17:37
пятница,
29 марта 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 апреля 2014

Те, кто спасает жизни

В редакцию «Городских новостей» пришли новые гости – главный врач областной станции переливания крови Юлия СТРОМОВА, заведующая отделом комплектования донорских кадров Людмила ЛОГИНОВА и почетный донор РФ Валерий ШУЛЯКОВСКИЙ. Разговор у нас получился необычный и, по­-моему, интересный. Впрочем, судите сами.

 

Донор – человек позитивный

– Юлия Вадимовна, я помню, как год назад, когда приняли изменения в Федеральный закон о донорстве крови, отменяющие денежные выплаты донорам, вы волновались и говорили, что такой шаг может негативно сказаться на вашей работе. Как сейчас обстоят дела на станции?
– У нас все хорошо. Ярославцам надо знать главное – станция обеспечивает потребности в крови для жителей региона практически на сто процентов. Форс-мажоры, конечно, бывают, и тогда мы зовем на помощь наших доноров. Именно поэтому нам всегда нужны новые люди для пополнения рядов доноров.

– Скажите, а какой он – современный донор? Кем работает? Чем занимается? Почему решил пойти и сдать кровь?
– Давайте для начала поясним читателям, что так просто донором никто не становится, существует строгий отбор, есть даже специальная картотека, где хранятся все сведения о людях, сдавших кровь. Мы стараемся, чтобы основная часть новичков проходила именно через наше учреждение. Это помогает тщательнее контролировать процесс забора и переработки крови.Как правило, к нам приходят те, кого принято называть активными гражданами. У них либо среднее, либо высшее образование, немало студентов, большинство – люди семейные.

   Людмила Логинова:
– Я тоже добавлю. Донор, на мой взгляд, это человек гуманный, активный и позитивный…
Вовремя прийти на помощь
 
– Ходят слухи, что донор находится в некоторой зависимости от донации. Насколько это правда?
   Людмила Логинова:
– Полная ерунда! Я не раз была свидетелем подобных разговоров и скажу вам как врач – никакой зависимости здесь нет. Человек помог ближнему, попавшему в беду, спас чью-то жизнь… От осознания этого факта действительно формируется чувство гордости, но только не пагубной зависимости.
   Валерий Шуляковский:
– Мне однажды передали стихотворение, написанное жителем Ростова. Я когда его читал, едва мог сдерживать слезы. В нем рассказывается о девочке Аленке, попавшей в страшную аварию. Она потеряла много крови. Там есть такие строки:
Помню заключение врача:
«Будем драться,
только шансов мало».
Плакала у детского плеча
за ночь изменившаяся мама…
Все угрюмей хмурил доктор брови,
Капли пота молча вытирая:
– Здесь нужна целительная кровь,
Донорская, теплая, живая.
Все закончилось хорошо. Донор пришел вовремя, и девочка выжила. Я знаю, что вот уже больше двадцати лет тоже спасаю чьи-то жизни, и само осознание этого факта всегда радостно.
Рассказать о себе? Мне 46 лет, работаю начальником охраны ТЭЦ-1. А донором стал просто. В начале 90-х ребенок моего товарища попал в беду, ему нужна была кровь, отец попросил о помощи… И я помог.

– Как часто вы сдаете кровь?
– Два раза в месяц. Сдаю кровь на тромбоциты или плазму.

   Юлия Стромова:
– Здесь надо пояснить, что сроки сдачи крови и ее компонентов разнятся. Кровь можно сдавать раз в два месяца. Причем женщина может это сделать четыре раза в год, а мужчина – пять. Если это доноры плазмафереза или тромбоцитафереза, то они могут приходить к нам раз в две недели.

   Людмила Логинова:
– Добавлю, что донором может стать каждый дееспособный гражданин нашей страны, достигший 18-летнего возраста. Многие знают, как происходит процесс сдачи крови, кто-то видел процедуру по ТВ, кто-то сам приходил в пункты сдачи. Но помимо заготовки цельной крови мы производим и заготовку ее компонентов, например, тромбоцитов. Проводятся данные процедуры в основном аппаратным методом.

– Коль среди нас присутствует почетный донор РФ, нельзя не задать вопрос: кто и за что этого звания сегодня удостаивается?
   Юлия Стромова:
– Этого звания удостаиваются граждане, сдавшие бесплатно 40 раз кровь или 60 раз плазму.

– Валерий, вам как почетному донору какие льготы положены?
– Пользуясь городским общественным транспортом, я покупаю билет за пятьдесят процентов от стоимости, 11 727 рублей мне ежегодно перечисляют на книжку. Эта сумма индексируется. Конечно, мне предоставляют и отгулы, положенные по закону.

И каждому воздастся
– Интересно, а все работодатели отпускают сотрудников с работы, если надо сдать кровь?
   Юлия Стромова:
– К сожалению, работодатели разные: кто-то идет навстречу, а кто-то чинит людям препятствия...
     Людмила Логинова:
– Недавно произошел очень интересный случай. Руководитель одного из предприятий в Ярославле ни в какую не шел нам навстречу. Его сотрудники постоянно жаловались, что ни дней к отпуску он им не дает, ни положенных отгулов. И надо же такому случиться – близкий родственник несговорчивого руководителя попал в беду. Приезжает тот самый начальник к нам на станцию и с ходу заявляет: «Мне нужны доноры тромбоцитов». На что я заметила: донорство – это акт доброй воли, поэтому никого из сидящих здесь людей мы не имеем права заставить сдать кровь. «Попробуйте попросить их об этом сами», – посоветовала я ему… Он начал метаться по станции, уговаривать людей. В конце концов и я стала ему помогать.
   Кого-то мы нашли, но крови все равно не хватало. На следующий день он пришел снова… На третий, когда кризис миновал, мы увидели абсолютно другого человека. Он благодарил нас буквально со слезами на глазах, а спустя месяц позвонил и сказал, что его сотрудники готовы добровольно влиться в ряды доноров, и он этому препятствовать не будет, а наоборот, готов всячески их в этом поддержать. Конечно, нам бы очень не хотелось, чтобы боль провоцировала людей на добрые дела. Пусть подобное решение идет от чистого сердца.

Полезно ли сдавать кровь?
– Но ведь далеко не всем можно пойти и сдать кровь?
– Конечно, нет. Не могут быть донором те, кто перенес гепатит, страдает язвенной болезнью желудка, миопией высокой степени, регулярно принимает определенные лекарственные препараты, влияющие на свойства крови, например, те же анальгетики… Случайных людей к донорству крови мы не привлекаем, более того, на станции созданы специальные «фильтры», через которые проходят все наши посетители. В обязательном порядке они сдают необходимые анализы, посещают терапевта перед каждой процедурой сдачи крови и лишь после получения положительного заключения допускаются к сдаче.

– Позвольте задать дилетантский вопрос. Быть донором полезно?
   Юлия Стромова:
– Если человек соблюдает все оговоренные выше правила, это полезно, потому что процедура стимулирует кроветворение, укрепляет иммунитет и дает заряд бодрости всему организму.
    Валерий Шуляковский:
– Это точно. Лично я даже не помню, когда последний раз болел тем же гриппом. Если честно, моя медкарта тоньше вашего блокнота.

– Власти вам помогают в вашей работе?
   Юлия Стромова:
   – Да, и очень хорошо, особенно мэрия Ярославля. Хочу отметить ведомство Елены Николаевны Головановой, начальника управления по вопросам семьи и детства. И она, и ее сотрудники помогают организовывать различные мероприятия и для детей, и для молодежи. Мы проводим конкурсы, викторины, которые пропагандируют донорство. Недавно совместно провели трогательную акцию «День донорского совершеннолетия». На станцию и на другие пункты сдачи крови пришло много молодых ребят, в основном студенты ярославских вузов и техникумов, которые решили стать донорами. Никто из них не ушел от нас без специального сувенира и диплома.

– Нередко мы видим объявления о том, что взрослому или ребенку срочно требуется кровь. Почему они появляются, ведь вы сказали, что дефицита крови у нас нет?
– Подобные объявления появляются по разным причинам. Чаще всего людям требуются тромбоциты, у этих клеток срок жизни пять дней, и впрок их заготовить в наших условиях невозможно. В мире есть, конечно, оборудование, которое позволяет хранить тромбоцитарную массу и дольше, но до нас оно пока не дошло.
К сожалению, здесь еще вот какая ситуация возникает. Многие, прочитав объявление, приходят к нам, заявляя, что они готовы помочь тому или иному больному. Иногда людей приходит слишком много, и мы не в состоянии переработать столько крови, а брать ее, чтобы потом утилизировать, тоже неправильно. К тому же процедура эта недешевая, поэтому мы выступаем за плановость подобных мероприятий, как бы казенно это ни звучало.
Людмила ДИСКОВА
Фото Сергея ШУБКИНА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать