00:36
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
28 августа 2014

Афоня. Сорок лет спустя

В августе 1974 года в Ярославле начались съемки кинофильма «Афоня». Среди всех фильмов, снятых в нашем городе, он особенно любим ярославцами за «близость к народу» и за то, что в нем показаны не только популярные у режиссеров Волжская набережная и центр города, но и Брагино.

В августе 1974 года в Ярославле начались съемки кинофильма «Афоня». Среди всех фильмов, снятых в нашем городе, он особенно любим ярославцами за «близость к народу» и за то, что в нем показаны не только популярные у режиссеров Волжская набережная и центр города, но и Брагино.
   Историк, сотрудник синема-клуба и автор проекта «Ярославль в советском кинематографе» Андрей Васильченко изучал фильмы, которые за век сняли в Ярославле (около 150 картин). Он поделился с читателями «Городских новостей» сведениями об истории создания «Афони». Многое рассказал и сам «непутевый слесарь-сантехник Афанасий Борщов» – Леонид Куравлев, который приезжал в Ярославль много раз.
   Молодой выпускник ВГИКа Александр Бородянский написал дипломную работу почти про… себя. Студент в то время работал маляром-штукатуром, и жизнь Александра была схожа с той, какой жил его будущий герой. Вначале он хотел Афоню сделать маляром, но потом остановился все же на слесаре-сантехнике. Фигура сантехника была тогда на слуху – все только и говорили, какие они рвачи, хапуги, ловчилы. Диплом «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа № 2» получил поощрительный приз на конкурсе ВЦСПС, Союза кинематографистов и Госкино СССР.
   
Высоцкий кастинг не прошел
   На главную роль сантехника Афанасия Борщова Георгий Данелия сразу планировал Леонида Куравлева, но решил попробовать и других актеров: Владимира Высоцкого, Владимира Носика, Георгия Буркова, Николая Караченцова, Владимира Меньшова, Виктора Проскурина.
   Высоцкому очень нравился сценарий, и он хотел стать «работником ЖЭКа», но до проб так и не дошел – режиссер Георгий Данелия и сценарист фильма Александр Бородянский посчитали, что из Высоцкого получился бы слишком мощный и серьезный сантехник, а снимать хотели кино с юмором. Прекрасно подходил на роль слесаря Георгий Бурков, но он никак не сочетался с актрисой Евгенией Симоновой в роли Кати. Владимир Носик был слишком положительным, играл генералов и в образе выпивающего человека не смотрелся. Не повезло на пробах и молодому актеру, будущему обладателю «Оскара» Владимиру Меньшову.
   – На роль Кати ассистент по актерам привела юную студентку театрального училища имени Щукина Женю Симонову. Она настолько понравилась режиссеру, что девушку утвердили без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной. Там у нее главная роль, и все лето она будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю, но все было не то, – рассказывает Андрей Васильченко. – И тогда директор картины вылетел в Башкирию, выпросил Симонову на три дня, и за это время сняли все сцены, где в фильме появляется главная героиня.
   С Федулом все обстояло проще. В костюме и гриме Борислав Брондуков был настолько органичным, что, когда во время съемок в ресторане он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актер, без него съемки сорвутся, – швейцар не верил и даже пригрозил вызвать милицию. Только помощница режиссера смогла вернуть артиста на площадку.
Крамаров – любимец продавцов
   Савелий Крамаров и Евгений Леонов играли в фильме эпизодические роли. Ярославцы очень любили Крамарова, и на рынок, который тогда располагался на месте нынешнего Белого дома, посылали только Савелия – продавцы задаривали его продуктами.
   Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. Герой артиста был положительный дальше некуда: аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой. Леонов своего героя не уважал, считая его эгоистом. Данелия вспоминал: «На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее на стол случайно выпало несколько монет. Он снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались монетки. Он аккуратно их собрал и положил в карман.
   – Понял? – спросил он меня.
   – Что?
   – Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!
   Сцену танцев снимали в Москве, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Для этого потребовалась живая музыка. Режиссер вспоминал: «Привели группу, главный – курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. В мятых дырявых джинсах, в майках, небритые и волосы во все стороны. Я сказал, что эта компания не вызывает у меня доверия и я не уверен, что они придут. «Вы же сами просили современных. Эти и есть самые современные», – возразили помощники. «Приведите еще кого-нибудь для подстраховки», – сказал я.
   Они привели еще точно таких же волосатиков. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая – «Аракс» Шахназарова.
Ошибки в кадре
   Андрей Васильченко изучил кадры, где были видны улицы Ярославля, и определил места, где велись съемки. И часто обнаруживал несоответствие с реальностью. Например, в начале фильма есть моменты, когда Афоня запрыгивает в автобус около Волковского театра, а Катя садится на остановке на Которосльной набережной. В действительности там никогда не было остановок транспорта, но киношники пустили специальный автобус.
   – Еще один момент: когда героиня выходит из дома, судя по кадрам, он расположен в районе площади Подбельского, ныне Богоявленской. А в другой сцене, когда к ней пришел в гости Афоня, уже появились виды на стадион «Спартаковец» и церковь рядом со стадионом. Можно вычислить квартиру, где жил Афоня. Правда, в доме на Ленинградском проспекте, где велись съемки, он заходил то в 3-й подъезд, то в 4-й, – рассказывает Андрей Васильченко.
   «Афоня» был неимоверно популярен. Но не обошлось без курьезных историй. Данелия писал:
    – Когда я показывал фильм в Америке, то на пресс-конференции после просмотра меня спросили, собираюсь ли я возвращаться в СССР. Я сказал, что собираюсь. «Не стоит – вас там непременно посадят. Вы сняли антисоветский фильм». Возвращался я с опаской. А дома узнал, что «Афоне» дали высшую категорию. Потом была ретроспектива моих фильмов на фестивале в Сан Ремо. После «Афони» на сцену вылез какой-то тип, сказал, что в первый раз видит живого диссидента, и стал жать мне руку. А зал дружно аплодировал. Вернулся из Сан Ремо – «Афоню» выдвинули на Государственную премию…
Ярославль на экране
   101 год назад, в августе 1913 года, в Ярославле был снят первый художественный фильм «Драма на Волге», который можно считать прародителем жанра психологического триллера. Лента рассказывает о том, как ярославский купец пытается выдать свою дочь за коллегу и сверстника. Буквально через год в Ярославле сняли фильм «Стенька Разин». До революции в нашем городе снимали по 4 – 5 фильмов в год. А в 1926 году в советском Ярославле снимали весьма вольную экранизацию повести Максима Горького «Мать». В конце ХХ столетия этот фильм наряду с картиной «Броненосец «Потемкин» и «Метрополисом» назвали лучшим фильмом века. Картина «Цветы запоздалые» по одноименной пьесе Чехова показывает Ярославль старинный, купеческий. Фильм «Женщины» Павла Любимова можно назвать путеводителем по Ярославлю. В 1972-м на весь Советский Союз прогремел фильм «Большая перемена», затем был «Экипаж». 1973 год становится для Ярославля особо удачным – выходят сразу 3 фильма, снятых на Ярославской земле, – «Иван Васильевич меняет профессию», «Дети Ванюшина» и «Свой парень». В последние годы кинематографисты снимали в Ярославле сцены фильмов «Доктор Живаго», «Есенин», «Жизнь и судьба» и еще более 10 лент.

Фото из архива А. Васильченко

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать