11:17
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 января 2018

Тотальный контроль или доверие?

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным и хорошим человеком. Вот только методы, которые они используют для достижения цели, порой различаются кардинально. Одни безоговорочно доверяют  собственному ребенку,  другие устанавливают над ним тотальный контроль.  Правильно ли это? И должны ли вообще родители вмешиваться в личную жизнь старшеклассника?

Просто стало любопытно…

У Екатерины никогда не было проблем с дочерью. Все было замечательно до тех пор, пока однажды мать не пригласили в полицию. Там суровая дама из инспекции по делам несовершеннолетних сообщила: Лена, 14-летняя дочь Екатерины, «ходит не на те сайты». Для матери это было шоком. Она всегда считала, что с Леной у них хорошие отношения, девочка откровенно рассказывала ей о своих проблемах и спрашивала совета, если не могла с чем-то справиться сама. Лена была круглой отличницей, и все учителя наперебой хвалили ее.

– Когда мне сказали, что активность моей дочери в так называемых «группах смерти» очень высокая, я чуть сознание не потеряла, – рассказывает Екатерина.

Вскоре в школе состоялось родительское собрание, на которое пришли и сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. Они рассказывали и о сайтах, пропагандирующих наркотики, и о тех, что призывают подростков расстаться с жизнью. Утверждали, что детей, которые их посещают, много, и настоятельно рекомендовали родителям следить за своими чадами.
  
Дальше прошли собрания по классам, классные руководители называли фамилии детей, посещающих эти сайты. В списке была и фамилия дочери Екатерины.

Дома у мамы с дочкой состоялся разговор.

– Лена сказала, что на сайты зашла после того, как узнала о них от друзей. Не увидев ничего интересного, она благополучно обо всем забыла. Как я поняла, это было обычным подростковым любопытством.

Лена призналась маме: то, что ее фамилию в школе назвали в числе тех, кто ходит в «группы смерти», и теперь об этом знают все ученики, ее очень расстроило. Екатерина даже хотела перевести дочь в другую школу, но потом решила: Лена доучится до окончания девятого класса, и она не даст ее в обиду.

Спустя месяц Екатерину вновь вызвали в полицию. И когда сотрудник ПДН предложила ей подписать бумагу, в которой говорилось, что мать в курсе того, что ее ребенок находится в «группе риска», женщина сказала в ответ: она обратится в прокуратуру. По ее мнению, все произошедшее есть вмешательство в частную жизнь семьи.

– Я объяснила инспектору, что у нас с дочерью прекрасные отношения, она мне доверяет и не собирается ни с крыши прыгать, ни вены резать, ни наркотики глотать, – рассказывает Екатерина. – Ответа не последовало. Однако после этого мне перестали звонить. В школе тоже «забыли» о произошедшем. Но я-то помню и уверена: тотальная слежка за подростками ни к чему хорошему не приведет.

Шпионить или нет?

Надо сказать, что подобные общешкольные собрания, о которых рассказала Екатерина, прошли во многих учебных заведениях Ярославля, и далеко не все родители приняли совет сотрудников полиции «тщательнее следить за своими детьми». Хотя есть и те, кто разделяет эту точку зрения.

– Я уверена, что родители обязаны следить за ребенком, – говорит Марина Ратуева. – Они должны знать, о чем он думает, что он делает, ведь до 18 лет именно родители несут за него ответственность. И какими способами мать с отцом будут это делать, никого не касается. А педагоги школы правильно напоминают взрослым об этой их обязанности.

А вот другая позиция.

– Шпионить за своим ребенком безнравственно! – считает Вячеслав Прохоров. – Меня просто потряс совет женщины из полиции, которая пришла к нам в школу на собрание и открыто призвала проверять телефоны детей.

– Все, что мы слышали на этих собраниях, свидетельствует: «совок» в самых мерзких его идеологических проявлениях живее всех живых, – выражает свое мнение Антон Алексеев, папа десятиклассника. – Я уверен, что учителям дали «разнарядку», и они, вспомнив собственный пионерско-комсомольский и партийный опыт этого увлекательного занятия, ринулись гнобить школьников и пугать родителей. По моему глубокому убеждению, шпионить, контролировать личное пространство ребенка, включая соцсети и телефоны, омерзительно. А вот иметь в школьном возрасте собственную позицию и желание ее выражать, наоборот, совершенно нормально.

– В этих разговорах больше всего напрягает то, что на одну линейку выстраиваются детская порнография, наркомания и «неправильные» политические взгляды, – считает Евгения Смирнова. – Странно, вы не находите?

Не стригите под одну гребенку

Галина Хитрова, директор 80-й школы, считает, что зачастую родители не хотят слышать информацию, которая звучит на подобных собраниях.

– Мне больно и неприятно читать в соцсетях сетования мам и пап на то, что именно педагоги призывают их шпионить за детьми, – говорит Галина Владиславовна. – Получается, все учителя плохие. Это чудовищно несправедливо, нельзя всех стричь под одну гребенку! Ни детей, ни педагогов! В нашей школе, например, совершенно другая политика. Мы советуем родителям устанавливать добрые отношения со своими детьми, только тогда между ними будет доверие и взаимопонимание. Но и о безопасном Интернете мы тоже говорим, даем ссылки на полезные материалы.

Свое мнение по поводу тотального контроля над детьми высказала и кандидат психологических наук Ирина Крупенникова:

– Доверие между детьми и родителями очень важно. Многие мамы и папы считают, что надо стать друзьями собственных детей. Но друзей они найдут и среди сверстников, миссия родителей в другом – дети должны быть уверены, что в трудную минуту они всегда смогут обратиться к родителям за поддержкой и помощью. А вот тотальный контроль, стремление следить за каждым шагом ребенка не приведут ни к чему хорошему. В детях надо с самого раннего детства воспитывать самостоятельность. А еще надо научиться доверять своему ребенку.
Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать