08:18
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 ноября 2017

Такая разная революция

7 ноября  исполняется 100 лет Октябрьской революции – Великой, как ее называли  еще сравнительно недавно.  
100-летний юбилей не получил столь широкого освещения и резонанса, как это предполагалось. Что дала социалистическая революция России и миру? Больше добра или зла принесла? У каждой точки зрения свои ярые сторонники. Но, может быть, нашему обществу, издерганному реформами, уже стоит понять: история не терпит сослагательного наклонения и нам пора прекратить делиться на «красных» и «белых», пора вспомнить, что мы единая страна, единый народ, а самое главное – у нас единая великая история.

Да, 1917-й принес много потрясений и горя, но страна выстояла, и мы не должны забывать уроки прошлого – как делаются революции, сколько крови проливается. Не должны забывать и то, что для многих поколений советских людей 7 ноября был и остается очень важным праздником.

У разных поколений отношение к революции разное. У тех, кого теперь мы называем «детьми войны», упоминание о революции не рождает на лице улыбку.

Вот в магазин идет Элеонора Николаевна 1939 года рождения:

– С этой датой у меня, как и у многих, связано многое. И хорошее, и плохое. Но для моей семьи революция ничего не изменила. Как были бедными, так и остались.

В парке скандинавской ходьбой занимается дедушка 1936 года рождения. Он назвал себя Федором. Вот что он рассказал:

– Для меня с революцией связана улица Блюхера. Был такой военачальник. Больше я о нем не знаю и знать не хочу, так как революция не вызывает во мне ничего хорошего. Что Ленин, что Сталин, что тот же Гитлер – каждый хотел править, и простой народ был для них лишь ступеньками наверх. Мы полжизни ходили в рваных штанах и до 70-х годов не видели масла, фруктов и мяса. Я родился в деревне, с 8 до 16 лет был пастухом, окончил семилетку. Но чему меня там научили? Читать и писать! Так что я человек темный. Куда власть хочет, туда меня и развернет. Из деревни уходить было нельзя. В 1953 году батька по блату устроил меня в ФЗО № 23. Это была удача. Там меня научили слесарить и отправили в Таллин на военный завод. В Эстонии я увидел другую жизнь! Там все было!!! После Таллина я служил на флоте, на Баренцевом море. В армии получил профессию шофера, но в Ярославле устроиться шофером можно было только по блату. Так до пенсии и был рабочим на ЯМЗ. Так что для меня революция – это гниль, война, голод, холод, бесконечные очереди.

У людей среднего возраста личного непримиримого отношения к революции нет. Кованым сапогом голода и репрессий она их под себя не подминала. Вот Оксана Вашкина 1979 года рождения спешит с дочкой в больницу и про революцию совсем не думает:

– Не знала, что в этом году 100 лет отмечается. Я хотя и родилась в СССР, то время плохо помню. Помню, с ним связаны демонстрации. А больше ничего.

Андрей, он тоже 1979 года рождения, созерцает с берега Волги Толгский монастырь и про 100-летие революции знает:

– В Ярославле полгорода носит революционные названия. Комсомольская площадь на Красном Перекопе – чем не напоминание о ней? Революции, ха, я сам не помню. Но с советским временем у меня связано только хорошее. Это же мое счастливое детство! У нас была свобода и не было тревог. Что мне было тогда нужно? Поел, погулял, мороженку мне купили, и я доволен.

Я, как и Андрей, принадлежу к тем, чье детство выпало на краткий момент развитого социализма. Значит, и у меня с тем кровавым переломом в жизни России связана только романтика революционных битв. Ту романтику мы, рожденные в стабильности, черпали из фильмов «Красные дьяволята», «Кортик» и «Бронзовая птица». Мы люто ненавидели врагов революции, болели «за красных», еще гордились пионерским галстуком и жаждали «горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». А еще у нас было уважение к взрослым. И эти взрослые в начале 80-х в самом сердце СССР массово диссидентствовали на кухнях…

С поколением последних советских детей личные связи с революцией обрываются. Растут те, для кого великий советский эксперимент лишь кульбит истории, и отношение к нему теоретическое. Вот как у Елизаветы 2003 года рождения:

– Конечно, я знаю про революцию и кто такой Ленин. Мои одноклассники тоже знают. Мы же не тупые! Но с революцией у меня ничего не связано. Только книги: «РВС», «Чук и Гек» Аркадия Гайдара, «Весна» Александры Брунштейн, «Рассказы о Ленине» Зои Воскресенской. Там Володя Ульянов слишком правильным показан. Не верю. Еще «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой. Динкина семья Арсеньевых — революционеры. Мне они очень нравятся. Еще «Дюжина ножей в спину революции» Аркадия Аверченко. Но это скорее антиреволюционные рассказы, сатира.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать