Драмкружок, кружок по фото…

21 Ноября 2018
В 2018 году отмечается сто лет государственной системе дополнительного образования России. В честь этой даты вчера, 20 ноября, в ДК имени А.М. Добрынина состоялось праздничное мероприятие. Что же сейчас представляет собой система дополнительного образования в Ярославле? Об этом беседуем с заместителем директора департамента образования мэрии Еленой ИЛЬИНОЙ.
– Елена Александровна, сколько сейчас в городе учреждений дополнительного образования?

– Сейчас в муниципальной системе образования действует 21 учреждение дополнительного образования. Старейшие – это городской Дворец пионеров на улице Советской и Дом творчества Красноперекопского района, оба появились во время Великой Отечественной войны. Остальные уже значительно позже. Больше всего появилось учреждений дополнительного образования в период 1970 – 2000 годов.

Кроме того, в 18 общеобразовательных школах действуют 19 центров дополнительного образования. Всего в муниципальной системе дополнительным образованием в 2018 году занимаются 58916 детей.

– И это не считая спортшкол и школ искусств?

– Да, мы сейчас говорим о тех учреждениях, которые относятся к муниципальной системе образования. Спортшколы подведомственны управлению по физической культуре и спорту, а школы искусств – управлению культуры. А это означает, что на самом деле в Ярославле охват детей, занимающихся в системе дополнительного образования, намного больше.

– О детях какого возраста мы говорим?

– Начиная с самого маленького. Программы дополнительного образования реализуются с детьми от 5 до 18 лет. Дошкольные образовательные учреждения имеют лицензию на ведение дополнительных занятий с детьми. У нас 6591 малыш занимается в различных объединениях.

В каждом учреждении дополнительного образования занимаются и дети с ограниченными возможностями здоровья. Они активно включаются в деятельность. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, занимаются техническим творчеством. Конечно, от педагогов требуется особый подход к таким ребятам. Но происходит главное – дети чувствуют себя полноценными членами общества, они развиваются, учатся общаться друг с другом.

Работа с детьми с особенностями здоровья позволила внедрять инновационные методы. И, как результат, Ярос-
лавль на три года стал региональной инновационной площадкой по теме «Сетевые программы и проекты для творческого развития детей с ментальными нарушениями». Например, на базе школы № 12 специалисты МОУ ЦВР «Приоритет» занимаются со слабовидящими детьми младшего и среднего школьного возраста по программам «Бисероплетение», «Оригами», «Юный дизайнер», «Лепка из глины», «ОФП», «Шашки-шахматы», «Карате». А в Центре детского творчества «Горизонт» есть опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

– Какие кружки и секции вызывают у детей больший интерес?

– В Ярославле дополнительное образование осуществляется по 794 программам. Большинство программ – государственные. Они разработаны на федеральном уровне и реализуются по всей стране. Есть авторские программы. В основном они касаются технического творчества, например, судомодельный или авиамодельный спорт. Авторские разработки имеются в каждом учреждении дополнительного образования. Если же говорить о направлениях дополнительного образования, то, конечно, самое востребованное связано с художественным творчеством. Сюда можно отнести вокал, хореографию, декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство. Здесь занимаются почти 14,5 тысячи детей. На втором месте по популярности – спортивное направление, оно охватывает 5,2 тысячи детей. На третьем месте – техническое творчество, им увлечены более 2,5 тысячи ребят. Надо отметить, что запросы на занятия техническим творчеством большие, любят ребята, например, робототехнику. Кроме того, в Ярославле действуют эколого-биологическое направление (1,6 тысячи детей), туристско-краеведческое (419 детей), спортивно-техническое (287 детей), культурологическое (91 ребенок) и другие.

– И все это бесплатно?

– Большая часть занятий проводится бесплатно. Но надо понимать, что вложения со стороны родителей все равно требуются, например, для приобретения костюмов для выступлений или на поездки в другие регионы для выступлений. Но есть и платные занятия, в основном это занятия с детьми раннего возраста.

– Но ведь нет обязательного требования посещать кружки и секции детям?

– Нет, только желание детей и их родителей.

То есть главная задача дополнительного образования – это занять детей в свободное от учебы время?

– Конечно, организовать досуг детей – дело замечательное. Но не это главное. Дополнительное образование прежде всего выполняет задачу по всестороннему развитию ребенка, его дальнейшей профессиональной ориентации. Ребенок может записаться в один кружок, другой, третий, пятый, десятый, попробовать себя во многих занятиях. Куда-то он пару раз сходит и скажет: нет, не хочу, не мое. А где-то задержится, увлечется. Если ребенку, например, нравится заниматься техническим творчеством, собирать роботов или модели кораблей и самолетов, то, скорее всего, он станет талантливым инженером. Или, если у ребенка обнаруживаются музыкальные способности, его заметит преподаватель и будет с ним заниматься уже более углубленно. Мы выявляем «звездочек», которые в будущем станут талантливыми музыкантами, инженерами, дизайнерами.

– А если у ребенка способностей не обнаружится?

– И в этом случае ребенок продолжит заниматься в нашей системе дополнительного образования. Пусть он не получит славу на выбранном поприще, просто станет чуть более развитой личностью.

– Но в том, чтобы ребенок чем-то увлекся, большую роль играют педагоги. Зачастую ребенок выбирает не то, чем он хочет заниматься, а МарьИванну или СанСаныча, у которых интересно…

– Разумеется, роль педагога в дополнительном образовании переоценить невозможно. В отличии от общеобразовательной школы, где ребенок, хочет он того или нет, обязан посещать уроки, от кружков и секций он может отказаться в любой момент. И нет такого закона, который бы обязал его ходить туда, где ему неинтересно. Именно поэтому наши педагоги – это прежде всего творческие личности, которые умеют зажечь в ребенке интерес к тому, чем занимаются. А значит, случайные люди в системе дополнительного образования не задерживаются. Конечно, есть определенные требования к педагогам – это наличие профессионального образования. Но главное – это любовь к детям и желание поделиться с ними своими интересами.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»


Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Ярославские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: