09:05
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 августа 2009

Я в синий троллейбус сажусь на ходу...

        Привычно покупая билет в городском автобусе, мы, возможно, сосчитаем на счастье заветные цифры, посетуем на отсутствие свободных мест или равнодушно взглянем в окно. А между тем еще век назад общественный транспорт казался в Ярославле не просто средством передвижения, но роскошью и предметом особой гордости.        Мнополистами в деле пассажирских перевозок здесь на протяжении многих десятилетий выступали расторопные извозчики, и ни омнибусы, ни «линейки», хорошо знакомые москвичу и петербуржцу, не тревожили патриархальную тишь губернского города. Однако наступавший XX век выдвигал новые требования, сталкивая городские власти с необходимостью усовершенствования транспортной сети. В отличие от российских столиц, где в то время действовала конная железная дорога, а в просторечии «конка», Ярославль решил обзавестись электрическим трамваем. «Бельгийское анонимное общество электричества и тяги» предложило городу свои услуги, и через три года в центре Ярославля были выстроены «питательная станция» и депо, а по главным улицам города протянулись трамвайные рельсы. 18 декабря 1900 года после торжественного запуска пародинамомашины для почетных гостей был подан кортеж из четырех украшенных флагами трамвайных вагонов, в которых «отцы города» отправились на праздничный завтрак в Городскую Думу.        Прогресс по русским законам          Как ни парадоксально, правление акционерного общества «Ярославский трамвай» находилось в Брюсселе. В Бельгию, по условиям заключенного на ближайшие 42 года договора, уходила и вся прибыль от работы трамвая. Правда, для иностранцев это предприятие оказалось не таким уж выгодным – в 1901 году его дневная выручка обычно не превышала 240 рублей, тогда как только на содержание трамвайного парка требовалось 300 рублей в день. Дореволюционный трамвай был «классным» – билет 1-го класса стоил 6 копеек, 2-го (на открытой площадке) – 4 копейки. Удовольствие не из дешевых, если учесть, что на сорок копеек можно было отобедать в приличном ресторане. Тем не менее от желающих прокатиться на «трезвоне» не было отбоя. Не пугали ярославцев даже предостережения желтой прессы о «бесовской силе, которая таится в электричестве и неведома не только глазу, но и душе». Скорость трамвая не превышала тогда 8 км/ч, но разве в скорости дело? И комфорт передвижения, и заливистые звонки, и форменная одежда вагоновожатых стали настоящей сенсацией для тихого, неизбалованного техническими новинками городка. А между тем прогресс в Ярославле шел по русским законам, и бельгийцам вскоре пришлось убедиться в том, что первый блин здесь всегда комом. В первый же день работы вышли из строя 6 из 18 трамвайных вагонов, да и впоследствии аварии возникали почти ежедневно. Не обходилось и без трагедий, и на Леонтьевском кладбище вскоре появился памятник с поучительной эпитафией: «Первая жертва трамвая».             Сеть трамвайных линий связала центр Ярославля с заводами, пристанями и вокзалами, и каждый маршрут носил звучное имя – Московский, Федоровский, Волжский, Власьевский, Рождественский. Последний почти без изменений просуществовал в Ярославле больше ста лет (недавно закрытый маршрут № 3). Сохранилась и Власьевская линия (по ул. Свободы), однако в наши дни по ней ходит уже не трамвай, а троллейбус…           Новое поколение            После грозных потрясений революции вернувшиеся на улицы трамваи казались символом долгожданного мира и стабильности. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная «всесоюзным старостой» М.И. Калининым: «Если в городе работает трамвай, значит, в городе действует советская власть». Однако начиная с 1924 года сначала в Москве, а затем и в других городах на помощь «трезвонам» все чаще приходили трудягиавтобусы. Спустя десятилетие в советской России появился и младший брат трамвая – троллейбус. С особой гордостью отметим, что в создании отечественного троллейбуса немалую роль сыграл Ярославский автозавод (ныне ЯМЗ). В 1936 – 1939 годах помимо одноэтажных троллейбусов ЯТБ1 в Ярославле выпускались двухэтажные ЯТБ3, изготовленные по английским образцам. Эти удивительные машины (почти 5 метров высотой) ходили по проспекту Мира в Москве, и пресса не скупилась на комплименты: «Ярославские троллейбусы по изяществу отделки, бесшумности, плавности хода, удобству управления являются украшением столичного транспорта…».              Праздничный день 7 ноября 1949 года в Ярославле встречали с особой радостью: наш город десятым в CCCР открыл троллейбусное движение. Шесть «усатых» новеньких машин важно шли от Всполья до Красной площади, повторяя привычный для горожан маршрут, тот самый – Власьевский. Тесные улочки центра и широкие проспекты молодых районов без боя покорялись юному виду транспорта, быстро завоевывавшему любовь ярославцев. Старожилы города еще помнят курсировавший здесь троллейбус «Ярославский пионер», купленный на средства, собранные школьниками от сбора металлолома.               Пожалуй, без обаятельного «усача»троллейбуса, экологичного, комфортного, экономичного, невозможно представить и современный Ярославль. Принимая эстафету у трамвая, ставшего приметой XX века, наш троллейбус хранит проверенные временем маршруты, и попрежнему нам близки знакомые строки Булата Окуджавы: Когда мне невмочь пересилить беду,когда подступает отчаянье,я в синий троллейбус сажусь на ходу,в последний,в случайный…
Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать