Волшебные грезы на Власьевской

30 Декабря 2009
Сюжет знаменитого фильма «Человек с бульвара Капуцинов» давно стал классикой приключенческого жанра, однако тихий Ярославль знавал не менее отважных пионеров киноискусства. Не случайно в учебниках по киноведению по сей день значится имя ярославца Григория Либкена – коммерсанта и киномана, фигуры яркой, многогранной и талантливой. Будучи евреем по происхождению, Григорий Либкeн вынужден был принять крещение, чтобы покинуть предписанную тогдашним законом черту оседлости. Выбрав волжский город Ярославль своим Эльдорадо, он снискал здесь и репутацию отчаянного авантюриста, и весьма солидное состояние. Возможно, именно он создал в Ярославле первую сеть фирменных магазинов, открыв «образцовые колбасные» на самых престижных улицах города: Власьевской (Свободы), Екатерининской (Андропова), Духовской (Республиканской).

По воспоминаниям людей посвященных, не обошлось без мошеннических записей в бухгалтерских книгах, однако торговать Либкен, конечно, умел. В неспокойное время стачек и забастовок он вовремя шел на уступки персоналу и одним из первых в городе сократил часы работы в праздничные дни. Что же касается покупателей, то здесь любезность и предупредительность Либкена не знали границ. Рекламные объявления в прессе заговорщически приобщали клиента к искусству чревоугодия. Трудно было не откликнуться на такие, к примеру, строчки: «В колбасном моем магазине более 1000 окороков приготовлены к празднику. Большой выбор пулярдок, каплунов, всевозможные паштеты. Только что получены омары. С почтением, Г. Либкен».

Успехи Либкена не просто вызывали зависть, они раздражали. Именно Григорию Либкену более всех досталось в жестоком еврейском погроме 1905 года, ставшем позорным пятном на репутации нашего города. Один за другим магазины Григория Ивановича были опустошены толпами хулиганов и черносотенцев, а затем и прибывшими для подавления беспорядков казаками, прихватившими в качестве «улик» массу окороков, колбас и икры.

Однако даже столь суровым испытаниям не удалось сломить дерзкий характер Григория Либкена. Выстроенный им трехэтажный особняк на Власьевской выделялся на фоне соседних домов не только размерами, но и оригинальным фасадом. Ныне этот памятник ярославского модерна известен как здание аэроклуба, где начинала свою дорогу к звездам легендарная ярославна Валентина Терешкова. Однако устремленным к небу этот дом казался и в начале прошлого столетия. В чудо-доме на Власьевской поместились и магазин, и престижная частная гимназия, арендовавшая помещение у колбасного короля.

Но главное, именно здесь расположился один из самых первых и популярных ярославских кинотеатров – «Волшебные грезы».

Синематограф, покорявший неискушенные сердца провинциальных обывателей, стал настоящей страстью и для Григория Либкена. Говорят, даже в своих магазинах Либкен предлагал билеты в кино – в качестве бонуса за оптовую покупку. Кстати, способствуя популяризации киноискусства в Ярославле, наш колбасник ввел в обиход «небывалый вид рекламы». В людных местах города прибивались блокноты с программой киносеансов и надписью: «просим оторвать один листок». Ежедневная программа ярославских «электротеатров» состояла из нескольких частей, ориентируясь на самые разные категории зрителей. Днем в «Волшебных грезах» шли научные картины для юношества и комические зарисовки, предвосхитившие по духу знакомый нам «Ералаш». Вечерние сеансы для взрослых были насыщены политической хроникой и душещипательными мелодрамами. Прочтем, к примеру, воскресную афишу столетней давности: «Программа c 4 до 11 часов вечера. I отделение: «Третья государственная Дума», «Крушение поезда в Германии», «Злой рок судьбы». II отделение: «Источник юности», «Измена дьявола». III отделение: «Наказанная ревность». В антрактах играет оркестр малолетних преступников…»

Киноленты, имевшие успех у ярославского зрителя, Григорий Иванович сдавал в аренду владельцам других кинотеатров, и очень скоро филиалы прокатной конторы Либкена появились в Екатеринбурге, Иркутске, Ташкенте и даже в столице. Подавляющее большинство шедших в России фильмов были зарубежными, однако ярославский колбасник вознамерился исправить ситуацию в отечественном кинопроизводстве. В 1910 году на берегу Которосли в районе Подзеленья он открыл собственную студию, cтавшую одной из первых отечественных кинофабрик. Режиссером в мастерской акционерного общества «Г.И. Либкен» долгое время работал Николай Ларин, впоследствии прославившийся в эмиграции, оператором – известный ярославский художник Петр Мосягин.

Первые опыты ярославского «Голливуда» были весьма примитивными зарисовками, как правило, инсценировавшими популярные песни: «Догорай, гори, моя лучина», «Коробейники», «Ехал с ярмарки ухарь­купец». Однако постепенно киностудия Либкена осваивала и драматический жанр. Фильм «Дочь купца Башкирова», основанный на материалах уголовного дела, стал одной из самых ранних игровых картин российского кинематографа, а «Понизовая вольница» о Стеньке Разине – одним из первых отечественных кинобоевиков. Кстати, эпопея о казачьем атамане с участием многотысячной массовки снималась на виду у всего Ярославля – на Верхнем острове. Даже в годы революции и гражданской войны ярославская киностудия как нельзя лучше отвечала запросам требовавшей зрелищ публики. Сперва здесь освоили жутковатую, но популярную «Распутиниаду», а затем – полные светлого оптимизма коммунистические агитфильмы. Что же касается самого Либкена, то в советском государстве ему уже не светило больших ролей. Оборудование национализированных колбасных отправилось в цеха кондитерской фабрики «Путь к социализму», а в чудо­доме на Власьевской вскоре обосновались герои будущего – отважные осовиахимовцы.

Приключения ярославского колбасника, возможно, могли бы послужить сюжетом для захватывающего и поучительного фильма, вот только жизнь оставила его без хеппи­энда. И все же старый дом на бывшей Власьевской по­прежнему рвется в небо, напоминая прохожим о «волшебных грезах» своего хозяина.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»


Из истории  Вот он, вот он – многотрубный город! 14.12.2010 – Так писал о Ярославле социалистическом одессит Марк Лисянский, известный старшему поколению как поэт-песенник, автор гимна Москвы. Сегодня, когда наш родной город отметил свой 1000-летний юбилей, будет нелишним обратиться к сравнительно недавней советской истории.Передо мной пожелтевшие от времени страницы кандидатской диссертации с лаконичным названием «Ярославль. Экономико­географическая характеристика». Рукописные картосхемы, статистические выкладки дополняют многочисленные фотографии послевоенного промышленного центра. Это уникальное для сегодняшнего дня научное исследование подготовила и успешно защитила Сарра Мироновна Воскобойникова. Словно кадры кинохроники предстают перед нами события первой половины ХХ века. Среди них Первая мировая война, Гражданская война, отразившиеся на экономическом и социальном развитии волжского города. Антибольшевистский мятеж 1918 г. оставил огромные разрушения и пепелища, прежде всего в центральной части города. Прекратилось движение по открытому в 1913 г. железнодорожному мосту через Волгу, связавшему Центральную Россию, Русский Север, Урал и Сибирь. Значительные площади деревянной застройки выгорели, кирпичные здания сохранили следы артиллерийского обстрела. В результате военных действий было уничтожено 20 заводов, остались без жилья около 30 тысяч человек. Семидесятитысячный город нуждался в срочном восстановлении. В кратчайшие сроки был разработан первый в СССР генеральный план «Новый Ярославль» 1920 – 1923 гг. Территория города должна была расшириться более чем в пять раз при сохранении историко­архитектурного наследия. Планом предусматривалось формирование пяти функциональных зон и десяти районов по 30 тысяч жителей в каждом.Своеобразным эталоном градостроения первых пятилеток в советской России явился Бутусовский поселок, которому были приданы формы «первого современного образцового социалистического города с коммунистическим обоснованием всей жизни обитателей и всего городского хозяйства». Согласно расчетам городское население к 1950 г. должно было достичь 300 тысяч человек. Довоенный Ярославль обзавелся пригородами: поселком Текстилей в районе «Красного Перекопа», Пролетарской (Гагаринской) слободой, поселком Яргрэс на Ляпинке, поселком Волгострой в Заволжье, поселком Тормозного завода на Липовой горе, поселком переселенцев из Мологи, поглощенной водами рукотворного Рыбинского моря, на Суздалке. Не имея препятствий для своего территориального роста, Ярославль в виде удлиненного многоугольника раскинулся вдоль берегов Волги. Почти у самой городской черты вздымаются вертикали труб паровозоремонтного, силикатного заводов, «Пролетарской свободы». Западнее – длинные корпуса комбината «Красный Перекоп», к востоку от Московского шоссе – тормозной завод с окружающим его поселком. Левобережная часть заканчивается зданием Ярославской ГРЭС. Еще дальше к северо­западу от города располагается фабрика «Красный перевал», вошедшая в сороковые годы вместе с одноименным рабочим поселком и селом Норским в городскую зону.Быстрый рост промышленности в период «сталинских пятилеток» привел к внутригородским различиям и оформлению шести экономико­географических районов. В это же время происходят изменения и в административно­территориальном устройстве. Постановлением Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 11 марта 1936 г. на территории Рыбинской и Ярославской губерний, входивших в состав Ивановской промышленной области, образуется Ярославская область в составе 36 районов, 15 городов и 11 рабочих поселков. Ярославль становится областным центром, разделяясь при этом на Кировский, Сталинский, Красноперекопский, Заволжский, Кагановичский и Резинокомбинатский административные районы. Развернулось строительство новых химических производств, в том числе крупнейшего в Европе резино­асбестового комбината, тепловых электростанций, началась реконструкция лакокрасочных заводов. В эти годы Ярославский завод синтетического каучука дал первую в мире промышленную партию готовой продукции. А основанный в начале ХХ в. автомоторный завод выпустил первый в СССР троллейбус и первый самосвал, впоследствии первый дизель­мотор для большегрузных автомобилей и тракторов. Промышленный и текстильно­пищевой Ярославль постепенно приобрел черты крупного советского областного центра. В годы Великой Отечественной войны предприятия города, испытавшего бомбардировки фашистской авиации, продолжали поставлять фронту артиллерийские тягачи, снаряды, автопо­крышки, обувь, белье, обмундирование, пищевые продукты.Строительство автомобильного, расширение асбестового, шинного заводов (последний крупнейший в СССР), предприятий текстильной, пищевой промышленности способствовало развитию водоснабжения, теплофикации, транспортной инфраструктуры, строительству жилья. В районе проспекта Шмидта (ныне проспект Ленина) возник образцовый «Городок резинщиков» с сетью учреждений социально­культурного назначения. Район станции Всполье (вокзал Ярославль­Главный) застроился кирпичными и деревянными строениями: появились поселок машинистов, железнодорожный Кармановский поселок. Некоторую оторванность от правобережной стороны Ярославля испытывало Заволжье. Возникший в предвоенные годы поселок Волгострой был своеобразной архитектурной доминантой в этой части города. Автодорожное сообщение по выстроенному в 1967 году мосту полностью изменило экономико­географическое положение этого района новостроек.Уверенно шагнув во второе тысячелетие, наш Ярославль остается одним из самых заметных промышленных центров России. Александр ЕМЕЛЬЯНОВ, доцент ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, кандидат географических наукВолжский город заметно изменился в 60 – 70-е годы ХХ века. В юго-западном направлении развернулось активное жилищное строительство в районе крупнейшего в Европе Ярославского нефтеперерабаты-вающего завода. Из истории  Почему император ярославцам в мае выходной пожаловал 23.05.2012 Неприсутственный день в нашем городе до революции праздновали 24 мая.В предстоящую субботу, 26 мая, мы отпразднуем День города. Впервые последняя суббота мая как День города в Ярославле была отмечена 30 мая 1992 года. С тех пор праздник стал ежегодным, популярным и любимым в народе. Но, как доказали историки, День города в Ярославле имеет более глубокие корни.
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: