03:53
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 ноября 2017

Легендарный парад 1941 года

7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади в ознаменование 24­й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции состоялся парад войск. Советские войска вели тяжелые оборонительные бои с немецко-­фашистскими войсками в 70 – 100 километрах от столицы, Москва находилась на осадном положении, шла эвакуация предприятий и учреждений. Парад принимал заместитель наркома обороны СССР Маршал Советского Союза С.М. Буденный, срочно отозванный с фронта.

По инициативе Сталина

А накануне парада, 6 ноября, состоялось торжественное собрание. На этот раз не в Большом театре, а на платформе станции метро «Маяковская». На нем с речью выступил Сталин. Он изложил итоги войны за 4 месяца и объяснил, почему «молниеносная война» была успешной на Западе, но провалилась на Востоке. Затем Сталин проанализировал причины наших временных неудач и предсказал, что немецкие империалисты будут разбиты: «Наше дело правое – победа будет за нами». Эти слова всю войну звучали как призыв.

Инициатором и торжественного собрания, и парада был И.В. Сталин. Вот как позднее в своих воспоминаниях писал генерал-полковник П.А. Артемьев: «В последних числах октября как командующий войсками Московского военного округа и Московской зоной обороны был с докладом в Ставке Верховного Главнокомандования... Внимательно выслушав мой доклад, И.В. Сталин спросил:

– Вы собираетесь готовиться к параду войск Московского гарнизона в ознаменование 24-й годовщины Октябрьской революции?

Вопрос был настолько неожиданным, что я замешкался с ответом: «Товарищ Сталин, день и ночь идут бои. Мы все отдали на фронт. Вряд ли наберем нужное количество войск для парада. Ну «коробки» пехоты еще можно сколотить. А танки? Их у меня нет ни одного. И вся артиллерия – на огневых позициях...»

– Вы недооцениваете политическое значение парада... Парад готовить! Необходимые войска найти. Артиллерией поможет Главное артиллерийское управление, будут и танки... Посоветуйтесь с товарищем Буденным. Он будет принимать парад, а вы – командовать парадом. О параде должны знать лишь те, кому необходимо».

В строжайшей тайне

Действительно, подготовка парада проходила в строжайшей тайне. О начале парада членам Политбюро ЦК, секретарям МК и МГК Сталин объявил после торжественного собрания. Командирам частей, участвовавших в параде, стало известно в 23 часа, а приглашенным на Красную площадь представителям трудящихся и иностранным журналистам сообщили о проведении торжества в 5 часов утра 7 ноября.

Если бы немцы узнали о параде заранее, они могли бы сорвать его проведение. Но немецкая разведка не узнала! О параде немцам стало известно после его окончания, когда была включена трансляция.

Даже подготовку Красной площади проводили только в ночь на 7 ноября. Вот что пишет генерал-лейтенант Николай Кириллович Спиридонов, комендант Кремля:

«Накануне октябрьских праздников, будучи на докладе у Верховного Главнокомандующего, я спросил у него, как быть с «камуфляжем». Дело в том, что с началом войны главная площадь страны и вся территория Кремля облачились в «камуфляж». Погасили и зачехлили звезды на Кремлевских башнях. Покрыли стойкими красками золотые главы церквей и соборов. Мавзолей укрыли мешками с песком, скроили и сшили из сурового полотна «дом», нарисовали на нем окна, двери, натянули на каркас, которым укрыли усыпальницу Ильича (само его тело было извлечено и тайно вывезено в г. Тюмень, где оно хранилось до 1943 года. – Прим. авт.). И еще много чего сделали согласно плану оперативной маскировки.

Сталин, выслушав мой вопрос, немного подумав, сказал:

– В ночь на 7 ноября Кремлевские звезды расчехлить, зажечь перед началом парада. К утру Красной площади придать праздничный вид. Убрать все лишнее... Мавзолей освободить от маскировки... И вот еще что. Имейте под руками кареты «скорой помощи», санитарные бригады. Если прорвется какой-то воздушный стервятник и полетят бомбы... Словом, парад войск не будем приостанавливать ни при каких обстоятельствах».

По указанию Сталина на подмосковных аэродромах находились в готовности номер один 550 самолетов, начеку были и зенитчики. К тому же все расчеты сводного зенитного полка ПВО, участвовавшие в параде, имели штатный боекомплект боеприпасов. В полной боевой готовности находились и другие участники торжественного марша.

Между тем 6 и 7 ноября 1941 года советское командование спланировало и осуществило ряд сильных ударов на Можайском, Волоколамском и Малоярославском направлениях.

Бог большевикам помогает

Легендарный парад начался 7 ноября ровно в 8.00.

После рапорта командующего парадом и объезда войск с речью к войскам и народу всей страны обратился председатель Государственного комитета обороны, Верховный Главнокомандующий и нарком обороны СССР И.В. Сталин. В конце своего выступления он сказал:

– ...На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии!

Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляют вас в этой войне мужественные образы наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

Здесь я должен отступить от хронологии изложения и написать о том казусе, который произошел во время речи Сталина. Дело в том, что в целях сохранения тайны разрешить трансляцию парада по стране и за ее пределами должно было всесильное агентство Берии. Работники радио не посмели включить трансляцию самостоятельно, а такого разрешения не последовало. Трансляция велась только на Красную площадь. И вот, чтобы страна и зарубежье узнали о параде, пришлось уговорить Сталина выступить с речью еще раз. Вначале он сопротивлялся, но, поняв необходимость – люди должны услышать его речь, согласился. Речь была произнесена вторично.

И мы теперь видим, как Сталин выступает в шинели и фуражке, на которых нет ни снежинки, а на Мавзолее он стоял весь заснеженный и в шапке.

Вот как говорил об этом корреспондент газеты Западного фронта Евгений Захарович Воробьев: «...Мы стояли так близко, что я слышал, как Сталин, выйдя на балкон Мавзолея, где, видимо, ветер был сильнее, чем у нас внизу, сказал: «А здорово подувает».

И потом немного позже, радуясь непогоде, которая затрудняла нападение вражеской авиации, Сталин усмехнулся, когда снег пошел еще гуще, и сказал тем, кто стоял с ним рядом:

– Везет большевикам, бог им помогает...

С Красной площади на фронт!

После выступления Сталина начался торжественный марш войск под звуки оркестра штаба МВО под управлением В.И. Агапкина, автора знаменитого «Прощания славянки».

Первыми по Красной площади прошли курсанты минометно-артиллерийского училища, за ними прошли батальоны курсантов училища имени Верховного Совета РСФСР и военно-политического училища. Вслед за курсантами шли полки 2-й Московской и Ивановской имени М.В. Фрунзе стрелковых дивизий, полк отдельной бригады особого назначения, полк дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, Флотский экипаж, Особый батальон Военного совета Московского ВО, батальоны бывших красногвардейцев-ветеранов и два батальона Всеобуча.

За пехотой прошли эскадроны кавалерии, пулеметные тачанки, артиллерийские полки Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, танковые батальоны резерва Ставки (свыше 200 танков, прибывших накануне парада из Мурманска и Архангельска). Сильный снегопад, пурга исключили возможность участия в параде авиации.
Часть войск и все полки с парада направлялись прямо на фронт. Весть о параде с некоторой задержкой разнеслась по всему миру. Об этом узнали и в гитлеровском руководстве. Разъяренный Гитлер, позвонив в штаб группы «Центр», приказал немедленно направить на Москву целое соединение бомбардировщиков, несмотря на непогоду. Но ни один из них не прорвался к Москве: 25 из них были сбиты нашими средствами ПВО на дальних подступах, остальные повернули назад.

Парад на Красной площади поднял моральный дух советских воинов, всего нашего народа, вселил уверенность в разгром врага. Народы мира убедились в силе и могуществе Красной армии. Особенно окрыляли людей слова известной песни: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва!». И действительно, через месяц врагу был нанесен сокрушительный удар, который сорвал планы гитлеровцев. Под Москвой зажглась звезда нашей победы.
Автор: Владимир Жилкин

Комментарии

Другие новости раздела «Великой Победе посвящается»

Читать