19 октября 2016
Три жемчужинки от Виталия Стужева
Из всех видов роскоши самый драгоценный – роскошь человеческого общения. У Центральной библиотеки имени Лермонтова есть замечательные друзья, и один из них – народный артист России, актер Ярославского ТЮЗа Виталий Стужев. В Лермонтовской библиотеке прошел цикл из трех встреч с Виталием Львовичем. И если уж говорить о роскоши, то эти три вечера были как три жемчужинки, подаренные нам артистом.Вечер первый
Виталий Стужев предложил всем собравшимся в зале посмотреть и обсудить фильм режиссера Владимира Вобликова «Старики». Виталий Львович играет одну из трех основных ролей – вместе с актрисой Волковского театра Ириной Волковой, ярославским театралам она известна как Ирина Сидорова, и актером театра и кино Сергеем Фетисовым.Итак, «Старики». В деревне, состоящей из трех оставшихся домов, живут три пожилых человека: Геннадий Петрович, которого местные зовут Мультик (Виталий Стужев); Максим Алексеевич с говорящим прозвищем Гастрит (Сергей Фетисов) и Анна Васильевна – просто Анна (Ирина Волкова). У каждого из них своя судьба, свой неповторимый характер, свои взгляды на жизнь. Объединяет их одно – тоска по уехавшим, бросившим и забывшим их детям.
И есть в фильме «Старики» еще один, не сразу видимый смысл. Вот он-то как раз и проявляется через Мультика, которого играет Виталий Стужев. Доброта, выстраданная сиротским военным детством и всей его нелегкой жизнью, наполняет Мультика простым и ясным чувством-убеждением: «И земля, и небо – холодные. Бог дал нам жизнь, чтоб мы все это согрели. Душами своими согрели – и землю, и небо, и друг дружку».
«Дон Кихот без порток!» – обзывает Мультика его вечный антагонист, злобный и несчастный Максим Алексеевич. И то верно – Дон Кихот! Смешной для окружающих, а впрочем, и трогательный, как его великий испанский предшественник, деревенский Дон Кихот, живущий высокой мечтой. А мечта и впрямь высокая – устремленная в космос, но связанная с земной неуемной отцовской болью – тоской по сыну. Не мог же сын его просто так забыть – он, наверное, в космосе, где-нибудь на Сириусе работает! И надо туда, в неизъяснимую высоту, послать ему весточку!
Такое столкновение доброго, бесконечно любящего сердца, высокой мечты с жесткой, чересчур разумной реальностью – вечный сюжет человеческого существования. Но когда речь идет о душах незащищенных – о детях и стариках, этот сюжет становится особенно явным. В фильме «Старики» он составляет глубинный пласт всего повествования. И почувствовать это мы смогли благодаря тонкой, богатой оттенками игре талантливых актеров. Особенно чисто, нежно и трагически прозвучала эта нота у Виталия Стужева.
Вечер второй
В этот вечер Виталий Стужев читал стихи. Высокий зачин вечеру сразу же придали два первых стихотворения: «Христос» Николая Гумилева и «Гефсиманский сад» Бориса Пастернака. А потом были сонеты Петрарки и Шекспира. Звучали то ли песней, то ли плачем стихи Сергея Есенина. И неожиданно – саркастическое стихотворение Владимира Маяковского. И выдержавшая соседство с классикой поэзия нашего земляка и современника Константина Васильева. И Пушкин. Особенно – Пушкин! Как точно сумел Виталий Львович, читая его стихи, передать пленительное сочетание тихой печали и сердечного горения, юмора и великодушия, озорства и тончайшей душевной деликатности! С каким артистизмом и пушкинской легкостью, с какой ясностью и глубиной прозвучала здесь главная тема всего вечера! Имя этой темы… конечно, любовь!В этот вечер Виталий Львович рассказал нам и о том, как сыграл он самого Пушкина в театре одного из уральских городов, а в ярославском Театре на набережной – моноспектакль по пушкинской повести «Выстрел». Впрочем, подробный разговор о творческой жизни артиста был еще впереди, на следующей встрече.
Вечер третий
Эта встреча завершила цикл вечеров. На этот раз Виталий Стужев говорил с нами о театре и о жизни. И мы узнали, что детство его прошло в Рыбинске. Родившись в актерской семье, он уже в семь месяцев принял участие в одном из спектаклей – в органичной для него в то время роли младенца. Следующее его появление на профессиональной сцене, уже осознанное, произошло в гораздо более «зрелом» возрасте – в семь лет.Узнали мы и о том, что Виталий Стужев в юности был великолепным футболистом, мастером спорта. Но, к счастью для будущих зрителей, любовь к театру и мощный артистический талант пересилили – Виталий Стужев стал актером. И самым интересным во время нашей встречи оказался именно разговор о его театральном творчестве.
Богатейший актерский опыт Виталия Стужева включает самые лучшие и сложные роли мирового театрального репертуара. Он играл Шекспира: в юности – Ромео, позднее – Отелло. А всего он сыграл восемь шекспировских ролей. Играл чеховские образы – Иванова и Гаева в «Вишневом саде». Играл Дон Жуана, Цезаря, главные роли в пьесах Островского, Вампилова и многое, многое другое. Ему приходилось работать в театрах разных городов России, выступать и в Англии, и в Турции. Ярославцы помнят его великолепные работы в спектаклях театра имени Волкова, а также театра «Колесо», приезжавшего к нам из Тольятти на гастроли.
Сейчас Виталий Стужев – артист Ярославского театра юного зрителя. И за годы работы на этой сцене он создал образы, которые зрителю невозможно забыть. Одна из таких ролей – Иван Коломийцев в спектакле по пьесе Горького «Последние». Виталий Стужев проживал на сцене жизнь Коломийцева с такой драматической силой и в то же время с такой тонкостью и точностью малейших душевных движений, что зритель одновременно и ненавидел, и жалел героя, ставшего для него благодаря актеру абсолютно реальным, живым человеком.
При этом в искусстве Виталия Стужева живет то великое чудо театра, которое называется перевоплощением. Образы, создаваемые им в спектаклях, всегда очень разные, иногда полярно противоположные. Вот, например, знаменитый скульптор эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини в моноспектакле «Жизнь флорентийского мастера Бенвенуто Челлини, рассказанная им самим», который еще сравнительно недавно шел на сцене ТЮЗа. Это человек, истово преданный своему искусству. Огонь, скрытый упрямый огонь постоянно живет в его сердце! А вот Василий Семеныч Кузовкин, герой спектакля по пьесе Тургенева «Нахлебник», который идет сейчас в театре. В нем тоже есть огонь, но это тишайший огонь смиренной любви. А есть еще обаятельный мистер Дулитл из мюзикла «Моя прекрасная леди». И есть множество других, самых разных персонажей, созданных многогранным талантом этого актера.
«Дом сердца» – так назвал он третью встречу. Домом сердца должен быть театр. Домом сердца должна быть в лучших своих проявлениях и библиотека.
Автор: Ирина Шихваргер
Фото с сайта yartuz.ru и clubyar.ru
Фото с сайта yartuz.ru и clubyar.ru
Другие новости раздела «Общество»
Общество
16 апреля 2024
Главой центральных районов назначен Алексей Соков
Общество
17 апреля 2024
Ярославцы смогут оформить Карту жителя Ярославской области
Общество
18 апреля 2024
Ярославские бойцы пожелали удачи любимому «Локомотиву» перед финалом Кубка Гагарина
Общество
18 апреля 2024
В центре Ярославля заменили почти сто секций заборов
Общество
15 апреля 2024
Стало известно, когда в Ярославле начнется сезон фонтанов
Общество
17 апреля 2024
Ярославские студенты провели экскурсию по улице Андропова
Комментарии