Наталья ЗАРУБИНА: Полюбите своего ребенка!

24 Марта 2010
Детский психотерапевт – профессия далеко не самая распространенная. Но, судя по количеству проблем и бед, с которыми сталкиваются наши дети, одна из самых нужных. Об особенностях этой работы, о том, как надо воспитывать не только детей, но и родителей, рассказывает заведующая психо-терапевтическим отделением МУЗ «Детская поликлиника №5» Наталья ЗАРУБИНА. Третьеклассница Саша Самсонова уложила спать своего пупса Диму и занялась попугаем Арсением. Арсений был не в лучшем расположении духа и никак не хотел повторять за девочкой знакомые слова. И в тот самый момент, когда у птицы уже начало что­-то получаться, девочка услышала мамин голос: «Саша, пора за уроки!».   

– Как же я все это ненавижу, – пронеслось в Сашиной голове. – Ненавижу школу, задавак­-девчонок и противных мальчишек, которые вечно дразнятся.

А еще эта Ирина Николаевна, с усмешкой поглядывающая на класс, когда Саша идет к доске отвечать урок. Дети, услышав знакомую фамилию, на какое-­то мгновение затихают, но стоит только девочке повернуться к ним лицом, как начинается страшное: они буквально изводят ее своими придирками… Последнее, что помнила Саша, был недоуменный взгляд Арсения, а дальше темнота…

На семейном совете, куда кроме родителей пришла и бабушка, решили отвести девочку на консультацию к детскому психотерапевту. Слишком уж часты стали у нее нервные срывы, а ее недавний обморок так испугал Сашину маму, что она даже спорить не стала с бабушкой. Тем более что идти надо было не в психоневрологический диспансер, как это было еще несколько лет назад, а в свою детскую поликлинику.

– Вот уже 12 лет я работаю психотерапевтом и могу констатировать одно: детей, которым нужна наша помощь, с каждым годом становится все больше, – говорит Наталья Зарубина. – Если в 2007 году к нам обратились 9274 человека, то в
2008м их число возросло до 9507, а в 2009м уже перевалило за 10 тысяч.

– Наталья Владимировна, многие наши читатели наверняка не знают, что вообще входит в круг обязанностей детского психотерапевта. Чем занимается этот специалист?

– Начнем с того, что психотерапевт, в отличие от тех же психологов, имеет медицинское образование. Он обладает знаниями не только в области психологии, но и психиатрии, а также психотерапии. Что касается нашего отделения, то мы, как правило, работаем не только с ребенком, мы работаем с семьей. Причем мы начинаем это делать еще задолго до появления в ней малыша. Мы говорим с будущими родителями, помогаем им понять, как изменится их жизнь с того самого момента, когда в их доме раздастся плач новорожденного.

– То есть на прием к вам могут прийти не только родители с детьми, но и супруги, у которых скоро появится малыш?

– Совершенно верно. Мы консультируем беременных женщин и помогаем им осознанно принять своего малыша. Принять и полюбить безусловно, ведь это так важно. Знаете, сегодня многие молодые семьи планируют рождение ребенка, но чувств нередко у них нет. Дети, которые рождаются в таких семьях, зачастую бывают очень тревожными. Родители либо излишне их опекают, либо, напротив, уделяют им мало внимания. Так вот, чтобы этого не случилось, мы и работаем с семьей.

– Скажите, а с какими проблемами к вам чаще всего обращаются?

– На поведенческие нарушения и расстройства развития. Конечно, есть и сезонные всплески заболеваний, но чаще идут с проблемами другого рода: энурезы, тики, заикания, задержки речевого развития. К слову, в Заволжском районе две последние патологии встречается наиболее часто.

Именно потому, что проблемы речевого развития ребенка стали выходить на первый план, мы разработали и внедрили специальную программу, которая помогает не только исправить различного рода нарушения, но и подготовить малыша к посещению детского сада, сделать по максимуму все, чтобы его адаптация к дошкольному учреждению прошла безболезненно. С ребятами занимаются и психологи, и логопеды, поэтому мы видим успехи в лечении.

– Что может стать сигналом к тому, что родителям надо обратиться к детскому психотерапевту?

– Если они заметили, что у ребенка нарушен сон, у него снижается аппетит, его мучают какие­то страхи. Поведение вчера еще вполне контактного человека вдруг становится странным: он либо излишне агрессивен, либо, напротив, пассивен, Короче, все, что раньше было не характерно для вашего ребенка, но вдруг проявилось, уже сигнал к тому, что надо проконсультироваться со специалистом.

– Когда родители и дети готовятся к важному событию в их жизни – поступлению в первый класс, какие трудности могут их ждать?

– Как правило, уже в октябре-­ноябре к нам приходят многие мамы и папы вместе с детьми и жалуются на то, что у них ничего не получается в школе. Ктото замечает, что их первоклассник стал очень неусидчивым, подвижным, другие, наоборот, отмечают, что еще вчера активный ребенок превратился в замкнутого, раздражительного и нервного…

Так обычно бывает в тех случаях, когда будущего первоклассника не подготовили должным образом к обучению школе. У нас ведь чаще те же родители в первую очередь обращают внимание на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Да, это крайне важно, но не все. Каждому дошкольнику необходимо пройти психологическую и личностную подготовку к обучению в школе.

– Можете пояснить свой вывод на примере?

– Недавно ко мне на прием пришла бабушка с внуком. Она жаловалась, на то, что мальчик все время витает в облаках, не записывает задания в дневник, очень невнимателен на уроках, информацию воспринимает с трудом, быстро утомляется. Я посмотрела, как он пишет в тетрадях. Вижу: буквы разного размера, одна крошечная совсем, другая большая. Казалось бы, мы имеем дело со школьной дезадаптацией. Под этим термином специалисты понимают нарушение приспособления школьника к условиям обучения в школе. Она может быть вызвана, в том числе и какими-либо патологическими факторами. Но так бывает не всегда.

В последнее время некоторые учителя рекомендуют родителям обратиться к детскому психиатру, если не могут быстро установить контакт с ребенком или если тот не справляется с предложенными тестами. Взрослые идут на прием к врачу, малыша начинают лечить, дают ему ноотропные препараты. Но ведь зачастую медикаментозного вмешательства и не требуется. Достаточно просто наладить режим дня, навести порядок на рабочем столе, разложить все вещи так, чтобы все самое необходимое было у первоклассника под рукой. Надо проследить, чтобы малыш мог вовремя отдохнуть, выпить горячего чаю с лимоном, какой­-нибудь витаминный настой. Пусть поменьше сидит у телевизора или компьютера, больше двигается, играет на свежем воздухе. Но самое главное, родители должны верить в собственного ребенка, они должны любить его. Только тогда можно преодолеть любые трудности.

– Нередко все мы наблюдаем такую картину: в магазине какой­-нибудь бутуз лет трех истошно орет и требует купить ему понравившуюся шоколадку, конфетку, машинку… Что делать в таких случаях родителям?

– Отвлечь ребенка. Поиграйте с ним, попробуйте встать на его место, ведь вы тоже когда-­то были детьми. Ни в коем случае не кричите на малыша, этим вы ничего не добьетесь, только озлобите его. Ко мне часто обращаются родители, которые жалуются на то, что их ребенок стал неуправляемым, непослушным. Но ведь проблемы зачастую не у детей, проблемы – у родителей. Они не готовы принять ребенка. Я спрашиваю у своих юных пациентов: «Как ты думаешь, мама и папа тебя любят?». И чаще всего слышу стандартный ответ: «Не знаю».

– А нужно ли учиться любить ребенка, ведь наши бабушки и дедушки особенно об этом никогда не задумывались?

– Учиться нужно. Хотя эта наука не из простых, но специалисты нашего отделения помогут вам ее освоить. Поверьте, вы поновому научитесь смотреть на, казалось бы, привычные вещи. Но главное, вы научитесь понимать собственного ребенка, а это дорогого стоит.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»


Свежий номер «Чистый» алкоголь? Здоровье  «Чистый» алкоголь? 17.08.2016 Рост продаж домашних самогонных аппаратов может в течение нескольких десятилетий привести к полному вырождению нашей страны. Здоровье  «Пилоты» детского здоровья 20.01.2010 Тема здоровьесберегающих технологий в школах становится актуальнее с каждым днем. В прошлом году 16 ярославских школ стали пилотными площадками для внедрения таких технологий: одни вводят питание для всех школьников, другие увеличивают физическую нагрузку, третьи внедряют гендерные технологии обучения. На основе их опыта будут выработаны рекомендации для комплексного внедрения технологий здоровья в школах города и области. О том, как можно сберечь здоровье в школе, рассказывает главный педиатр области, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии, профессор ЯГМА Наталья ЧЕРНАЯ.– Наталья Леонидовна, какие здоровьесберегающие технологии сегодня уже существуют и внедрены в школах?
Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: