двигался за мной, занервничал – сначала поехал быстро, потом тормознул и в результате сжег сцепление своей машины.
После этих испытаний у иракцев не осталось сомнений в качестве советской военной техники.

Курс на евро
Яркая страница в биографии Виталия Долецкого связана и с принятием экономической программы России и Белоруссии по развитию дизельного автомобилестроения. Чтобы выжить, российским предприятиям в 90х годах необходимо было выходить на международные рынки сбыта. Для этого ярославским дизельным моторам надо было соответствовать довольно жестким европейским экологическим стандартам. В принципе наши двигатели всегда успешно проходили международные сертификационные испытания, а техника, оснащенная ярославскими двигателями, неплохо продавалась как на Западе, так и в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Более того, ОАО «Автодизель» в 1994 году стало первым предприятием в СНГ, продукция которого соответствовала экологическим стандартам Евро­1.
Но останавливаться на этом было нельзя. В 90х годах экологические параметры двигателей стали определяющими – именно они давали право на международные перевозки, по ним определялся рейтинг компаний, производящих автомобили. Пропуск на международные рынки могло дать только постоянное улучшение экологических параметров двигателей. Проблема заключалась в том, что на разработки новых двигателей требовались деньги. Вот тогда и был разработан спасительный проект российско­белорусской союзной программы «Развитие дизельного автомобилестроения 1998 – 2002 годов». Непосредственное участие в его разработке принял Виталий Долецкий.
Программа оказалась просто грандиозна. По словам президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, она стала экономической основой Союзного государства России и Беларуси. Оплачивалась программа из совместного бюджета. Немалая часть средств пошла на научноисследовательские разработки новых двигателей и переоснащение предприятий­участников программы, а это были четыре ярославских и четыре белорусских предприятия машиностроительной отрасли. Основной смысл ее заключался в разработке двигателей и автомобилей нового поколения, отвечающих экологическим нормам Евро­2. Именно эта программа помогла вывести предприятия дизелестроительного комплекса Ярославля из глубокого кризиса и выплачивать тысячам ярославских моторостроителей заработную плату в непростые 90е годы. А белорусским большегрузным автомобилям, оснащенным ярославскими двигателями, эта программа помогла удержать позиции на рынке международных перевозок.

Поддерживая инженерную мысль
Сегодня Виталий Алексеевич Долецкий продолжает трудиться на родном предприятии и активно занимается общественной работой, возглавляя ярославское отделение Российской инженерной академии, представляя на съезд инженеров лучшие инновационные разработки ярославских конструкторов и технологов. Он считает, что главное на предприятии – это творческий коллектив. Ведь машиностроение – та сфера деятельности, где инженерная мысль должна постоянно поддерживаться на самом высоком уровне.

СПРАВКА
Виталий Алексеевич Долецкий родился 1 августа 1929 года на Украине. На Ярославском моторном заводе работает с 1952 года. Генеральный директор ПО «Автодизель» с 1982 по 1997 год. Лауреат Государственной премии СССР и премии Совета министров СССР, заслуженный машиностроитель РФ, кандидат технических наук, академик Академии транспорта РФ, профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания ЯГТУ. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двенадцатью медалями, Почетным знаком Ярославля I степени, занесен в Книгу почета Ярославской области. Ныне занимает должность главного специалиста по программам развития
ОАО «Автодизель». Опубликовал 70 научных работ, имеет 15 авторских свидетельств на изобретения.

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать