12:15
вторник,
23 апреля 2024 г.
8.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 сентября 2009

Драка, придуманная женщиной

Пятнадцатилетний подросток забежал поиграть в баскетбол в Дом детского творчества. Случайно узнал о китайском искусстве вин чун и занимается им уже 11 лет.Руками по центру тела – Это китайское карате?

– Скорее, китайский бокс, потому что мы очень много работаем руками, – пояснил тренер по вин чуну Владимир Тихомиров.

Вин чун – один из 500 стилей кунг-фу, который зародился четверть тысячелетия назад, а в России появился в начале девяностых годов. Если кратко объяснить суть данного единоборства, то подойдет фраза «маленькие китайцы бьют руками по центру тела». Вин чун – искусство ближнего боя, поэтому в нем нет широких замахов и амплитудных движений. Противники стараются наносить удары в центр тела, где находятся наиболее уязвимые зоны: лицо, горло, солнечное сплетение, пах. Удар правее или левее – считают винчуновцы – уйдет по касательной и принесет меньше вреда. А приложение силы точно по центру тела нанесет противнику наибольший урон. А кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая, и посему долой богатыр-ские замахи и финты.

Из баскетбола в кунг-фу

Володя начинал заниматься у Алексея Борисова. И было удивительно, что подросток не сбежал после месяца тренировок, как это сделали другие. В юношестве же на вершине пьедестала стоят внешние эффекты: кия, бац, на, ногой в ухо и прочие стереотипы из фильмов про Брюса Ли. На самом же деле на первом этапе ученики год­полтора учат и отрабатывают связки с противником, но почти на месте, никуда не двигаясь, нанося удары только руками. Потом еще столько же учатся уводить тело от ударов противника. Ну какой пацан выдержит столько без выхода энергии в тренировочном спарринге. Вот кумир подростков Брюс Ли, который, кстати, тоже начинал с вин чуна, не выдержал, убежал и основал свою школу, добавив в нее пару других стилей.

А Володя отзанимался 5 лет, пока его учитель не ушел на пенсию. После этого секция винчунистов почти распалась. И только Тихомиров с товарищем по секции два года ходили и тренировались друг с другом. И благодаря этому вин чун не умер в Ярославле.

Но ярославцы варились в собственном соку, не было движения вперед. Друг друга уже изучили так, что могли на десять ходов вперед предсказать, что каждый будет делать. Они сменили место тренировок со спортзала Дома детского творчества на зал в строительном техникуме. В последнем часто тренируются представители разных видов единоборств. Естественно винчунисты решили помериться, чье «кунг­фу лучше». Владимир с другом думали, что уже все умеют, и справиться с более простыми, на их взгляд, единоборствами их школа сможет с легкостью.

На побоях учатся

И винчуновцам тут же «наваляли» по полной программе. Тихомиров понял, что слишком долго они жили без развития, переваривая старые знания. Полезли в Интернет. И хотя хитрые китайцы выдают там много информации, но главное утаивают. Тогда стал Владимир искать, у кого бы опыт перенять вживую.

И тут как раз в секцию вернулся Олег Игнатов, который десять лет назад начинал заниматься, но потом бросил.

– Олег был тем «идейным генератором», который помог нам развиваться дальше. Я понимал, что надо что­то менять, но как­то смелости не хватало позвонить и поговорить с известным винчунистом Белощиным, мастер же все­таки, а я кто, просто самоучка! А он подстегнул, подбодрил – и закрутилось! – говорит Владимир.

Вышли на Анатолия Белощина и стали ездить к нему на занятия.

Дали объявления, и народ потянулся покорять вершины китайского кунг­фу. В 2008­-м в секцию пришел сам Алексей Борисов, родоначальник вин чун в Ярославле. После 5­летнего перерыва начал заниматься вместе со всеми как ученик!

На сегодняшний день стиль кунг­фу в Ярославле изучают около десяти человек. Преподаватели, ботаники, инкассаторы, рабочие, студенты. Приходят даже девушки, но они долго не задерживаются, поскольку у них… легко все получается. Природой им дана гибкость и плавность, которая у мужчин появляется после нескольких лет занятий.

Много было детей, желающих заниматься, но Владимир всем отказывал. Слишком это травмоопасное искусство, чтобы доверить его людям до 18 лет.

От «липких» рук до шеста

В вин чун есть 6 уровней. После того, как ученик пройдет уровень освоения базовой техники рук самостоятельно и в паре, освоит искусство ухода от ударов и работу ногами, то наступает черед работы с деревянным манекеном и оружием. Есть и такое упражнение: чи сао, в переводе означающее «липкие», или «чуткие руки», благодаря которому можно чувствовать противника, его намерения на короткой дистанции, недоступной для зрительного восприятия! На таком коротком расстоянии удары слишком быстрые. Например, один из наставников Брюса Ли мог нанести 8 ударов в секунду, но это рекорд. А нормальная скорость где-то 5-6 в секунду. Чтобы противостоять такой скорости, нужно уметь чувствовать энергию атаки, которая исходит из рук соперника, иметь чувствительные, или, пользуясь китайской терминологией, «липкие» руки. Владимир тренируется каждый день. Даже дома у него стоит деревянный манекен, на котором он отрабатывает технику. Сейчас ярославец осваивает 2­й уровень, а всего их шесть! Готовится сдавать осенью экзамены. На 3­м уровне еще учатся драться голыми руками, без применения каких либо тренажеров и оружия. А вот после 3­го уровня начинается изучение комплекса с деревянным манекеном, изучается работа с шестом и мечами­бабочками.

Прекрасное далёко

В России вин чун не очень распространенное направление кунг­фу. В стране всего 8 школ, самые крупные из которых в Москве, Санкт­Петербурге, Челябинске, Ухте, Ярославле. В отличие от России, вин чун очень сильно распространен в Европе: целых 5 крупных независимых друг от друга школ только в одной Англии, а также в Америке, Австралии, даже в Японии есть «японский вин чун».

Сторонники вин чуна решили осенью 2009­-го года провести первый официальный чемпионат мира, где и попробуют начать продвигать идею этого спорта в массы. И ярославцы, стоящие у истока, могут преуспеть в нем

из истории
По преданию, мать-основательница вин чун Нг Муи была даосской монахиней и выдающимся знатоком боевых искусств. Когда ее известность дошла до монастыря Шаолинь, отец-настоятель пригласил Нг Муи погостить и показать свое мастерство. Это была очень высокая честь, которой удостаивались единицы. Монастырь Шаолинь помимо того, что являлся строгой чань-буддийской обителью, был и мощнейшим научно-исследовательским центром боевых искусств. Видимо, научный интерес превосходил религиозное рвение, потому что пребывание в монастырских стенах женщины, и к тому же служительницы иного культа, было явным и грубым нарушением буддийских правил. Когда Нг Муи прибыла в Шаолинь, она немедленно получила вызов на поединок от восходящей звезды тех лет Фонг Сей Юка. Молодой, но уже известный боец, он был знаменит своей великолепной техникой «железной рубашки», делающей тело неуязвимым даже для очень мощных ударов, и выдающейся физической силой. Нг Муи, которая по легенде была вдвое старше своего соперника, вызов приняла, но поставила условие, что бой будет с оружием, а не на кулаках. Предание умалчивает, какое это было оружие. Но если строго следовать традиции, это могли быть только парные тесаки батчамдоу, потому что длинный шест появился в стиле вин чун много позже. Фонг Сей Юк согласился на это условие и погиб в поединке.
* * *
После смерти монахини в 1726 году Нг Муи ее ученица Ним Вин Чун продолжала жить в горах и совершенствовать свое тело и дух. Во время одной из своих прогулок Ним шла по лесу и услышала рычание хищников. Осторожно приблизившись на расстояние, с которого можно было наблюдать за событием, она увидела сражение тигра и леопарда. Сражение велось на узкой горной тропе из-за добычи, лежавшей на склоне: тигр был крупным, сильным, величественным и жестоким, а леопард – хитер, ловок и быстр. Оба хищника, опасаясь сорваться с тропы в пропасть, в борьбе за добычу применяли короткие шаги и удары на коротком расстоянии.Это сражение тигра и леопарда подало идею о создании еще двух техник в своем арсенале. Вернувшись в храм, Ним Вин Чун создала на базе увиденного технику тигра и леопарда, а затем соединила с уже имевшимися техниками журавля и змеи. Постоянно шлифуя технику, вин чун, наконец, осуществила мечту своей учительницы Нгу Май и создала новый стиль, который мог бы помочь в защите. Это была уникальная техника, соединившая в себе особенности школы Шаолинь с повадками животных.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Спорт»

Читать