15:15
четверг,
25 апреля 2024 г.
16.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 апреля 2014

Борис ТАМАРОВ: Инвестиционный климат – это согласие власти и бизнеса

Рыночная экономика – поиск компромисса. Если крупный бизнес имеет «рычаг с равными плечами» (отношения в основном с федеральным центром), то малый и средний – в более неоднозначном положении.

Здесь приходится определять стратегии взаимодействия с муниципальными и региональными властями. Те сами зависят от федерального центра, и ситуация получается непростая. Бизнесмены привычно надеются на тех, кто ближе. Что предлагает им муниципальная исполнительная власть, мы выяснили у заместителя мэра Ярославля по экономике Бориса Тамарова.

 

  – Борис Владимирович, малый и средний бизнес в России уменьшился на треть. Удастся ли его сохранить в Ярославле? И что для этого нужно?  
   – Все возможное для нормализации работы и коммерческой деятельности бизнесменов мы делаем. Разрабатываются законодательные инициативы, с которыми мы скоро выйдем на муниципалитет. Эти положения мы обсудили с председателем общественной организации «Опора России» Артуром Ефремовым. По его оценке, предлагаемые нами изменения существенно изменят положение предпринимателей в лучшую сторону.

  – Означает ли это, что завершается виток спирали противостояния городских властей и бизнеса, который продолжается почти два года?
   – Я бы не стал называть эту ситуацию «витком противостояния». Как раз  два года назад обнаружилось, что при серьезном дефиците бюджета мы существенно недобираем средств от аренды городской недвижимости. Просто потому, что она предоставляется по ценам гораздо ниже не только рыночных, но и экономически целесообразных. При общефедеральной тенденции выведения бизнеса в легальное правовое поле власти не могли мириться с таким положением. Но вовсе нельзя считать, что мы «задавили» малый бизнес ставками муниципальной аренды. Практически везде мы ориентировались на нижнюю планку рыночной цены. Чтобы было понятно, средняя стоимость аренды квадратного метра коммерческой недвижимости в Кировском районе – около 1500 рублей. Мы предлагаем ее за 400 – 500 рублей. Для некоммерческих организаций и объединений, несущих социальную нагрузку, подразумевается особый порядок расчета арендных ставок.  
   Внимательно проанализировав закономерности конфликтов с предпринимательским сообществом, вместе с представителями общественной организации «Опора России» и уполномоченным по делам бизнеса Альфиром Бакировым мы по нескольким позициям пришли к компромиссу. В одном случае согласились на изменение законодательной базы на уровне мэрии города Ярославля – кадастровой переоценки земли, произведенной Росреестром. Разница в цене земли (и как следствие арендная ставка) отличалась почти в два раза – для двух фактически одинаковых участков. Земли разных категорий оказались под работающими автостоянками. Получились неравные условия для одинакового бизнеса. Мы вместе с управлением земельных ресурсов мэрии проработали этот вопрос. Результатом стало постановление мэрии, которым для стоянок, расположенных на участках с более дорогой землей, введен понижающий коэффициент. Постановление вступило в силу 1 апреля и в значительной мере устранило неравные условия для одинакового бизнеса.

  – Мотивацией предпринимателя является прибыль… Если сохраняются тенденции к ее снижению, он при всех ваших шагах навстречу будет задумываться о выгоде…
   – Наши предприниматели не лишены чувства социальной ответственности. К примеру, довольно спокойно ярославские бизнесмены реагируют на ограничение продаж спиртного. Речь идет о новых нормах расположения торговых объектов: не ближе двадцати метров к социальным объектам и не ближе пятидесяти – к объектам образовательной деятельности. Мы ведем разъяснительную работу, чтобы предприниматель видел, как он может получить разрешение на торговлю алкоголем.

  – А если ситуация такова, что расстояние не от него зависит? Жил человек, ничего не перемещал, но рядом построили, допустим, ФОК – в сорока девяти метрах?..
   – Выход всегда можно найти. Мы решили такую проблему в Брагине, в универмаге «Север-4», где хозяину пришлось пойти на небольшую перепланировку, но теперь вход в отдел, где торгуют алкоголем, располагается в точном соответствии с нормативом. Пятьдесят метров – это немного.

  – «Острый угол» диалога власти и бизнеса – реклама. Она – двигатель торговли. При этом приведение рекламы «к общему знаменателю» (особенно в центре) вынуждает бизнесменов двигаться на периферию, с чем они не согласны. Может быть, реклама не столько уродует центр, сколько оживляет его? Посмотрите на улицы европейских столиц – там тоже отнюдь не только исторические раритеты…

   – Уверяю вас и ваших читателей, что городов, где зона наследия ЮНЕСКО захватывает такую территорию, да еще и включает жилую застройку, в мире немного. Посмотрим шире – наш город вышел в лидеры России по количеству специализированных торговых площадей на душу населения. И мало кто задумывается, что от четверти до трети их пустует. А в центре идет битва за каждый квадратный сантиметр, причем борьба эта во многом бессмысленна. Проблема шире. Даже когда мы уберем все незаконные рекламные конструкции (расположены они не только в центре), необходимость наводить порядок с торговлей в «сердце» Ярославля останется. И порядок этот нужен не столько властям, сколько в первую очередь самим бизнесменам. Разумная логистика, правильно организованные потоки покупателей более важны для современной торговли, чем броская реклама. Если смотреть в корень, понятно, что засилье рекламы в центре приводит к результатам, обратным тому, чего добиваются бизнесмены…
 
   – Что вы имеете в виду?
   – Ярославль – крупный туристический центр. Главный вид въездного туризма – исторический. Мы планируем расширить этот сегмент, развивая туризм промышленный, событийный, спортивный. Но основной поток туристов из-за пределов региона сосредоточен в центре Ярославля. Поэтому там настолько притягательное место для объектов торговли. Представьте себе реакцию туриста, особенно иностранного, приехавшего приобщиться к нашим духовно-историческим ценностям, но увидевшего тот же пейзаж, что и у себя дома. И лишь где-то вдалеке, в путанице рекламных перетяжек – маковку храма… Присовокупим постоянную перегруженность центра транспортом – и получим нежелание части гостей возвращаться в Ярославль. Не потому, что древнерусского колорита здесь нет… А из-за того, что нужно долго искать ракурс, чтобы его рассмотреть. Уменьшение потока туристов приведет к снижению оборотов торговли, которая и превратила центр города в большую, но безликую ярмарку.      
 
  – Да, центр задыхается – и более половины управлений и департаментов мэрии  пытаются решать вопрос. Даже если торговлю здесь свести к оптимальному уровню, транспортный вопрос нужно будет как-то решать. В историческом центре люди и работают, и живут.
   – Москва билась над этим несколько лет – опыт столицы будем использовать (в той мере, в которой он применим у нас). Значимы два подхода. Первый – оборудование подземных муниципальных стоянок. Пока ситуация патовая: сложно запретить парковку на улицах (автомобили попросту негде оставить), из-за чего проезжая часть в часы пик теряет по одной полосе в каждом направлении. Второй подход – перевод некоторых центральных улиц на одностороннее движение. Здесь необходима огромная аналитическая работа – в Москве она заняла около двух лет. Даже при условии, что все это удастся воплотить, придется я еще и менять психологию авто-
владельцев. Каждый из них, пользуясь автомобилем, не желает, с одной стороны, стоять в пробках, с другой – платить за то, что до сих пор было бесплатным.
 
– Получается, что всем бизнесменам придется затянуть пояса: торговле – без рекламы, автомобилистам – без автомобилей рядом с работой, бизнесменам – с щадящей, но все-таки возросшей ставкой муниципальной аренды.
   – Сегодня и от бизнеса, и от властей требуются максимальные усилия по снижению издержек и поиску новых источников доходов. Наступило время поиска компромиссов – не только с малым и средним бизнесом, но и с крупными промышленными производителями. Это иные стратегии, другие масштабы и сроки (и вообще, предмет отдельного разговора). Суть одна – ужесточая правила ведения бизнеса, требуя его легальности и прозрачности, городские власти обязаны в рамках своей компетенции обеспечить достойный уровень возможностей для предпринимателей.
Беседовал
Анатолий КОНОНЕЦ
Фото Сергея ШУБКИНА

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать