10:10
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
19 октября 2016

Три жемчужинки от Виталия Стужева

Из всех видов роскоши самый драгоценный – роскошь человеческого общения. У Центральной библиотеки имени Лермонтова есть замечательные друзья, и один из них – народный артист России, актер Ярославского ТЮЗа Виталий Стужев. В Лермонтовской библиотеке прошел цикл из трех встреч с Виталием Львовичем. И если уж говорить о роскоши, то эти три вечера были как три жемчужинки, подаренные нам артистом.

Вечер первый

Виталий Стужев предложил всем собравшимся в зале посмотреть и обсудить фильм режиссера Владимира Вобликова «Старики». Виталий Львович играет одну из трех основных ролей – вместе с актрисой Волковского театра Ириной Волковой, ярославским театралам она известна как Ирина Сидорова, и актером театра и кино Сергеем Фетисовым.

Итак, «Старики». В деревне, состоящей из трех оставшихся домов, живут три пожилых человека: Геннадий Петрович, которого местные зовут Мультик (Виталий Стужев); Максим Алексеевич с говорящим прозвищем Гастрит (Сергей Фетисов) и Анна Васильевна – просто Анна (Ирина Волкова). У каждого из них своя судьба, свой неповторимый характер, свои взгляды на жизнь. Объединяет их одно – тоска по уехавшим, бросившим и забывшим их детям.

И есть в фильме «Старики» еще один, не сразу видимый смысл. Вот он-то как раз и проявляется через Мультика, которого играет Виталий Стужев. Доброта, выстраданная сиротским военным детством и всей его нелегкой жизнью, наполняет Мультика простым и ясным чувством-убеждением: «И земля, и небо – холодные. Бог дал нам жизнь, чтоб мы все это согрели. Душами своими согрели – и землю, и небо, и друг дружку».

«Дон Кихот без порток!» – обзывает Мультика его вечный антагонист, злобный и несчастный Максим Алексеевич. И то верно – Дон Кихот! Смешной для окружающих, а впрочем, и трогательный, как его великий испанский предшественник, деревенский Дон Кихот, живущий высокой мечтой. А мечта и впрямь высокая – устремленная в космос, но связанная с земной неуемной отцовской болью – тоской по сыну. Не мог же сын его просто так забыть – он, наверное, в космосе, где-нибудь на Сириусе работает! И надо туда, в неизъяснимую высоту, послать ему весточку!

Такое столкновение доброго, бесконечно любящего сердца, высокой мечты с жесткой, чересчур разумной реальностью – вечный сюжет человеческого существования. Но когда речь идет о душах незащищенных – о детях и стариках, этот сюжет становится особенно явным. В фильме «Старики» он составляет глубинный пласт всего повествования. И почувствовать это мы смогли благодаря тонкой, богатой оттенками игре талантливых актеров. Особенно чисто, нежно и трагически прозвучала эта нота у Виталия Стужева.

Вечер второй

В этот вечер Виталий Стужев читал стихи. Высокий зачин вечеру сразу же придали два первых стихотворения: «Христос» Николая Гумилева и «Гефсиманский сад» Бориса Пастернака. А потом были сонеты Петрарки и Шекспира. Звучали то ли песней, то ли плачем стихи Сергея Есенина. И неожиданно – саркастическое стихотворение Владимира Маяковского. И выдержавшая соседство с классикой поэзия нашего земляка и современника Константина Васильева. И Пушкин. Особенно – Пушкин! Как точно сумел Виталий Львович, читая его стихи, передать пленительное сочетание тихой печали и сердечного горения, юмора и великодушия, озорства и тончайшей душевной деликатности! С каким артистизмом и пушкинской легкостью, с какой ясностью и глубиной прозвучала здесь главная тема всего вечера! Имя этой темы… конечно, любовь!

В этот вечер Виталий Львович рассказал нам и о том, как сыграл он самого Пушкина в театре одного из уральских городов, а в ярославском Театре на набережной – моноспектакль по пушкинской повести «Выстрел». Впрочем, подробный разговор о творческой жизни артиста был еще впереди, на следующей встрече.

Вечер третий

Эта встреча завершила цикл вечеров. На этот раз Виталий Стужев говорил с нами о театре и о жизни. И мы узнали, что детство его прошло в Рыбинске. Родившись в актерской семье, он уже в семь месяцев принял участие в одном из спектаклей – в органичной для него в то время роли младенца. Следующее его появление на профессиональной сцене, уже осознанное, произошло в гораздо более «зрелом» возрасте – в семь лет.

Узнали мы и о том, что Виталий Стужев в юности был великолепным футболистом, мастером спорта. Но, к счастью для будущих зрителей, любовь к театру и мощный артистический талант пересилили – Виталий Стужев стал актером. И самым интересным во время нашей встречи оказался именно разговор о его театральном творчестве.

Богатейший актерский опыт Виталия Стужева включает самые лучшие и сложные роли мирового театрального репертуара. Он играл Шекспира: в юности – Ромео, позднее – Отелло. А всего он сыграл восемь шекспировских ролей. Играл чеховские образы – Иванова и Гаева в «Вишневом саде». Играл Дон Жуана, Цезаря, главные роли в пьесах Островского, Вампилова и многое, многое другое. Ему приходилось работать в театрах разных городов России, выступать и в Англии, и в Турции. Ярославцы помнят его великолепные работы в спектаклях театра имени Волкова, а также театра «Колесо», приезжавшего к нам из Тольятти на гастроли.

Сейчас Виталий Стужев – артист Ярославского театра юного зрителя. И за годы работы на этой сцене он создал образы, которые зрителю невозможно забыть. Одна из таких ролей – Иван Коломийцев в спектакле по пьесе Горького «Последние». Виталий Стужев проживал на сцене жизнь Коломийцева с такой драматической силой и в то же время с такой тонкостью и точностью малейших душевных движений, что зритель одновременно и ненавидел, и жалел героя, ставшего для него благодаря актеру абсолютно реальным, живым человеком.

При этом в искусстве Виталия Стужева живет то великое чудо театра, которое называется перевоплощением. Образы, создаваемые им в спектаклях, всегда очень разные, иногда полярно противоположные. Вот, например, знаменитый скульптор эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини в моноспектакле «Жизнь флорентийского мастера Бенвенуто Челлини, рассказанная им самим», который еще сравнительно недавно шел на сцене ТЮЗа. Это человек, истово преданный своему искусству. Огонь, скрытый упрямый огонь постоянно живет в его сердце! А вот Василий Семеныч Кузовкин, герой спектакля по пьесе Тургенева «Нахлебник», который идет сейчас в театре. В нем тоже есть огонь, но это тишайший огонь смиренной любви. А есть еще обаятельный мистер Дулитл из мюзикла «Моя прекрасная леди». И есть множество других, самых разных персонажей, созданных многогранным талантом этого актера.

«Дом сердца» – так назвал он третью встречу. Домом сердца должен быть театр. Домом сердца должна быть в лучших своих проявлениях и библиотека.
Автор: Ирина Шихваргер
Фото с сайта yartuz.ru и clubyar.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать