30 января 2019
Нас ожидает бережливая поликлиника
1 января 2019 года вступил в третью стадию проект по созданию в России новых моделей поликлиник.
По плану к концу года бережливое производство будет внедрено в 60 из 73 поликлиник региона. Цель проекта – повысить удовлетворенность людей качеством амбулаторной медицинской помощи до 60% к 2020 году и до 70% к 2022-му.
О нововведениях говорилось много. Так, в 5-й поликлинике сделали специальное помещение для колясок, ввели должность оператора колл-центра, с двух до пяти дней в неделю увеличили работу кабинета вакцинопрофилактики.
Опыт «пилотов» оказался удачным, и его растиражировали на всю Россию как создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. С 1 января 2018 года Ярославская область в числе 33 регионов приступила к реализации этой модели. Во второй этап проекта включились 35 поликлиник, из которых 18 – взрослые и 17 – детские.
команда экспертов во главе с ответственным за ярославский сегмент проекта руководителем Центра пер-
вичной медико-санитарной помощи Натальей Евсеевич на месте проанализировала болевые точки. Они бросаются в глаза и неоригинальны: очереди в регистратуру и кабинеты врачей.
– Ярославский регистратор подобен многорукому Шиве, – считает Наталья Евсеевич. – Одной рукой он держит телефонную трубку, другой заполняет талон амбулаторного пациента, третьей тянется за медицинской картой. Делается все медленно и с ошибками.
Эксперты предложили разделить регистратуру на три зоны. Первая – справочно-информационная. Она находится в холле поликлиники и выглядит как привычное окошечко или, как это бывает в частных медцентрах, открытая стойка. Регистратор справочной зоны отвечает на вопросы и помогает «сориентироваться на местности». Вторая зона – колл-центр, принимающий телефонные звонки. Третья – картохранилище. Здесь выписывают амбулаторные талоны и подбирают медицинские карты, которые заранее доставляются в кабинеты врачей на будущий прием. В каждой зоне работают свои регистраторы.
– При аудите работы терапевтов мы обнаружили три потока пациентов, – рассказывает Наталья Евсеевич. – Экстренные больные с высокой температурой, головной болью и т. д., пришедшие без явки. Плановые больные по предварительной записи. И пациенты, идущие за оформлением медицинских документов, например, санаторной карты или рецептов на льготные лекарства.
Здесь есть несколько вариантов. Например, организация кабинета дежурного врача-терапевта, где принимают всех экстренных больных без явок. Дополнительной ставки на это не требуется, так как в кабинете по очереди дежурят терапевты поликлиники.
Организация кабинета доврачебного приема, где оформляют медицинские документы. Работа не для врача, а для медсестры или фельдшера.
– В результате этих нововведений удалось сократить время оформления медицинской документации в среднем с 30 до 10 минут, время ожидания у кабинета терапевта (педиатра) с 30 до 5 минут, а время их работы непосредственно с пациентом увеличить с 6 до 12 минут, – поясняет Наталья Евсеевич.
Много денег «съедала» уборка. Пришлось решать и этот вопрос. Перешедшие на аутсорсинг учреждения вместе сэкономили за год миллион рублей. А решившая обслуживать себя сама поликлиника, закупив специальные клининговые тележки и дозаторы для моющих средств, сократила расход дезсредств со 180 до 6 литров в год. В целом экономия на уборке составила в поликлинике 500 тысяч рублей в год.
Затронул переход на бережливое производство и рабочие места. Теперь они организованы по принципам 5S: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация (написание инструкции) и совершенствование.
– Внедрение бережливого производства наши поликлиники встретили лояльно. Везде были созданы рабочие группы, которые проходили специальное обучение, – рассказывает Наталья Евсеевич. – Но именно на этапе внедрения принципов 5S мы встретили сопротивление. Для многих оказалось сложно избавиться от старых бланков, засохшего клея, ненужных маркеров. Но преодолели и это. В итоге работа вошедших в бережливое производство поликлиник стала лучше.
Об этом говорят и цифры. В ноябре прошлого года страховые медицинские организации провели опрос удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг. Для взрослых поликлиник он составил 74,3%; для детских – 78,3%. Получается, что мы даже опережаем предложенный график.
Пилотный Ярославль
Трансформация поликлиник началась в ноябре 2016 года с запуска Минздравом РФ пилотного проекта в Калининграде, Севастополе и Ярославле. В каждом модельном городе в «пилот» вошли по две поликлиники. В Ярославле это детская поликлиника № 5 на пр. Машиностроителей и взрослая поликлиника № 2 на улице Угличской.О нововведениях говорилось много. Так, в 5-й поликлинике сделали специальное помещение для колясок, ввели должность оператора колл-центра, с двух до пяти дней в неделю увеличили работу кабинета вакцинопрофилактики.
Опыт «пилотов» оказался удачным, и его растиражировали на всю Россию как создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. С 1 января 2018 года Ярославская область в числе 33 регионов приступила к реализации этой модели. Во второй этап проекта включились 35 поликлиник, из которых 18 – взрослые и 17 – детские.
Регистратура: делим на три
Как сделать ярославскую поликлинику «бережливой», то есть быстрой и эффективной? Для началакоманда экспертов во главе с ответственным за ярославский сегмент проекта руководителем Центра пер-
вичной медико-санитарной помощи Натальей Евсеевич на месте проанализировала болевые точки. Они бросаются в глаза и неоригинальны: очереди в регистратуру и кабинеты врачей.
– Ярославский регистратор подобен многорукому Шиве, – считает Наталья Евсеевич. – Одной рукой он держит телефонную трубку, другой заполняет талон амбулаторного пациента, третьей тянется за медицинской картой. Делается все медленно и с ошибками.
Эксперты предложили разделить регистратуру на три зоны. Первая – справочно-информационная. Она находится в холле поликлиники и выглядит как привычное окошечко или, как это бывает в частных медцентрах, открытая стойка. Регистратор справочной зоны отвечает на вопросы и помогает «сориентироваться на местности». Вторая зона – колл-центр, принимающий телефонные звонки. Третья – картохранилище. Здесь выписывают амбулаторные талоны и подбирают медицинские карты, которые заранее доставляются в кабинеты врачей на будущий прием. В каждой зоне работают свои регистраторы.
Время ожидания сократилось в шесть раз
После перестройки регистратуры эксперты взялись за очереди.– При аудите работы терапевтов мы обнаружили три потока пациентов, – рассказывает Наталья Евсеевич. – Экстренные больные с высокой температурой, головной болью и т. д., пришедшие без явки. Плановые больные по предварительной записи. И пациенты, идущие за оформлением медицинских документов, например, санаторной карты или рецептов на льготные лекарства.
Здесь есть несколько вариантов. Например, организация кабинета дежурного врача-терапевта, где принимают всех экстренных больных без явок. Дополнительной ставки на это не требуется, так как в кабинете по очереди дежурят терапевты поликлиники.
Организация кабинета доврачебного приема, где оформляют медицинские документы. Работа не для врача, а для медсестры или фельдшера.
– В результате этих нововведений удалось сократить время оформления медицинской документации в среднем с 30 до 10 минут, время ожидания у кабинета терапевта (педиатра) с 30 до 5 минут, а время их работы непосредственно с пациентом увеличить с 6 до 12 минут, – поясняет Наталья Евсеевич.
Запасы – вон!
В бережливом здравоохранении есть и скрытые от пациентов процессы, при налаживании которых работа поликлиники становится лучше. В частности, управление запасами. В поликлинике это шприцы, бинты, перчатки. При правильном управлении их нужно иметь примерно на месяц. А эксперты столкнулись с запасами на 2 – 4 месяца. В одной поликлинике нашли склад аж на 2 года! И когда страх дефицита в экспериментальных поликлиниках удалось преодолеть, высвободилось 600 тысяч рублей в год.Много денег «съедала» уборка. Пришлось решать и этот вопрос. Перешедшие на аутсорсинг учреждения вместе сэкономили за год миллион рублей. А решившая обслуживать себя сама поликлиника, закупив специальные клининговые тележки и дозаторы для моющих средств, сократила расход дезсредств со 180 до 6 литров в год. В целом экономия на уборке составила в поликлинике 500 тысяч рублей в год.
Затронул переход на бережливое производство и рабочие места. Теперь они организованы по принципам 5S: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация (написание инструкции) и совершенствование.
– Внедрение бережливого производства наши поликлиники встретили лояльно. Везде были созданы рабочие группы, которые проходили специальное обучение, – рассказывает Наталья Евсеевич. – Но именно на этапе внедрения принципов 5S мы встретили сопротивление. Для многих оказалось сложно избавиться от старых бланков, засохшего клея, ненужных маркеров. Но преодолели и это. В итоге работа вошедших в бережливое производство поликлиник стала лучше.
Об этом говорят и цифры. В ноябре прошлого года страховые медицинские организации провели опрос удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг. Для взрослых поликлиник он составил 74,3%; для детских – 78,3%. Получается, что мы даже опережаем предложенный график.
Автор: Елена Солондаева
Другие новости раздела «Здоровье»
Здоровье
10 мая 2020
В Ярославской области зафиксировано 63 новых случая коронавируса
Свежий номер
Здоровье
10 августа 2016
Дожить до 120 лет. А вам слабо?
Здоровье
18 сентября 2019
В соцсетях ярославской Соловьевки опубликовано официальное обращение
Здоровье
30 марта 2020
В Ярославле первую пациентку с коронавирусом выписали из стационара
Здоровье
27 марта 2020
В Ярославской области зафиксирован второй случай коронавируса
Здоровье
16 июля 2021
Коронавирус в Ярославской области: установлен новый рекорд заболеваемости
Комментарии