08:10
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 июля 2009

Тень банкротства над «Автодизелем»

 На минувшей неделе Ярославский завод дизельной аппаратуры, входящий в группу ГАЗ остановил конвейер. Рабочих и инженеров отправили в очередной вынужденный отпуск до начала августа. Одновременно администрация предприятия известила городскую службу занятости о новых грядущих сокращениях сотрудников. Предполагается, что к ноябрю около тысячи работников завода будут уволены. Антикризис и арбитраж Несмотря на все попытки спасти машиностроительное производство, ситуация на ярославских заводах остается очень непростой. Объемы производства на ОАО «Автодизель» упали по сравнению с прошлым годом в три раза. Не лучше ситуация и на заводах топливной и дизельной аппаратуры. Идет очередная волна сокращений персонала. Сегодня эти заводы либо простаивают, либо работают в режиме неполной трудовой недели.    

8 июля на ЯМЗ состоялось заседание антикризисного штаба. В нем среди них были депутат Государственной Думы РФ от Ярославской области Анатолий Стародубец, главный федеральный инспектор по Ярославской области Александр Киселев, заместитель губернатора Василий Данилов, мэр Ярославля Виктор Волончунас, депутаты областной Думы. Генеральный директор ОАО «Автодизель» Виктор Кадылкин и его заместитель Александр Гончаров совместно с государственными мужами попытались найти пути решения накопившихся проблем.

Ни для кого не секрет, что «Автодизель» имеет солидную задолженность. Только Альфабанку он должен около 800 миллионов рублей. И хотя на днях правительственная комиссия под руководством первого вицепремьера РФ Игоря Шувалова одобрила решение о выделении государственных гарантий в объеме 20 миллиардов рублей банкамкредиторам группы ГАЗ, куда входят и ярославские предприятия дизелестроения, это кредиторов не успокоило. Они попрежнему через Арбитражный суд добиваются признания «Автодизеля» банкротом.

Понятно, что банкротство предприятия, где сегодня трудятся больше восьми тысяч человек – удар не только по судьбам тех, кто здесь работает. Это повлечет за собой реальные потери бюджетов всех уровней. К тому же на моторный завод завязаны и смежники, для которых любое движение в сторону ликвидации основного партнера фактически означает шаг к собственной гибели.

Цена управленческих ошибок

Депутаты областной Думы, посетившие ЯМЗ, заявили о недопустимости именно такого развития событий и осудили позицию, занятую руководством Альфабанка. Они даже направили письмо своим коллегам в Госдуму РФ с требованием вмешаться в ситуацию. Впрочем, у депутатов сейчас каникулы, так что, похоже, «разруливать» ее придется представителям исполнительной власти. К слову, по данным ряда деловых изданий, долги группы ГАЗ, в которую входят наши предприятия, исчисляются внушительной суммой в 44 миллиарда рублей. Впрочем, не только экономический кризис стал причиной столь плачевного положения, в котором сегодня оказались заводы, принадлежащие российскому олигарху Олегу Дерипаске. По мнению эксдиректоров ЯМЗ Владимира Савельева и Николая Александрычева, ныне депутатов областной Думы, руководством холдинга было сделано немало управленческих ошибок, которые в конечном счете и привели к столь печальному финалу.

– Я уверен, что все проекты, которые руководство группы ГАЗ пыталось реализовать – производство автомобилей «Сайбер», микроавтобусов «Максус», сборку двигателя «ЯМЗ650» – оказались, мягко говоря, нежизнеспособными, – заявил «Городским новостям» Николай Александрычев. – Будучи директором Ярославского моторного завода, я всегда доказывал, что параллельно со сборкой импортных рядных тяжелых дизелей надо модернизировать наши Vобразные двигатели, которые мы смогли бы довести до экологического стандарта «ЕВРО-4», а в дальнейшем – «ЕВРО-5».

Со своим коллегой согласен и Владимир Савельев: он уверен, что именно неквалифицированные действия топ­менеджеров группы ГАЗ привели к тому, что отечественное автомобилестрое­ние оказалось в тяжелейшем положении.

Именно по этой причине, так считают многие эксперты, под угрозой оказался совместный проект ярославских и белорусских производителей по перевооружению автопрома двигателями стандарта «ЕВРО-4» . Как известно, именно «Автодизель» является основным их поставщиком для минского автозавода. Однако наши соседи весьма встревожены тем, что работы по его доводке идут крайне медленно, а информация о возможном банкротстве «Автодизеля» уже заставила наших партнеров обратить взоры на чешских и китайских коллег. Ведь единственное в России предприятие, где работы по созданию «ЕВРО-4» уже находятся в финальной стадии, – КаМАЗ, но с ним у МАЗа не столь близкие отношения, как с ярославскими заводами. Это заставляет российских аналитиков утверждать, что после 2010 года путь МАЗу на российский рынок может быть заказан.

Дайте эффективного менеджера

Говоря о макропроцессах, происходящих в отечественной экономике, многие аналитики зачастую предпочитают не отвечать на простой вопрос: а как они влияют на судьбу конкретного человека. Мы решили поискать на него ответ, тем более что те же «белые воротнички», еще вчера предпочитавшие уходить от ответов на острые вопросы, сегодня понимают, что терять нечего. Состоявшееся в Нижнем Новгороде совещание директоров предприятий, входящих в группу ГАЗ, фактически поставило крест на тех надеждах, которые многие втайне лелеяли в душе.

– Владельцы холдинга до сих пор не понимают, что надо инвестировать в развитие производства, – говорит Николай Морозов, руководитель подразделения по связям с общественностью ЯЗДА.– Мы уже отстали от зарубежных коллег, и момент, когда нас вытеснят даже с отечественного рынка, не за горами. А ведь речь идет о безопасности государства. Как можно надеяться на заморского дядю, когда речь идет о модернизации не столько гражданской, сколько военной техники? Вспомните, к концу девяностых годов именно российские производители автодвигателей контролировали более 80 процентов рынка Республики Беларусь. Наши ярославские предприятия поставляли туда не только двигатели, но и другие комплектующие. Сегодня нас вытесняют чехи и китайцы. Вы спрашиваете, каково сегодня нашим рабочим. Конечно, очень тяжело. Люди болезненно воспринимают информацию о предстоящих сокращениях. Они просто не понимают, когда появится хоть какой­нибудь просвет в их жизни.

Пока же ситуация на предприятиях отечественного автопрома остается очень сложной. На ярославских заводах уже говорят о том, что, начиная с сентября, здесь будут людям платить за фактически отработанное время. А это значит, что зарплаты снизятся наполовину. Сегодня люди надеются на то, что руководство страны предпримет самые решительные шаги для спасения градообразующих предприятий регионов. И то, что группе ГАЗ удалось получить государственные гарантии на погашение кредитов, внушает оптимизм. Но они задают и очень простой вопрос, почему, предоставляя гарантии, государство не избавляется от неэффективного собственника предприятий? Ведь именно по его вине заводы попали в столь сложное положение.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать