Нас ожидает бережливая поликлиника

30 Января 2019
1 января 2019 года вступил в третью стадию проект по созданию в России новых моделей поликлиник.
По плану к концу года бережливое производство будет внедрено в 60 из 73 поликлиник региона. Цель проекта – повысить удовлетворенность людей качеством амбулаторной медицинской помощи до 60% к 2020 году и до 70% к 2022-му.

Пилотный Ярославль

Трансформация поликлиник началась в ноябре 2016 года с запуска Минздравом РФ пилотного проекта в Калининграде, Севастополе и Ярославле. В каждом модельном городе в «пилот» вошли по две поликлиники. В Ярославле это детская поликлиника № 5 на пр. Машиностроителей и взрослая поликлиника № 2 на улице Угличской.

О нововведениях говорилось много. Так, в 5-й поликлинике сделали специальное помещение для колясок, ввели должность оператора колл-центра, с двух до пяти дней в неделю увеличили работу кабинета вакцинопрофилактики.

Опыт «пилотов» оказался удачным, и его растиражировали на всю Россию как создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. С 1 января 2018 года Ярославская область в числе 33 регионов приступила к реализации этой модели. Во второй этап проекта включились 35 поликлиник, из которых 18 – взрослые и 17 – детские.

Регистратура: делим на три

Как сделать ярославскую поликлинику «бережливой», то есть быстрой и эффективной? Для начала
команда экспертов во главе с ответственным за ярославский сегмент проекта руководителем Центра пер-
вичной медико-санитарной помощи Натальей Евсеевич на месте проанализировала болевые точки. Они бросаются в глаза и неоригинальны: очереди в регистратуру и кабинеты врачей.

– Ярославский регистратор подобен многорукому Шиве, – считает Наталья Евсеевич. – Одной рукой он держит телефонную трубку, другой заполняет талон амбулаторного пациента, третьей тянется за медицинской картой. Делается все медленно и с ошибками.

Эксперты предложили разделить регистратуру на три зоны. Первая – справочно-информационная. Она находится в холле поликлиники и выглядит как привычное окошечко или, как это бывает в частных медцентрах, открытая стойка. Регистратор справочной зоны отвечает на вопросы и помогает «сориентироваться на местности». Вторая зона – колл-центр, принимающий телефонные звонки. Третья – картохранилище. Здесь выписывают амбулаторные талоны и подбирают медицинские карты, которые заранее доставляются в кабинеты врачей на будущий прием. В каждой зоне работают свои регистраторы.

Время ожидания сократилось в шесть раз

После перестройки регистратуры эксперты взялись за очереди.

– При аудите работы терапевтов мы обнаружили три потока пациентов, – рассказывает Наталья Евсеевич. – Экстренные больные с высокой температурой, головной болью и т. д., пришедшие без явки. Плановые больные по предварительной записи. И пациенты, идущие за оформлением медицинских документов, например, санаторной карты или рецептов на льготные лекарства.

Здесь есть несколько вариантов. Например, организация кабинета дежурного врача-терапевта, где принимают всех экстренных больных без явок. Дополнительной ставки на это не требуется, так как в кабинете по очереди дежурят терапевты поликлиники.

Организация кабинета доврачебного приема, где оформляют медицинские документы. Работа не для врача, а для медсестры или фельдшера.

– В результате этих нововведений удалось сократить время оформления медицинской документации в среднем с 30 до 10 минут, время ожидания у кабинета терапевта (педиатра) с 30 до 5 минут, а время их работы непосредственно с пациентом увеличить с 6 до 12 минут, – поясняет Наталья Евсеевич.

Запасы – вон!

В бережливом здравоохранении есть и скрытые от пациентов процессы, при налаживании которых работа поликлиники становится лучше. В частности, управление запасами. В поликлинике это шприцы, бинты, перчатки. При правильном управлении их нужно иметь примерно на месяц. А эксперты столкнулись с запасами на 2 – 4 месяца. В одной поликлинике нашли склад аж на 2 года! И когда страх дефицита в экспериментальных поликлиниках удалось преодолеть, высвободилось 600 тысяч рублей в год.

Много денег «съедала» уборка. Пришлось решать и этот вопрос. Перешедшие на аутсорсинг учреждения вместе сэкономили за год миллион рублей. А решившая обслуживать себя сама поликлиника, закупив специальные клининговые тележки и дозаторы для моющих средств, сократила расход дезсредств со 180 до 6 литров в год. В целом экономия на уборке составила в поликлинике 500 тысяч рублей в год.

Затронул переход на бережливое производство и рабочие места. Теперь они организованы по принципам 5S: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация (написание инструкции) и совершенствование.

– Внедрение бережливого производства наши поликлиники встретили лояльно. Везде были созданы рабочие группы, которые проходили специальное обучение, – рассказывает Наталья Евсеевич. – Но именно на этапе внедрения принципов 5S мы встретили сопротивление. Для многих оказалось сложно избавиться от старых бланков, засохшего клея, ненужных маркеров. Но преодолели и это. В итоге работа вошедших в бережливое производство поликлиник стала лучше.

Об этом говорят и цифры. В ноябре прошлого года страховые медицинские организации провели опрос удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг. Для взрослых поликлиник он составил 74,3%; для детских – 78,3%. Получается, что мы даже опережаем предложенный график.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»


Свежий номер Доктор Рошаль спешит на помощь Здоровье  Доктор Рошаль спешит на помощь 02.11.2016 На прошлой неделе в Ярославле побывал директор Научно­исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии, президент некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата», член центрального штаба ОНФ Леонид Рошаль. Самый известный детский доктор страны встречался с руководством области, обсуждал деятельность общероссийского Народного фронта в регионе. Но главное, он принял участие в решении дальнейшей судьбы филиала № 4 детской поликлиники № 3, что на улице Строителей. Здоровье  Медицине нужна модернизация 17.03.2010 В это непросто поверить, но треть россиян сегодня, заболев, предпочитают не обращаться в медицинские учреждения. Почему? Ответ на этот и другие весьма непростые вопросы искали руководители муниципальных учреждений здравоохранения Ярославля, подводя итоги работы отрасли за 2009 год.В зале заседаний городской станции скорой помощи, где проходило итоговое совещание, собрались не только главные врачи ярославских больниц, но и представители районных администраций, главные специалисты департамента здравоохранения. За столом президиума разместились заместитель мэра Ярославля, куратор отрасли Андрей Мурашов, директор областного департамента здравоохранения Игорь Каграманян, а также ректор ЯГМА Алексей Павлов. С основным докладом выступил директор департамента здравоохранения мэрии Ярославля Андрей ШОШИН.    
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Ярославские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: