02:08
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 июля 2009

Главная победа маршала Толбухина

Нельзя сказать, что эта страница Великой Отечественной войны совсем забыта. Однако историки более охотно обращаются к Висло-Одерской операции, ставшей прелюдией к наступлению на Берлин, полагая, что Западная Венгрия была второстепенным театром боевых действий. Так ли было на самом деле?Вторая половина 1944 года была успешной для Красной Армии. В ходе операции «Багратион» стремительно освобождена Белоруссия. В принципе войска 2-го Украинского фронта, которым командовал маршал Малиновский, достаточно быстро продвинулись с территории Румынии до самого Будапешта. После этого из Ставки пришел решительный приказ: взять венгерскую столицу за пять дней. В Москве полагали, что венгерская армия была полностью деморализована, а потому не способна к какомулибо сопротивлению. Это было огромным заблуждением. Неделя сменяла другую, а части 2го Украинского фронта даже не смогли приблизиться к восточным пригородам Будапешта. Разобраться в ситуации советское командование послало маршала Тимошенко, что не предвещало ничего хорошего. Однако на этот раз обошлось без поиска и наказания «виновных».    

Было принято решение направить в Венгрию войска 3го Украинского фронта, которым на тот момент командовал наш земляк, маршал Толбухин. За его плечами уже были освобожденная Болгария и большая часть Балкан. Изначально не предполагалось, что Толбухин будет принимать хоть какое­то участие в штурме Будапешта. Но обстановка на фронтах внесла свои коррективы. Войска 3го Украинского фронта, располагавшиеся на территории Сербии, стали быстро наступать на север. Этот маневр был настолько стремительным, что ни немцы, ни венгры не успели ничего предпринять. Толбухин не стал повторять ошибок Малиновского, а потому вышел к Будапешту с западной, фактически не укрепленной стороны.

Сам штурм Будапешта стал для частей Красной Армии серьезным испытанием. Для советских войск это был первый европейский город с более чем миллионным населением. Отдельной проблемой для наступавших частей Красной Армии являлось то обстоятельство, что большинство будапештских домов было сделано из кирпича и камня. Штурм города затянулся на долгие недели. Именно в это время проявились не самые лучшие черты Малиновского как военноначальника. Если Толбухин однозначно ориентировался на уничтожение окруженной группировки, то Малиновского волновало лишь дословное выполнение приказа Сталина: взять город. Нередко он словно специально ослаблял некоторые участки фронта, как бы предлагая немцам и воевавшим на их стороне венграм выйти из окружения. Мол и овцы целы, и волки сыты. Кроме этого, честолюбивое желание Малиновского войти в Будапешт непременно раньше Толбухина поставило под удар 2-й механизированный корпус и 46ю армию. Как результат в конце декабря 1944 года было принято беспрецедентное для Великой Отечественной войны решение: все части 2-го Украинского фронта, оказавшиеся на западном берегу Дуная, были выведены изпод командования Малиновского и переданы под начало Толбухина.

Для нашего земляка-полководца ситуация осложнялась тем, что ему приходилось воевать на два фронта. На правом фланге надо было штурмовать Будапешт, а на левом – сдерживать атаки никуда не девшихся основных немецких сил. Маршал Толбухин понимал, что мощное немецкое наступление на фланге было лишь вопросом времени, а потому, выкраивая драгоценные резервы, отдал приказ возводить глубокоэшелонированную линию обороны. Удар по частям 3го Украинского фронта был нанесен в первый день наступившего 1945 года. Прорваться к Будапешту было поручено переброшенным изпод Варшавы эсэсовским танковым дивизиям «Викинг» и «Мертвая голова». Их наступление было поддержано еще несколькими немецкими соединениями. На протяжении целого месяца войскам маршала Толбухина приходилось сдерживать их натиск, продолжая при этом штурмовать Будапешт. Три раза немцы пытались прорваться к венгерской столице, но все три раза они были отброшены назад. Казалось, что к февралю 1945 года они отказались от данного намерения.

Между тем в голове Гитлера созрело «новое решение» по поводу того, как одержать победу в мировой войне. Для этого надо было начать крупное наступление в Западной Венгрии. В ходе этой операции войска Толбухина должны были быть разгромлены и отброшены за Дунай. Начальник Генерального штаба сухопутных войск Гудериан пытался воспротивиться этому решению – он планировал прикрыть Берлин. Но Гитлера интересовала только венгерская нефть. Ради нее он был готов даже пожертвовать немецкой столицей. На очередной протест Гудериана он презрительно ответил: «Вы хотите воевать без горючего? Я не против, попробуйте. Посмотрим, что выйдет из этой затеи». Для того, чтобы смять части 3го Украинского фронта, изпод Арденн перебрасывалась 6я танковая армия СС. Это были самые отборные части Германии: танковые дивизии СС «Лейбштандарт», «Рейх», «Гитлерюгенд», «Гогештауфен». И это не считая прочих моторизированных, пехотных и кавалерийских дивизий, равно как и соединений, перемещенных с территории Польши за полтора месяца до этого. Некогда подобного бронированного кулака было вполне достаточно, чтобы кардинально изменить ход боевых действий на любом участке фронта. Отметим, что эта армада была лишь одним из трех клиньев, которые должны были врезаться в позиции 3го Украинского фронта. Еще с двух сторон войска Толбухина должны были атаковать части 2й немецкой танковой армии и располагавшиеся на северных Балканах дивизии группы армий «Ф». Операция была назначена на начало марта, получив символическое название «Пробуждение весны».

Разбирая документы, записи из журналов боевых действий, отрывки из воспоминаний, до сих пор удивляюсь, как маршалу Толбухину удалось выстоять под этим натиском. А ведь удар был страшнейшей силы! Скорее всего 3-й Украинский фронт спасло стратегическое чутье маршала. Несмотря на приказ Ставки развивать наступление в направлении Братиславы и Вены, Толбухин предпочел занять оборону на заранее подготовленных позициях. В данной ситуации он принял единственно правильное решение – лобовое столкновение с немецкими силами могло закончиться здесь для Красной Армии военной катастрофой. Поначалу казалось, что немцы одерживали вверх. Советские войска отступили с первой линии обороны на вторую. Немцами был отбит важный стратегический пункт город Секешфехервар. Сражение, более известное историкам как битва у озера Балатон, длилось почти полмесяца. Но за эти две недели безуспешного наступления немцы выдохлись. К середине марта стало ясно, что они более не могут наступать. У них заканчивались боеприпасы и топливо. Именно в этот момент маршал Толбухин отдал приказ контратаковать. После этого казавшиеся даже в 1945 году мощными немецкие танковые армии покатились на Запад.

Именно здесь, на небольшом участке фронта оказалось сосредоточено немецких танков едва ли не больше, чем на всем остальном Восточном фронте. В данной ситуации войска маршала Толбухина исполняли роль тех самых «батальонов», которые отвлекли на себя основные силы неприятеля, чтобы открыть путь на Берлин. Вдвойне крупным военным успехом можно считать то, что зимой­весной 1945 года Западная Венгрия не превратилась в огромную братскую могилу для советских солдат. 
   

Автор: Андрей ВАСИЛЬЧЕНКО

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать