Под покровительством альта

16 Мая 2018
Сразу двух наград удостоился Юрий Башмет на десятом, юбилейном, международном музыкальном фестивале, который проходил с 1 по 9 мая под руководством выдающегося музыканта. К медали «За труды во благо земли Ярославской» добавился нагрудный знак «За заслуги в развитии культуры города Ярославля», врученный под занавес праздника музыки.

Премия без привилегии

Регалий у альтиста № 1 в мире, которому в этом году исполнилось 65, не счесть, хотя уже много лет он не пишет ни на одной афише своих титулов. Башмет, к примеру, является почетным гражданином города Порто-Феррайро на острове Эльба.

– Я потерял контроль над собой, вспомнил про Наполеона и спросил, что к нему полагается, какие привилегии. Земли? Деньги? На что мэр мне ответил: «Вы можете ездить бесплатно на общественном транспорте». Я рассмеялся. А градоначальник добавил: «Но у нас его нет». Этот забавный случай маэстро вспомнил на открытии фестиваля в филармонии. А заодно и много других.

Байки от маэстро

Башмет исполняет более 50 концертов, посвященных их авторами персонально ему. Играет, кстати, на альте работы миланского мастера Паоло Тесторе, который приобрел в 1972 году за 1,5 тысячи рублей. На его «старшем брате» играл Моцарт. Тесторе изготовил этот инструмент в 1755 году, а тот, что у Башмета, – тремя годами позже.

В Ярославле прозвучало и «Adagio» Игоря Райхельсона. Автор присутствовал в зале. В свое время премьера этого сочинения состоялась в Нью-Йорке, на сцене Карнеги-холла, была посвящена памяти трагических событий 11 сентября 2001 года и стала началом творческого сотрудничества композитора и альтиста.

– Игорь тогда жил в Манхэттене, я полетел к нему, и вдруг при приземлении объявили, что весь Нью-Йорк остался без электричества. Сесть-то сели, но дальше все в кромешной темноте, я ходил с включенной зажигалкой. Багаж не пришел. В доме у Райхельсона не работал звонок. Я долго стучал и звал: «Игорь!». Открылось окно, и из него высунулся… нет, не Райхельсон, а Бутман. Он и ответил, что Игорь побежал за... мороженым. Из-за аварии оно резко подешевело. Играл в одежде Райхельсона, поскольку чемодан так и не доставили, – рассказал Башмет очередную байку, чтобы развеселить приунывший после пронзительно-грустной мелодии зал.

Еще одна забавная история была связана с «Концертом на троих». Знаменитое сочинение Альфреда Шнитке было написано специально для Башмета, Ростроповича и Кремера в 1994 году и на фестивале исполнено скрипачом Андреем Поскробко, Юрием Башметом и виолончелистом Алексеем Найденовым.

– Почему не тройной концерт? Название чисто российское. В свое время Ростропович никак не мог объяснить иностранцам его смысл. Дело в том, что была история, связанная с Дмитрием Шостаковичем. Как-то композитор проходил мимо винного магазина и увидел мужичка, показывающего ему два пальца. Пианист ничего не понял, испугался и, когда мужик поманил его к себе, подошел с опаской. А на вопрос: «Третьим будешь», ответил: «Нет, я хочу быть первым!».

В гости к вишне

Концерты с участием маэстро и камерного ансамбля «Солисты Москвы» также прошли в Рыбинске, Ростове Великом, Угличе, Переславле-Залесском. А в селе Великом Гаврилов-Ямского района Юрий Башмет устроил концерт под открытым небом. На Советскую площадь послушать музыкантов, которые исполнили произведения Грига, Чайковского, Моцарта, Такемицу и Хайдриха, пришли более 1500 человек. После концерта Башмет отправился в Великосельскую школу, где его хлебом-солью встретили ребятишки.

Пять лет назад в саду возле школы он вместе с дочерью Ксенией посадил вишни старинного сорта «владимирская». Деревца прижились. Маэстро завязал на «своей» вишне ленточку, загадал желание и получил в подарок баночку варенья. С удовольствием похрустел и огурцами из школьной теплицы.

Вокальное предложение

Центральной же темой фестиваля в этом году стало музыкальное путешествие по странам Европы. Публика с удовольствием пела грузинскую лирическую «Сулико» вместе с несравненной Нино Катамадзе. Голос Нино – меццо-сопрано с гигантским диапазоном – давал ей прекрасную возможность стать классической певицей. Но она влюбилась в джаз. Исполняя свои песни-танцы, как их Нино называет, она была настолько неотразима, что сам Башмет, сбросив несколько десятков лет, принялся галантно ухаживать за этой, как он восхищенно произнес, потрясающей красавицей. И даже сделал ей предложение, разумеется, вокальное, усевшись за рояль.

Импровизация удалась и была закреплена бокалом красного вина, который неожиданно появился в руках маэстро. После концерта посерьезневшая Нино честно призналась, что на родине ее нередко осуждают за выступления в России. Но любовь к нашей стране сильнее, а политики пусть разбираются сами. Она очень любит русскую литературу, которая для нее как глоток свежего воздуха, и на этот раз взяла с собой «Доктора Живаго» Пастернака. Что же касается Ярославля, то тут Нино бывать особенно приятно. Ведь здесь живет ее лучшая подруга.

Страсти по даме. Пиковой

Главным козырем фестиваля стал музыкально-драматический спектакль «Страсти по Пиковой даме» – оригинальная постановка Юрия Башмета и Павла Сафонова. Это новая версия шедевра Пушкина и Чайковского. Как признался Сафонов, ему и артистам очень лестно выступать на сцене первого русского, театра с харизмой и историей. Особенно он рад встрече с Евгением Марчелли, в спектакле которого «Лев зимой», идущем в театре Вахтангова, ему довелось играть Ричарда Львиное Сердце.

Сюжетом спектакля, открывает и завершает который знаменитая ария Германа «Что наша жизнь? Игра!», стала рассказанная Томским история о давней встрече в Париже юной красавицы графини Анны (Надежда Михалкова) с таинственным графом Сен-Жерменом (Сергей Епишев). Добиваясь любви Венеры московской, граф откроет ей тайну трех карт, но под гипнозом сотрет у девушки воспоминания об их любви. Пройдут долгие 69 лет, когда влюбленные вновь встретятся. Пыль, мрамор, холод, дом, лестничный пролет, на люстре свечи и двигающиеся словно в полудреме похожие на бестелесных духов персонажи – от этого всего веет мистикой и тайной. Страстные диалоги перемежаются вокальными партиями в исполнении солистов Большого театра. И конечно, самые громкие аплодисменты в финале исполнительнице партии графини солистке Мариинского театра Ирине Богачевой.

– Для меня как артистки было интересно попробовать себя в новом жанре. Это совсем другие подача и стиль. Мне очень импонирует моя героиня – азартная, хулиганистая, капризная, но при этом верная и учащаяся на своих ошибках. Азартный ли я человек? Очень! Поэтому в карты стараюсь не играть, – поделилась Надежда Михалкова.
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»