01:50
пятница,
26 апреля 2024 г.
14.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 февраля 2018

Фанаты в Сети и наяву

Сегодняшняя жизнь предполагает два формата: реальный и виртуальный. Виртуальная жизнь пользуется плохой славой, особенно среди возрастной части нашего общества: там, считают люди пожилые, разврат, насилие, суицид и прочие гадости. Но и в реальном формате есть такие же «раздражители». Вот, к примеру, спортивные фанаты. Обыватель их вполне заслуженно считает людьми опасными: кричат, пиротехнику жгут, друг другу физиономии бьют, а если подворачивается мирный человек, то и он, что называется, огребает. А теперь представим себе, что в Интернете есть места, где эти самые фанаты формируют основное содержание. Страшно?

Черно-синий – самый… добрый!

Фанаты футбола традиционно отличаются наиболее буйным нравом. Правда, это касается в основном столичных футбольных группировок – эксцессы на «Шиннике» в те времена, когда наша команда играла со «Спартаком», «Динамо» и ЦСКА, случались из-за заезжих «рыцарей футбольного образа».

На стадионе «ярославская дружина» отличается, как это ни странно, креативом довольно веселым. К примеру, когда фанаты «Спартака» устроили беспорядки на нашем стадионе, функционеры Российского футбольного союза на три игры оставили Ярославль без болельщиков. Тогда ярославцы изготовили десяток фанерных чучел, раскрасили их в цвета клуба и рассадили по лучшим местам на восточной трибуне стадиона. Подобных акций за несколько лет прошло довольно много.

В личном общении фанаты «Шинника», конечно, не так «белы и пушисты» – после поражений команды от них можно набраться нехороших слов и негативных эмоций. Но до противоправных действий все же не доходит. И никогда не доходило – известны лишь единичные эпизоды, когда фанатов из «ярославской дружины» привлекали к административной ответственности. Тех, кто черно-синими цветами в быту не живет и на стадион ходит посмотреть футбол, фанаты несколько снисходительно называют «кузьмичами». Но относятся к своим «непродвинутым» товарищам вполне мирно.

А что же представляет собой сообщество любителей ярославского футбола в Сети? Сначала зайдем на гостевую книгу официального сайта «Шинник». Здесь куда больше воспоминаний, обсуждений и аналитики, чем бескомпромиссного фанатского «флейма» – так в Интернете называют ругань. Бывают, конечно, всплески эмоций, особенно после поражений команды, для которых не было объективных причин, но эти фонтаны гасятся, как ни странно, самими завсегдатаями гостевой книги. Между тем «защищенных» персонажей тут нет, и критические стрелы «прилетают» периодически даже в адрес главного тренера команды Александра Побегалова, любовь к которому в Ярославле просто не знает границ.

Что же касается обсуждения собственно «фанатской» кухни – какие «кричалки» исполнять, какой баннер рисовать и как пронести его на трибуны, с этим не сюда. У фанатов своя компания в Сети, куда посторонние не вхожи. Да и не поймет чужой ничего – две трети диалогов состоят из иносказаний, намеков и предположений.

Страница «Шинника» в социальной сети ВКонтакте больше соответствует гостевой книге: довольно информативно и без особого негатива. В ней зарегистрирован 12501 человек, но… Стандартное количество просмотров одной новости редко превышает полторы тысячи. И дело здесь, наверное, в том, что все больше юных любителей футбола все меньше интересуются текстовой подачей информации. И мигрируют в Инстаграм, где технически невозможно писать большие объемы, зато легко закачиваются тысячи фотографий и видеороликов.

«Локомотив» – наука побеждать

Спортом номер один в Ярославской области является, безусловно, хоккей. Фанатов «Локомотива» в Ярославле очень много, в «Арену-2000» их набивается до десяти тысяч, и это только верхушка айсберга. «Кричалки», песни и поведение фанатов «Локомотива» ближе к общепринятым социальным нормам поведения. Зато в Сети любители хоккея демонстрируют куда более крутой нрав. В отличие от футбольных болельщиков они точно знают, как добиться победы, и щедро делятся рецептами с руководством клуба, тренерским штабом и селекционной службой клуба. Казалось бы, откуда такая активность? Дело в том, что «Локомотив» в отличие от «Шинника» чемпионом России был, причем три раза. Этих счастливых минут забыть невозможно, и потому эмоции после каждого поражения самые запредельные. Впрочем, это же касается и эмоций радости от побед.

Известен и сайт болельщиков «Локомотива». Тут чуть менее информативно, но для общения есть все – гостевая книга, форум, блоги, чат… Темы тоже обсуждаются свободные: от ситуации в нашем клубе до положения дел на футбольном чемпионате Европы. Это при том, что любви и согласия между футбольными и хоккейными фанатами в нашем городе нет, а есть, наоборот, глухое взаимное раздражение. Хоккейные не понимают, как можно болеть за команду, которая давно ни на что не претендует и стадиона своего не имеет. Футболисты гордо утверждают, что любовь не зависит от успешности команды, за которую болеешь. А за хоккей, считают они, многие болеют, потому что это модно.

Впрочем, ближе к сетям. У болельщиков «Локомотива» имеется несколько групп ВКонтакте. Есть официальные группы в «Одноклассниках» и на Фейсбуке. Фактически сюда сбрасываются новости хоккея, поэтому группа довольно информативна. Зато оперативности больше в неофициальной группе под названием «ХК Локомотив – наша гордость». Здесь всегда можно узнать, какой теперь счет, где посмотреть трансляцию и кто чемпион, при том что клич «Локомотив» – чемпион!» повторяется в каждом обсуждении. Кстати, и народу здесь больше – почти 60 тысяч человек против 38 тысяч в официальной группе. И – что особенно важно – в этой группе во время игр собирается сорок, а то и пятьдесят тысяч болельщиков. Это, как ни крути, четыре-пять «Арен-2000». Хоккей все-таки страшная сила – даром что недруги все валят на моду.

Как кривое зеркало

Сегодня на социальные сети вешают всех собак – от немотивированной подростковой жестокости до краха валютных фондов. Между тем в правильных руках социальные сети могут быть серьезным инструментом в деле объединения людей под общей идеей. Фанатский сектор ярославских команд – яркое тому подтверждение.

В целом же получается странная вещь: футбольные болельщики – немногочисленная и сплоченная группировка – выглядят в Сети сущими ангелами. Хоккейных болельщиков, напротив, фанатами назвать сложно – среди них практически нет «рьяных и буйных». Зато в Сети они куда более круты, нежели их футбольные друзья-соперники. Одним словом, мы давно уже живем в двух пространствах – реальном и виртуальном, где очень часто один и тот же образ воспринимается совсем по-разному. Это и есть сегодня наш формат…
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Спорт»

Читать